Свт. Иоанн Златоуст о Страшном суде.

Jan 27, 2012 12:10



Итак, будем делать все, чтобы не лишиться той славы. Хотите ли, я скажу и страшное? Это не для того, чтобы опечалить (вас), но чтобы исправить. Тогда пред тем престолом будет течь река огненная; тогда раскроются книги; суд будет страшный и ужасный; как в судилище, будут читаны записи о нашей жизни. Об этих книгах много говорят и пророки. Так, Моисей говорит: аще убо оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя из книги, в нюже вписал еси (Исх. XXXII, 32). Также и Христос говорил ученикам: о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех (Лук. X, 20). И пророк Давид: в книзе твоей вси напишутся, во днех созиждутся, и никтоже в них (Псал. CXXXVIII, 16), и еще: да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся (Псал. LXVIII, 29). Видишь ли, что одни изглаждаются, и другие вписываются? Хочешь ли знать, что не только праведные вписываются в тех книгах, но вписаны там и грехи наши? Теперь время праздника: будем поучаться тому, чем мы можем избавиться от наказания. Страшно это слово, но вместе полезно и прибыльно, потому что избавляет нас от необходимости испытать (наказание) на самом деле. Итак, будем знать, что грехи записываются, и что мы здесь ни скажем, тотчас вносится туда и записывается. А откуда это известно? О таких предметах нельзя изъясняться просто. Малахия [3] говорит иудеям: горе прогневляющим Господа, и о чем прогневахом Его? Зане ресте: всяк, творяй зло, добр пред Господем; это - слова рабов неблагодарных; и в них сам благоволи, т. е. в развращенных, говорит, не служивших Ему (Малах. II, 17). Вот мы сохранихом хранения Его и блажим чуждих; мы, говорили они, ежедневно служим, а другие наслаждаются благами (Малах. III, 14, 15). Это часто говорят и рабы о господах. Впрочем человеку говорить это о человеке не столь опасно, хотя и опасно; но говорить это об общем Владыке вселенной, Владыке милостивом и человеколюбивом, достойно всякого осуждения и крайнего наказания. А дабы тебе убедиться, что такие слова записываются, послушай, что говорит пророк: вот это написано в книге живущих в память пред лицем Бога (Малах. III, 16). Записываются не потому, чтобы Богу вспомнить день, но чтобы представить книгу, как некоторую улику и обвинение. Может быть, я потряс душу вашу страхом; но не вашу, а наперед свою. Итак, прекращу речь, или - лучше - страх, а еще лучше, не прекращу, но смягчу; пусть он остается и очищает душу вашу, но суровость его мы уменьшим. Как же мы можем уменьшить ее? Если покажем, что грехи не только записываются, но и изглаждаются. В судилище все, что подсудимый ни скажет при записывании, непременно записывается навсегда и уже не может быть изглаждено; а в той книге, хотя бы ты и сказал что-нибудь худое, потом, если захочешь, опять изгладится. Откуда это известно? Из Писания: отврати лице Твое, говорит псалмопевец, от грех моих, и вся беззакония моя очисти (Псал. I, 11), Никто не изглаждает того, что не написано; и так как грехи записаны, то он и молится об их изглаждении. А некто другой научает и тому, как они изглаждаются: милостынями и верами, говорит он, очищаются греси (Притч. XV, 27), - не только изглаждаются, но и очищаются, так что не остается и следа. Притом изглаждается не только то, что вписано после крещения, но и то, что вписано прежде этого омовения, - все то очищается водою крещения и крестом Христовым, как говорит Павел: истребив еже на нас рукописание, еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на кресте (Кол. II, 14). Видишь ли, как изглаждено это рукописание? И не только изглаждено, но и разорвано; гвозди крестные так разорвали его, что оно сделалось непригодным. Впрочем, это все изглаждено благодатию и человеколюбивою силою распятого Христа; и сделанное после крещения требует великого старания, чтобы оно опять было изглаждено. Так как уже нет второго омовения, а нужны наши слезы, покаяние, исповедь, милостыня, молитва и всякое другое благочестивое занятие, то и очищаются сделанные после крещения грехи с великим трудом и усилием.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ НА СВЯТУЮ ПЯТИДЕСЯТНИЦУ и о том, почему ныне не бывают знамения, и что дела и слова наши записываются

Свт. Иоанн Златоуст

Previous post Next post
Up