Целью нашей однодневной поездки по церквям недалеко от Киева было нахождение подходящей на наш взгляд для крестин Машуни. Поехали мы по в Бориспольско-Барышевском направлении.
Информация о церквях была взята из купленного мной недавно путеводителя «Двенадцать маршрутов Киевщиной» издательства «Грани-Т». Итак маршрут у нас был следующий - Требухов - Гоголев - Перемога - Остролучье - Лукьяновка - Лукаши - Сулимовка - Малая Старица.
Первым пунктом стала Покровская церковь села Требухов Броварского района. Церковь достаточно большая и просторная, выполнена, как и большинство из осмотренных нами храмов, из дерева. Состоит как бы из двух частей - пятибанной церкви и пристроенной к ней колокольни. На мой взгляд, церковь внешне выглядит немного не пропорционально и «тяжеловато» за счет небольших и невысоких куполов и достаточно массивной нижней части, но свежеокрашенные стены радуют глаз и создают в целом приятное впечатление. Внутреннее убранство Покровского храма мне понравилось значительно больше внешнего. За счет больших окон и просторных внутренних помещений, а также красивого и не очень яркого иконостаса церковь выглядит светлой и не создает чувства ограниченности пространства. Не смотря на в общем-то положительное впечатление от внешнего и внутреннего вида церкви, крестить в ней ребенка нам не захотелось. Главной причиной этому стало не очень-то доброе отношение со стороны церковных служителей. Как бы там ни было, саму Покровскую церковь стоит при случае посмотреть, а мы отправились дальше в село Гоголев.
Через Гоголев мы не раз проезжали по дороге в село, но совешенно не предполагали, что в нем есть что посмотреть и что здешняя церковь памятник архитектуры. Гоголев расположен немного в стороне от трассы на Прилуки, для того чтобы с нее попасть к церкви, надо съехать к заправке и проехать немного вперед. Церковь расположена с правой стороны дороги. Ориентиром может служить ее золотой купол, который виден не только с дороги в самом селе, но и с трассы. Гоголевская церковь Рождества Богородицы представляет собой небольшое деревянное сооружение с одним куполом и колокольней, датой основания которого считается 1827 год. В конце мая 2010 года, когда мы там были, церковь была на ремонте, что несколько смазало впечатление о ней. Благодаря настоятелю отцу Сергию (трехэтажный дом которого расположен прямо за церковью на отдельной территории с небольшим террасным парком со скульптурами Девы Марии и Иисуса Христа) нам удалось попасть вовнутрь. Внутреннее пространство в отличие от требуховского храма достаточно маленькое и затемненное, но в церкви сохранился красивый иконостас, что вместе с небольшими размерами делает церковь очень уютной и какой-то «домашней». В общем, с наилучшими воспоминаниями направляемся дальше в небольшое село Плоское, где нас ожидает еще одна деревянная церковь Покровы Пресвятой богородицы конца XIX века.
Добираясь в Плоское мы немного сбились с пути и покружили по полю, поскольку нужный нам поворот на карте был нанесен неправильно. Само село расположено совсем недалеко от Гоголева и чтобы попасть в него надо вернуться на трассу Киев-Прилуки, проехать немного вперед и свернуть налево (только не просто пересечь трассу, едучи по дороге от церкви в Гоголеве, а именно проехать немного вперед по трассе и потом повернуть). Покровская церковь имеет одну баню и пристроенную колокольню, которые соединены между собой небольшим переходом. Покровская церковь в Плоском стала первой такого вида храмом, встретившимся на нашем пути в этот день, еще две ждали нас впереди в селах Малая Старица и Лукьяновка.
Следующим пунктом нашей поездки стало село Перемога, в котором находится храм Рождества Пресвятой Богородицы. Сегодня это небольшое село расположено прямо на трассе Киев-Прилуки - Сумы, а сама церковь прекрасно видна с дороги. Как свидетельствует каменная табличка у входа, церковь Рождества Пресвятой Богородицы была заложена в 1892 году усилиями жителей села. В те времена село носило еще название Ядливка, которое в конце 1940-х годов сменили на Перемога. Не смотря на то, что церковь осталась единственным уцелевшим после войны сооружением в селе, в советское время церковь лишилась своей верхней части и использовалась, как и многие храмы в то время, отнюдь не для религиозных нужд. Лишь в 1992 году в храме было возобновлено богослужение. Внешне церковь Рождества Пресвятой Богородицы представляет собой длинное сооружение из нескольких отделений с одной баней. У нас она вызвала ассоциации с византийским стилем. Рядом с самим зданием расположился весьма оригинальный и необычный крест, выполненный из разноцветного прозрачного стекла, а напротив главного входа нашли себе место прикольные деревянные статуи (очевидно, в заброшенном здании за ними планировалось открыть то ли детский садик, то ли школу). К сожалению, вовнутрь нам попасть не удалось, поэтому мы ограничились внешним созерцанием церкви и телефоном настоятеля, который нам без проблем дали.
