Про любовь.

Jan 11, 2013 05:02

Утром я сегодня проснулась и первый раз за долгое время улыбнулась себе в зеркало, давно такого не было, я давно себе не улыбалась - "ну здравствуй :-) Я рада тебя такой видеть"  Что-то поменялось. Хотя вечер вчера был ужасный.

Меня все ещё рубит про отцовский отказ на рождество.  Завтра он приедет и вечером у меня уже заготовлена злость ему - мне сложно с этим справиться. Какого потом убегать от меня. И вообще я поспать хочу а не везти никуда его утром. Даже к метро!!! - Можно и со мной побыть немного. 
Мать вообще выдала - сон ей приснился, я её 3 раза в комнату не пустила, где была вместе с отцом и она меня с упреком пытала по телефону, как я могла её не пустить.... Я просто откровенно послала её к психиатру. Объяснения, что есть сон и что она себя там везде видит - это конечно зло психологии.

Утром и днем все было хорошо, а вот вечер...
Вечером меня опять срубила печаль. Я решила немного уединиться  побыть в одиночестве, не идти бегом не в какие отношения и просто успокоиться, побыть для себя в этом мире. Мне это надо. И вот я стала получать известия. Элиас уезжает в Томск на год - а с кем я буду танцевать??? :-( А кто меня научит мясо готовить и кесадилью? Я только вот свою кухню заимею и что??? :-(  Добило, что Пол вообще перестал отвечать - что-то случилось очевидно. Учитывая все гадости, которые происходили, даже думать не хочу что опять выдавливают из страны. Один уже судиться в Лондоне с нашими чудными чиновниками, не дай бог тут так же. Просто жалко по человечески ужасно.  Знаю что он переехал к подруге. Дай бог чтобы просто жить вместе, хотя эта история скорее всего опять закончиться как и предыдущая, по девушке видно.... или он просто будет терпеть. Но это его дело. То что просто внезапно захлопнулся и перестал общаться меня сильно расстроило - за столько лет, какая-то полная хрень! Я расстроилась нафиг просто. И хоть помню теперь как "отче наш" слова бывшего "ты ответственна не за все", все равно расстроилась.
Наверное это эгоизм и моя детскость, но я была подавлена нафиг. Пытаясь выучить урок из своей печали я врубилась - я обижена просто нафиг на всех! И все на кого обижена, это мужчины. Даже вечно перезванивающий через секунду  Олег мне не ответил на сообщение.  Ну просто круть. Прям как в книжке Юлии Рублевой - я на них обиделась, что все у меня идет не так как я хотела.

Сидела, смотрела на книжки и думала что почитать - ничего не шло. В глубокие процессы лезть не хотелось. Про "как найти партнера" вообще не отозвалось, хотя эти книжки, включая Нинину тоже все про одно, про то какая я, ни шло и не идет никак. Вспомнила про то что у Ялома книжка есть - лекарство от любви. Поняла. что именно про это чувство и хочется почитать - именно с ним у меня и проблемы.

Мироздание тут же выполнило ещё лучше все - я даже не дотянулась до Ялома, увидела тут же ссылку на лекцию Лэнгле в МГУ ... и она меня просто поразила.  Я не просто слушала, я переслушала её, я даже перепечатала под диктовку кусок, чтобы прочувствовать и вживить это в себя. Именно это мне и нужно было. За этими словами огромная цепь событий моей жизни.

Я даже вспомнила слова отца - " Я думал, что без меня тебе будет лучше"... После этой лекции они меня озадачили. Неужели он это сказал из любви ко мне? Или из страха, что причиняет мне боль?

Ну а про мужеско-женские отношения тут вообще масса всего, что я пока поняла, но не приняла, прежде всего не приняла себя. 
Единственное что я увидела - я умею любить.  По настоящему, полно, даже если это больно. И просто отношения замешанные на сексе мне не нравятся - они для меня не полные и секс пресный. В общем - у меня очередной экзестенциальний шейк-ап настал.

