ОДНО ЛИЦО

Nov 12, 2016 16:03

...А теперь об искусстве и жизни (и посмотрим, в чём сила, брат). На картинах прерафаэлита Россетти особенно впечатляло одно почти невозможное лицо. Хотя все музы и женщины прерафаэлитов были оригинальны, побеждало именно тёмное, очень декоративное, тяжелое лицо Джейн Моррис.



Если кто-то не в теме: дочка конюха, Джейн Берден вышла замуж за художника Уильяма Морриса. С Россетти она живала, он был ею одержим (муж писал её как-то поспокойнее). Кстати, Джейн выучила языки, научилась играть на фортепьянах, - это была Элиза Дулитл художественного мира. Стала вполне светской дамой, сохраняя свою сумрачность.

Из письма Генри Джеймса сестре Алисе, 1869 (о дне, проведённом у Моррисов):
«О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всём. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся чёрных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие тёмные глаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми чёрными изогнутыми бровями, рот как у "Орианы" в нашем иллюстрированном Теннисоне, высокая открытая шея в жемчугах, в итоге - само совершенство. На стене висел её портрет почти в натуральную величину кисти Россетти, настолько странный и нереальный, что если бы вы его видели, то приняли бы за болезненное видение, но необыкновенной похожести и верности чертам. После обеда Моррис прочитал нам одну из своих неизданных поэм, отрывок из следующей части своего "Рая", совсем не земного, а его жена, страдая от зубной боли, отдыхала на софе, с платком у лица.
Мне казалось, что было что-то фантастичное и удалённое от нашей настоящей жизни в этой сцене: Моррис, читающий плавным античным размером легенду о чудесах и ужасах (это была легенда Беллерофонта), вокруг нас живописная подержанная мебель квартиры (каждый предмет - образчик чего-либо), и, в углу, эта сумрачная женщина, молчаливая и средневековая со своей средневековой зубной болью».

Осталось множество её изображений, но фотографических - всего ничего: одна специальная фотосессия, потом несколько семейных снимков. Фотосессию устроил Россетти, и благодаря ему мы можем сравнить исходник, то есть реальную женщину, с иногда очень стилизованными портретами Джейн. Я, впрочем, думаю, что Джейн была не самой фотогеничной моделью, а потому сравнивать мы можем всего лишь две полуправды. В любом случае - спасибо мне за проделанную работу.























































Для полноты картины - склон лет. Справа портрет Джейн Моррис работы Эвелин де Морган.


художество

Previous post Next post
Up