Мне очень нравится сериал In treatment (в нашем прокате звучащий как «Лечение»). Я не раз пересматривала оба сезона, и каждую серию в них знаю почти наизусть.
Но всякий раз я соприкасаюсь с разными пластами, уровнями, и нахожу все новые и новые смыслы для себя. В чем-то он мне кажется бездонным.
Один из моих любимейших персонажей второго сезона - пожилой бизнесмен Уолтер.
Сегодня еще раз мне захотелось пересмотреть серии с ним, и именно сегодня до глубины души меня тронуло письмо его дочери Натали, которое Уолтер зачитывал Полу, делясь своим беспокойством о ней.
Приведу его в качестве цитаты:
«Привет, папа.
В Руанде психотерапии тяжело. Никогда в своей жизни я так много не работала, и понимала так мало.
Мы открыли клинику для жертв насилия в деревне... Пришла одна женщина, она была в отчаянии. Они все думают, что мы можем спасти их души достать им визы, потому что мы психологи американцы. Я объяснила ей, что я могу лишь предложить ей быть с ней и принимать ее любую средства срочной контрацепции.
Она должна была разозлиться или разочароваться, но она просто подавила свой гнев пристально смотрела на меня, безмолвно, неподвижно, как будто была заморожена.
Потом пришла девочка, восьми лет, после группового изнасилования.
Доктора сделали все, что могли, но она никогда больше не будет прежней.
Каждое утро я просыпаюсь измотанной. Но в конце дня все, что я хочу сделать, это отключиться от чувств напиться. Нам мало нечего предложить этим людям. Молодым людям нечем заняться. Некоторые из них настолько отрицают помощь злы, что они клянут на чем свет стоит плюют в нас, когда мы проходим. Странно то, что никогда еще я не чувствовала себя настолько живой.
В этом есть смысл жизни. В помощи людям… каждую секунду каждого дня.
Я так благодарна за то, что нахожусь здесь. Я люблю тебя и маму. Я напишу еще, когда смогу.»
Меня всякий раз пробирало до мурашек, вот и сегодня… Но сейчас как-то даже по-особенному. Для меня вдруг четко проявилась идея психотерапии в метафоре. Утрированная. Но иначе порой не видно.
И это сильно созвучно тому, что происходит, когда человек выбирает психотерапию в качестве своего призвания. Возрастает его вера в то, что все, что им делается, ни секунды не напрасно. Вопреки всему.
Я иногда также себя ощущаю: уставшей, беспомощной, ничего не понимающей.
Но никогда еще я не чувствовала себя настолько живой …
От этого есть ощущение звона внутри. И боли. И радости. И надежды…
И грусти оттого, что кто-то так никогда и не сможет измениться. И их близкие никогда не станут более счастливыми. И многие уже никогда не будут прежними, сохраняя внутри свои травмы… Как гибель шанса на изменение...
Ведь далеко не все способны принимать помощь. А с этим порой нелегко смириться и просто продолжать делать свою работу… для тех, кому все-таки нужно.