Альфред Лэнгле про любовь (запись полной лекции ниже)

Мы знаем много форм любви - от материнской любви до любви к творчеству. Мы можем любить платонически, телесно в самых разных формах, знаем садомазохистские союзы. Многим из нас знакомы страдание и неразрешимые противоречия связанные с любовью. Возможно кто-то пришел сюда с вопросом. Какой вопрос связанный с любовью я пытаюсь решить сегодня

Я набрался мужества говорить о любви, когда я понял как сложно сегодня что-либо узнать о любви. Сегодня подразумевается, что человек сам должен найти ответ на вопрос, как будто он один в этом мире

То, что Вы находите сами обостряет Ваш личный опыт

Любовь - это отношения, но это не просто отношения. Это встреча

Отношения -это связь. Я вижу другого человека и начинаю вести себя по другому, я принимаю во внимание другого человека. Я не могу извлечь себя так просто из отношений. Если человек стоит в дверях я не могу пройти сквозь дверь так как будто его там нет. Здесь есть закон, который мы не осознаем, я не могу не соотносится. Я принимаю объект. Он есть, существует и я не могу с ним не соотносится, но как я строю свои отношения с этим объектом - это решаю я

Отношения это не только неизбежность, но и длительность, которая никогда не прекращается. Если мы уже с человеком встречались, то это означает, что у нас есть история отношений. Даже если я с кем-то ходил в школу, то это останется навсегда

История терапевта и пациента - если мы переходим на личные отношения, то в истории отношений это все равно остается, оно остается внутри. Все сохраняется, каждая обида, каждое разочарование, каждое проявление сексуальности, все сохраняется и накладывает отпечаток на нашу совместную деятельность. Потому что я не могу сделать что-то не произошедшим. Что однажды произошло - останется. Отношения питаются через время, которое люди вместе проводят и через близость

Помимо присутствия существует некоторое свободное пространство. Когда я могу войти в некоторые отношения и не войти в них. Я вхожу в отношения, когда я интересуюсь человеком, разговариваю с ним, рассказываю что-то о себе. Если я не хочу, то я закрываюсь. Тем не менее на базовой плоскости отношения есть, но это отношения которые не питаются, не возрастают. Чтобы питать эти отношения нам нужно время - время друг для друга. Это время дает возможность отношениям возрастать. А когда у нас нет друг для друга времени, то любовь постепенно отмирает. Время для любви тоже самое, что вода и солнце для растений

Второе - это близость. Близость так же выстраивает и питает отношения, Кто хочет отношений тот ищет близости друг для друга

Меня часто спрашивают как действует на любовь дистанция? Я нашел ответ на это в одной пословице: расстояние, разлука действует на любовь как ветер на огонь, если огонь маленький, то ветер его задует, если большой, то ветер его еще больше раздразнит. Итак отношения это некоторый базис, встреча - это событие, которое можно обозначить как точечное событие, если мы рассмотрим отношения как линию. Встреча всегда происходит внутри отношений. Вы можете иметь контакты, но встреча это когда Я и Ты. Когда я вижу тебя как лицо и мне интересно что для тебя важно, что для меня важно. Тогда происходит диалог. Обмен тем, что важно, тем что лично. Затем мы прощаемся и встреча завершается. На встрече лежит печать открытости и диалога. Отношения сохраняются, но встреча влияет на характер отношений, они меняются. Хорошая встреча помогает возрастать отношениям. Если мы встретимся на плоскости Я и Ты. Если мы посмотрим друг другу в глаза. Встречи питают отношения. Если встречи не происходят или происходят редко, то отношения ослабляются. Если же это сильные отношения, то если даже встреч мало - отношения сохраняются. Люди могут быть разлучены, разделены много лет. И вот они встречаются. Они тот час же узнают друг друга. Может у Вас уже был опыт, когда Вы встречаете старого друга. Может Вы не сразу узнаете друг друга, но как только Вы начинаете говорить - оказывается, что отношения сохраняются, но не актуализируются без встреч

