В Центре современного искусства "Облака" чувствуешь себя как в гостях у богатого бизнесмена, хобби которого - коллекционирование произведений современного искусства. К лучшим образцам современного искусства коллекционер, а на самом деле учредитель этого арт-центра, относит, по недолгому размышлению все то, что советуют ему эксперты в этой сфере. Полотна самых известных и востребованных уфимских художников щедро развешаны в огромном стерильном пространстве "Облаков", причудливая мебель из дерева, скульптуры маститого керамиста, стеклянные столы на кованных изогнутых ножках , стеллажи - витрины с керамикой и сувенирами под стеклом, полки с книгами для буккроссинга и предметы особой гордости хозяина, - дипломы и награды от первого лица республики, все это внушает гостям почтение и священный пиетет.
Люди, незнакомые с богемной тусовкой, с трепетом воспринимают это как настоящее проявление богемной жизни, манящей и загадочной, обычно обособленной от среднего потребителя искусства. Кроме наличия огромного пространства, наполненного дорогими, очень дорогими и запредельно дорогими произведениями современных уфимских мастеров, в ЦСИ "Облака" проводятся лекции и мастер-классы специалистов в основных областях искусства, театральные постановки, курсы иностранных языков, и даже кастинги невест для испанских мачо.
В минувшую среду на территории "Облаков" состоялась леция-диалог Айрата Рамазанова "Разговор о вечности" , которая открыла серию встреч в формате рассказов-диалогов об искусстве, об истории искусств и о формирующемся арт-рынке России. На встречу собрались друзья и соратники лектора, его семья в прелестном обличье трех граций, и студенты художественно-графического факультета:
Айрат Рамазанов, и в бытность свою заместителем директора Музея современного искусства, да и сейчас, представляет собой отличную от коммерсантов "Облаков" творческую единицу, это та самая творческая богема, зиждитель и творитель арт-пространства Уфы, с собственными сформированными за долгую практику взглядами и опытом в сфере изобразительного искусства. Организованная им Арт-группа "Аймак-арба", передвижная экспозиция произведений башкирских художников не раз бороздила просторы России, прославляя искусство родных пенат далеко за их пределами.
Вняв приглашению гостеприимных хозяев крупнейшего в Уфе недавно открывшегося центра современного искусства, которые рады всем, кто захочет самовыражаться на их облачном пространстве, при условии доходности этого самовыражения, Айрат с богемной кухни дерзнул в свою очередь, ввести всех нуждающихся в творческую кухню совриска.
Лекция была построена на рассмотрении истории искусств через призму места художника в мире, как революционной фигуры изменения сознания через произведения искусства. Начали с Адама и Евы, древних веков и дошли до акционизма Павленского и Пусей, и фотографа, "рисующего телами", - Спенсера Туника. На проекторе Айрат показывал слайды произведений искусства со своими текстовыми пометками, ироничными и самобытными. Я привожу некоторые цитаты, которые не передают полного впечатления от лекции, и уж тем более не являются ее подробным конспектом, но могут быть интересны в качестве описания атмосферы этого вечера.
- Художники древности, в соответствии убеждениям своей эпохи, что Земля стоит на трех китах, изображали в своих картинах плоский мир, изображение виделось объемным, но все же было плоскостным. Революция в сознании произошла в эпоху Возрождения: все стало объемным, и сделали эту революции художники.
- После эпохи Возрождения, пришла другая эпоха, как обычно, после времени великих открытий приходит время наслаждения, в котором мы и живем до сих пор.
"Французская Академия и Парижский Салон". Все мы нуждаемся в наличии в пространстве цветных пятен, благодаря телевизору и смартфонам у нас их в избытке, чего не было у тогдашнего буржуа и он покупал картины.
Следующий слайд на экране. "Завтрак на траве" Мане: "Импрессионизм и его револция растабуирования канонов. "
- Все революции устраивают художники.
Слайд : Абстракция Кандинского и "Крик" Мунка. "XX и XXI век. Акционизм"
- Крик, страх перед будущим, присущ 20 веку, я сам родился в двадцатом веке, и помню, что самый большой страх, был страх войны. Акционизм популярен потому, что людям свойственно любить трагедию, любить плохое.
- Я не художник, я может быть и художник, но я не рисую, хотя у меня есть чувство линии и цвета, я фотографию на телефон и размещаю фотографии в соцсетях, - это и есть то самое современное искусство.
- В следующую среду я буду менее зависаемый и более последовательным в своем изложении.
- Весеннее обострение искусства. За время работы в музее современного искусства, и каждую весну я имел счастье наблюдать "весеннее обострение искусства": все больные идут к тебе , - Айрат вышел из-за своего постамента и показал, как именно идут , - на полусогнутых.
- У меня у самого голова пухнет,а они начинают валить на меня свои проблемы, я им говорю: "Идите к психотерапевту!!!"
Лекция была живой и насыщенной. На заднем плане тон задавала важная Серафима в розовом чепце, а девица Вравара мерила ножками пространство "Облаков". Группа поддержки: семья художника и близкое богемное окружение не только не мешало, а наборот, поддерживало и всячески вдохновляло лектора.