Вернувшись немного назад и свернув по направлению к Барышевке, мы вскоре попали в село с названием Остролучье, которое на сегодняшний день может похвастаться сразу несколькими памятниками архитектуры - действующей церковью Святого Николая 1832 года, руинами еще одной церкви и строением земской школы. Итак, по порядку каменная церковь Святого Николая расположилась на пригорке в конце села. Поднявшись по ступенькам, попадаешь ко входу в колокольню, которая соединена с главным залом узким коридором-галереей. Главный зал храма может похвастаться достаточно симпатичным интерьером, чего нельзя сказать о колокольне и галереи. Сегодня главный купол и купол колокольни покрашены в синий цвет с золотыми звездами, хотя еще совсем недавно они были зелеными (если судить по фотографиям в путеводителе и маленьким куполам, которые сохранили изначальный цвет). Во время нашего пребывания в Остролучье в церкви проходило сразу несколько крестин, поэтому мы решили не отвлекать служителей. Но по словам одного из гостей на крестинах в Николаевской церкви очень хороший батюшка, к которому приезжают не только из окрестных сел, но и из далека.
Для того, чтобы увидеть здание земской школы и руины церкви, нам пришлось проехать немного назад и повернуть налево. Здание школы расположено с правой стороны и представляет собой приземистое одноэтажное сооружение из желтого кирпича. Рядом с ним расположились еще несколько зданий такого же стиля, которые и сегодня образуют местную школу. Пройдя немного вперед от здания школы, на небольшом пригорочке можно увидеть руины еще одной каменной церкви. Сегодня когда-то достаточно крепкого здание заросло крапивой и травой и стоит никому не нужное и заброшенное.
Дальше наш путь лежал к селу с не очень-то оригинальным названием Селище. Сегодня село может похвастаться деревянной церковью Святого Георгия начала ХХ века. Глядя на Свято-Георгиевскую церковь отнюдь не скажешь, что она является обычным сельским храмом. Своими размерами, красотой и пятью куполами эта церковь может украсить собой любой большой город. Большая и светлая церковь как изнутри, так и снаружи, производит приятное впечатление. Мы чуть было не решились крестить в ней ребенка, однако подход к прихожанам, показавшийся нам абсолютно правильным, но все-таки несколько строгим и не очень нам подходящим.
Следующим пунктом нашей поездки стала Вознесенская церковь села Лукьяновка. Внешне эта церковь очень похожа на церквь в Плоском и Малой Старице. Все несколько раз, когда нам доводилось мимо нее проезжать, была закрыта, но телефон настоятеля написан прямо на дверях, так что думаю, при большом желании, попасть вовнутрь не составит труда. Совсем же недалеко от Лукьяновки расположилось село Лукаши, которое привлекло нас своей Михайловской церковью конца XIX века.
Свято-Михайловская церковь расположилась в самом центре села Лукаши на небольшом холме. Высокое деревянное сооружение всеми своими пятью куполами как бы стремиться ввысь к небу. Изнутри церковь украшают фреска и большой деревянный иконостас. Красота самого храма и доброе отношение со стороны его служителей побудили нас остановить свой выбор именно на Михайловской церкви. Приятным моментом стал еще и тот факт, что как таковой платы за крестины нет, есть благотворительный взнос, размер которого зависит только от твоего желания и возможностей, и подарок батюшке, опять же по твоему усмотрению. Так что наши крестины прошли через месяц именно в этой церкви и в общем-то о своем выборе мы не пожалели.
Из Лукашей мы направились по направлению к Барышевке и Сулимовке. В Сулимовке находится одна из самых древних церквей Киевской области - каменная Покровская церковь 1622-1629 гг. Сама церковь небольшая с одним купол и пристроенной колокольней. Как свидетельствует табличка на стене, Покровская церковь долгое время была усыпальницей казацкого рода Сулим, которым принадлежали окрестная местность и на деньги которых церковь и была собственно построена. Как с наружи, так и из нутрии церковь выглядит очень аскетично - белые стены, минимум декора и росписей. По информации из путеводителя, напротив церкви расположился усадебный дом Сулим. Осмотрев ближайшие дома, мы решили, что это помещение, которое в данный момент занимает фельдшерский пункт, но так как никаких табличек на доме (кроме собственно вывески самого пункта) нет, то мы могли и ошибиться. Как бы там ни было, сам домик очень миленький с резными окнами и дверями, правда, пребывает ныне в несколько полуразрушенном состоянии.
Окончилось наше маленькое путешествие в небольшом селе Малая Старица, где находится Михайловская церковь XVIII века. Как я уже упоминала, церковь в Малой Старице очень походит на своих сестер из Плоского и Лукьяновки, правда, она немного меньше их. Может с точки зрения знатока архитектуры Покровская церковь отнюдь не будет эталоном красоты, но нам она запомнилась каким-то спокойствие и умиротворенностью. Маленькая, почти домашняя, она как бы призывает приходит в нее для того, чтобы ощутить мир и покой в своем сердце.
Из Малой Старицы мы направились в Бзов, где при выезде на трассу нам повстречалось милое кафе, в котором мы с удовольствием поели, и отправились по Бориспольской трассе назад в Киев.