Что мы переживаем когда любим? Первое, что мы переживаем - это ценность, нам нравится этот человек, мы ему в какой-то мере принадлежим. Мы чувствуем, что этот человек ценен для нас. Или что-то для нас ценно ¬- это относится и к любви к музыке к искусству тоже, мне интересно, это меня притягивает. Некоторая позитивность, позитивная эмоция или эмоция выраженная в форме активности - это чувствование. Что означает чувство, что происходит со мной когда я чувствую. Например когда я слушаю музыку, что я чувствую. В чувствовании я открыт и даю чему-то действовать на меня. Я даю этому нечто что-то делать со мной. Я позволяю музыке вступить в меня и привнести свои краски в мой мир и я перенимаюсь гармонией звучания, принимаю этот звук в свое сердце. Чувствовать это означает, что я свою жизнь отдаю в распоряжение, что я даю чему-то подойти к моему сердцу. Таким образом в чувстве моя жизнь начинает двигаться во мне, чувства приводят мою жизнь в движение, пробуждают во мне мою жизнь. Любовь должна быть чувством, любовь должна проявляться, происходить на этом уровне иначе это не может быть. Только если ко мне что-то прикоснулось в моей жизненной основе, в моей жизненности. Если я могу переживать, что вот это нечто пробуждает во мне жизнь, что я пробуждаюсь к жизни, тогда это любовь. В любви я переживаю, как ко мне прикасается другой человек. Это так как будто он своей рукой касается моего сердца и поглаживает его. Это совсем не сентиментально. Это глубокое принятие отношения к своей собственной жизни. Моя жизнь, которая благодаря этой музыке, этой картине, благодаря этому животному, и, естественно, благодаря этому человеку (39), который так меня касается, что мое сердце начинает прыгать. Любовь таким образом переживание ценности. Это другое, это музыка, переживается мной как нечто ценное. Переживание ценности связано с этой эмоциональностью. Только чувствуемая ценность экзистенциально релевантна

Второй пункт, который описывает наши переживания - этот момент прикосновения ценности другого ко мне, это переживание резонанса. Чувство глубокой обращенности ко мне. Это чувство не возникает из некоторого давления, которое оказывают на меня мои потребности. Но оно возникает из резонанса, из трепетания, это существо самое глубинное во мне самое внутреннее, оно начинает вибрировать благодаря тому, что оно соответствует вибрации другого. Потому что к Я обращается некое ТЫ. Ты касаешься меня, Ты интересен для меня. Вот это родство между моим Я и твоим Я - оно вступает в резонанс, потому что где-то в глубинных основах мы - родственники. Не понятно как, но мы начинаем любить. Иногда можно слышать или мы тоже так говорили, если мы с кем-то познакомились, кого-то любим, то ощущение такое, будто мы всегда друг друга знали

Потому что в сущности где-то в глубине человек гораздо ближе к другому человеку и чувствует себя родственным другому человеку. Это переживание резонанса с другим человеком - это глубокое феноменологическое виденье сущности другого человека. Через мое существо я вижу существо твое. Карл Ясперс сказал однажды: «С годами женщина становится все прекрасней, но только любящий видит это»

А Марк Шиллер видел в любви высочайшую форму феноменологической возможности человека. Он говорил, что мы видим в другом максимально возможную ценность. Мы видим в другом не только то, что он есть, но то, что он может быть, что в нем еще дремлет. Эту спящую красавицу, которая спит. Мы видим, то чем он может стать, мы видим человека в его потенциальности