- Я мечтаю о том, чтобы мое потомство не сошло с ума от того количества информации, которое на нас обрушивается.
- Ваши вопросы, дорогие слушатели, - предложил Айрат.
И мы спрашивали. Гуля, моя обожаемая Гуля, которая всегда слушает с повышенным вниманием даже в обычной дружеской беседе, а на лекциях и творческих встречах, всегда имеет потребность задать ведущему самые острые вопросы, уточнила у Айрата его мнение относительно прозвучавшего в лекции тезиса, что художнику не нужно учиться в Академии, чтобы стать Художником, и обучение только нивелирует его Личность. В диалоге они нашли консенсус, что, конечно,Айрат не против обучения в целом, и, согласился с Гулиным утверждением, что не стоит тратить годы на изобретение велосипеда, если можно получить знания. Гуля порывалась оспорить некоторые другие тезисы, восклицая, как обычно свое коронное: "Но здесь я с Вами поспорю! Вы говрили, что... И вот я у меня вопрос." , но все разрешилось мирно и весело, поддерживаемое смехом аудитории и невмешательством в позитивный процесс их беседы.
- Но, все-таки, спросил Айрат:
- Есть тут студенты худграфа, очного отделения?
Да, и одна даже, не отрываясь от листания смартфона, чинно прослушала всю лекцию рядом со мной. Айрат сказал, что студенты после обучения выходят неподготовленные к жизни и их попытки создать что-то свое редко увенчиваются успехом.
Но, однако студенты худграфа благодарно внимали своему, не побоюсь сказать, кумиру, которого полюбили уже давно еще за интересные событийные мероприятия, которые он устраивал в музее совриска им. Наиля Латфуллина. Друзья и соратники активно помогали Айрату в проведении лекции. Например, когда появился слайд по теме акционизма 20 и 21 века с явно выраженной эротической составляющей, и Айрат перелистнул его было,
- Хотя , что такого, ЭТО в музеях показывают,
то верный друг вышел из зрительских рядов и нажал кнопку back на ноутбуке. Другой, с первого ряда , с предельным вниманием слушавший Айрата, после того, как лекция подошла к концу, заступил на сцену и начал пламенную речь о Фрейде и компиляции психотерапии и искусства, так бы и состоялась еще одна лекция, но его прервал Айрат, как оказалось, это и есть тот самый психотерапевт, его лучший друг, Марат, к которому следовало бы идти посетителям музеев в периоды весенних обострений. Айрат поблагодарил всех пристутствующих, посетовав не в первый раз за время лекции на тех, кто сидит дома на попе, в то время пока мы тут с вами получаем знания, и пригласил на еженедельные вечера, по средам, на которых мы будем разговаривать, обмениваться знаниями и не много не мало, - формировать арт-рынок Уфы.
- Эти люди не больны! - победно завершил мероприятие психотерапевт Марат... и мероприятие закончилось. Но, распрощавшись формально, мы на какое-то время еще остались общаться в гостеприимном пространстве "Облаков", - арт-кафе, кофе "капучино" или "экспрессо" на выбор, на витрине кафе ассортимент из мини- сникерсов и мариновая морковь под прозрачной пленкой.
- Я вижу будущее за Облаками, - сказал мне в приватной беседе галерист, музейщик, предводитель Аймак-Арбы, кумир молодежи, как будто сошедший с богемной кухни Айрат Рамазанов, - Мне здесь нравится!
С пожеланиями удачи лектору, мы разошлись , оживленно продолжая дискутировать о роли и месте современного искусства по дороге домой.
- Я хочу, чтобы он рассказал мне , почему в картине вот эта линия выглядит именно так, а не иначе, чтобы он объяснил мне все, - Гуля пламенно выразила чаяния большинства потребителей искусства. Нам всем нужен кто-то значимый и авторитетный в своей области, чтобы объяснил нам все. И даже если мы в этом сами неплохо разбираемся, неплохо иметь место для встреч и бесед, которое расширит пространство наших любимых кухонь, , для того, чтобы выражать свои мысли, пусть даже и не созвучные другим, ведь именно в спорах рождается та самая истина, которая нам нужна именно здесь и сейчас.
А вы, те, кто остался в прошлую среду дома, у вас есть шанс изменить любимому дивану и прийти в среду в ЦСИ "Обалка" на диспут об искусстве. Скучно не будет, это совершенно точно)
- Мы до сих пор варвары, потому что до сих не создали ничего более потрясающего, чем художники Золотого века. Но, артефакты, которые находятся и по сей день, Курган, рисунки в Каповой пещере, подтверждают, что .. в общем-то.. в общем-то... Культурные мы люди, в общем.
- Уже на наскальных рисунках мы видим, что художники изображают на своих рисунках первичные половые органы, они понимали, что все размножается, - пестики, тычинки. Но телевизора же не было и тогда люди придумали театр для развлечения.
- Я не искусствовед, я закночил УГАТУ, но все знания, - это практика: попытки мыслить, искусство , - это опыт.
Советую найти в интернете и прослушать лекции Ирины Кулик, замечательный педагог истории искусств.