У Гете было подобнейшее виденье. Он говорил, что любовь делает нас зрячими по отношению к другому, но не только в том, чем он есть, но и в том, чем он мог бы быть. Поэтому очень важно, чтобы мы любили наших детей, чтобы в них мог вырастать тот потенциал, который в них содержится. Мы видим, что этот ребенок, мог бы играть на инструменте, что ему музыка доставляет радость, другой радуется когда решает математику, и если мы их любим, то мы хотим способствовать этому потенциалу и его возрастанию. У любящего есть чувство, через переживание резонансов, мы принадлежим друг другу. И если я с тобой, то я думаю, что тебе хорошо, что я причиняю тебе благо. Что моя близость благотворна для тебя, для твоего потенциала. И переживает обратное. Твоя близость ко мне - делает мне хорошо и благотворно влияет на твой потенциал. Я могу быть в большей степени самим собой, а ты больше самим собой тоже. Самое прекрасное обобщение этого пункта сделал Достоевский: «Любить, значит видеть человека так, таким каким его задумал Бог». Это человек предстает перед нами со своими потенциалами и со всем тем, что в нем еще дремлет

Что мы еще переживаем в любви, Итак, мы переживаем ценность, мы переживаем резонанс, мы переживаем третий пункт - это некоторую позицию. Две особые позиции, два способа отношения мы видим содержащимися в любви. На основе переживания ценности и переживания резонанса во мне возникает решение: «Хорошо, что ты есть». Любящий переживает глубокую радость от того, что ты есть, что он такой какой есть, хотя может быть не все идеально. Но любящий принимает или другой ему нравится со всеми своими недостатками. Из этой позиции: «Хорошо, что ты есть». Любящий хочет поддержать другого человека в его бытии. Мы хотим сделать все, чтобы другому было хорошо в его бытии и на этой основе возникает еще одна форма позиции, в этом отношении активен. Любящий хочет другому добра. 51:45 Он стремиться к тому, чтобы защитить другого от страданий. Он не хочет, чтобы злое что-то совершалось, но хочет, чтобы тот развивался и качество его жизни повышалось и он хочет внести в это свой активный вклад

Августин о любви говорил: «Я люблю и поэтому хочу, чтобы ты мог быть». Ясперс назвал эту мысль центральной мыслью о любви вообще. Он называл любовь генеративной и питающей

Что мы переживаем в любви: мы переживаем ценность другого человека, резонанс, импульс чтобы другому было хорошо и любящий просто хочет другому «сделать хорошо», чтобы другому было хорошо. Поэтому в любви содержится элемент решения - мы можем вместе больше, чем поодиночке

Следующий пункт состоит в том, что любовь хочет реальности. Она хочет воплотиться в почву реальности. Жить ею, осуществить ее. Что мы делаем когда любим? Мы дарим цветы, подарки, может быть готовим друг другу что-то. Все это форма в которой все это материализуется. Человек хочет жить для другого человека. По-крайней мере какой-то своей частью. Любовь желает сексуальности. Естественно мы не имеем в виду любви к детям. Любовь не хочет оставаться в мечтах, в фантазиях. По-крайней мере если сексуальность невозможна, то хотя бы стихотворение написать. Любовь хочет истины, она хочет стать истиной. Любовь не выносит неистинны, лжи

Когда мы любим мы легче верим другому человеку. И последний пункт. Любовь хочет будущего. Длительности, сохранения. Она не хочет, чтобы завтра закончилось то, что сегодня происходит. Потому что мне хорошо с тобой и я хочу, чтобы и дальше это продолжалось. Любовь хочет стать продуктивной. Что-то вместе мы делаем, позволяем чему-то возникать. И это совершенно естественно, что любовь хочет иметь детей, которых мы имеем вместе, получаем вместе как некий знак, знак любви

Швейцарский психиатр Людвиг Винсвангер привел любовь в связь с заботой. Любовь связана с тем, что мы можем взять для другого, позаботиться о другом. Теперь я хочу задать вопрос о психологическом фоне или основе любви. Почему мы любим

Любим ли мы потому что мы находим в другом что-то подобное нам, потому что подобное притягивается к подобному ?
Или мы любим наоборот потому что мы различны? Потому что противоположности притягиваются.
Кто как думает? Кто за то, что противоположности притягиваются

Экзистенциональный анализ говорит о том, что оба эти случая имеет ценность

Подобное оно нам знакомо, мы можем опереться на это, это помогает мне принять себя, это усиливает укрепляет меня в моем внутреннем. Здесь есть гомоэротичная составляющая или некоторая нарцистическая составляющая в любви, а в любви к противоположному, отличному есть элемент мы переживаем некоторое восполнение, импульс получаемый от того, что другой - другой, некоторый рост. В христианстве есть интересная формулировка по этому поводу. Заповедь любви к ближнему, которая нам известна, как заповедь любить ближнего как самого себя, это значит если мы возьмем как в оригинале он написан:
Люби своего ближнего, он такой же как ты. Другой человек с одной стороны другой, но же и подобный. То, что нам кажется другим , в основе своей, в глубине своей такой же как я. Поэтому  любовь к ближнему это открытость. Она требует открытости по отношению к себе самому, к тому что я принял. Если я принял самого себя, я могу принять тебя другого. Нужно научиться любить самого себя, мне необходимо отношение к самому себе, доступ к себе, и этот доступ открывает доступ к другому.  Но любовь к себе раскрывается через любовь других. Если мои родители любили меня, то я знаю что меня есть за что любить, я учусь и могу себя любить....Наша любовь к самому себе раскрывается полно только тогда, когда нас любили и любят другие. Если мои родители любят меня несмотря ни на что, тогда я знаю, что во мне есть что-то,  что любят. Через это я люблю себя и получаю некоторую чувствительность для любви к другому. Счастье в любви это мочь узнать, что кто-то есть, который разделяет меня со мной. Это значит, что кто-то приглашает меня быть с ним, переживать другого полно. А другой имеет желание пережить меня целиком. Если я готов принять это предложение, и я соглашаюсь на это, то тогда я действительно люблю. И тогда любовь становится страстью и делает меня готовым на страдание. Хаситская мудрость говорит, любящий чувствует, что другому причиняет боль. Таким образом любовь делает человека готовым принять на себя страдание ради любимого человека, например ради детей или ради другого любимого человека.  Любовь порождает страдания, очень многообразные страдания,  порождает тоску, которая может сжечь наше сердце. Из незаполненности, из ограниченности мы можем причинять друг другу  боль, даже не желая этого. Страдание в любви всегда разделенное страдание, если я страдаю, любящий страдает со мной. Мне не может быть хорошо, если плохо моему любимому. Иногда мы можем страдать от огня любви, от томления по единству от желания слиться, которое никогда не может быть исполнено полностью. Мы переживаем в конечном счете то, что мы разделены и что мы вместе. Мы страдаем от того, что есть некоторое неравенство между нами, при всем резонансе и симпатии другой все же не я, не идентичен со мной. Он никогда не может соответствовать мне во всем целиком и полностью. Он не я. Он переживает чувствует и думает по другому. И даже в самой тесной любви я немного остаюсь в одиночестве. И это может иногда вызвать такую сдержанность в отношениях, что человек не может целиком как бы отдаться другому, потому что тот другой не совсем идеал. Человек ждет что может быть он что-то ещё и лучше встретит. А если нет? Тогда остаются вместе, но все же тайком ещё ждут идеала, потому что чувства там такие есть, ну  не совсем мы идеально подходим друг другу. Но в мире есть очень очень мало людей, которые очень подходят друг другу. Идеалов в жизни вообще  не бывает. Только в фазе влюбленности. 
Влюбленность это остаток рая на земле. В фазе влюбленности проблем нету, человек на небесах и в его руках все силы мира - ни сон ему не нужен ни еда. Любовь, говорили мы до этого, она видящая, она видит другого. А влюбленность, говорят, она ослепляет. Почему?
Во влюбленности я  вижу другого каким я хочу его видеть. Я ещё так мало знаю другого и все те пробелы в знании другого, которые у меня есть я заполняю моими желаниями. Таким образом я влюбляюсь в своё собственное представление. И именно это делает влюбленность таким райским переживанием. Потому что в представлении моём нет никаких теневых сторон. Таким образом, во влюбленности речь идет прежде всего обо мне, моих фантазиях, моих идеализациях. Мы видим в другом шарм, его притягательность, его эротичность. И все это винтики на которые я могу повесить свои представления. Это околдовывает меня в другом. И даже те предметы, к которым он прикасается и те для меня очаровательны. Что может привести даже к фетишизму.
В завершение, я хочу сказать о сексуальности любви, об отношении этих двух понятий.  Любовь и сексуальность они только направлены на протяжение рода, но они являются выражением  некоторой общности и общения,которые принципиально направлены на появление третьего. Но это третье не обязательно должно быть ребенком - это может быть какая-то задача, какое искусство, провождение времени общий праздник жизни.
Сексуальность значит, что телесное сочетается с психическим. В сексуальности мы имеем радость переживания жизненной силы, через телесную чувственную плоскость. Благодаря этому то, что мы переживаем от другого становится целостным. Но у сексуальности есть и другое лицо, а именно то, что я могу стать объектом для другого. А это значит, что сексуальность возможна и без того, чтобы люди любили другого, без того, что  я люблю другого. Чтобы получить вот эту радость от другого  или вместе с другим. И это тоже может означать момент счастья. Но это конечно не самая высшая форма счастья, если отсутствует уровень персонального отношения.

Почему неверность причиняет боль. В неверности мы переживаем, что мы заменяемы. Например на уровне сексуальности. Значит другому важен не я, а моя функция. И то к чему я стремлюсь, что я хочу, чего желаю, что я хочу быть "я" с тобой и становиться больше "я", больше самим собой благодаря тебе - это рассыпается. Поэтому измена нуждается во времени, чтобы снова могло возникнуть доверие.

Что важно в любви, что я могу взять с собой? Любовь требует от нас целостности, что мы видим друг друга такими, какие мы есть и в партнерской любви можем принести это на почву через сексуальность. Я могу пережить другого таким, какой он есть всеми чувствами. Это самая интенсивная близость, какая возможна. Любовь это отношения, встреча, опыт ценности, опыт ценности другого, который обращается ко мне в моем существе, который приводит меня в резонанс с собой. Любовь поэтому нечто интимное, принадлежит только нам двоим, она не публична, её место под мантией под покрывалом стыда.  И тем не менее мы хотим, чтобы она могла осуществляться в этом мире и что она должна как-то проявляться в общественности, чтобы она могла проживаться совместно. Поэтому так важно, чтобы у нас было чувство во этой тонкости и ценности, которая связана с любовью. Все в отношениях сохраняется. Даже когда мы разрываем отношения, то что мы вместе пережили остается. И поэтому отношения нельзя просто снять, нельзя их прекратить. И тот, кого оставляют и человек, тем не менее продолжает любить, продолжает любить, может на этой плоскости дальше сохранять эту сохранять любовь, в  такой позиции, что у меня есть чувства, что я делаю своей любовью тебе хорошо. Но у тебя  по всей вероятности есть чувства, что тебе эта моя любовь не делает хорошо. Неизвестно кто прав из нас: может быть я заблуждаюсь, может быть ты заблуждается. Но если ты считаешь, что с другим ты более счастлив и здесь есть возможность, которая может быть не для каждого доступна, то я хочу в последнем акте любви дать тебе свободу, как выражение моей любви к тебе оставить тебя,  оставить тебя в твоих новых отношениях, твоей новой любви, твоей новой жизни, чтобы ты мог попробовать испытать то, что для тебя благо, то что для тебя хорошо. Может тебе повезет, может быть нет, но это то последнее что я могу для тебя сделать. И в чем может моя любовь жить, хотя ты уже ушел от меня - что я оставляю тебя, потому что я тебя люблю. И это значит,  что я хочу тебе добра от всего сердца, даже тогда, когда мне это причиняет боль.

image Click to view

боль, сексуальность, любовь

Previous post Next post
Up