В 2011 году я была беременна Никой, все начиналось не очень хорошо, прямо скажем. После года с лишним неудачных попыток зачать второго ребенка, походов по врачам, анализов, пессимистичных прогнозов, мы уже потеряли надежду, перестали ждать. А потом меня с работы меня госпитализировали с диагнозом "начавшийся выкидыш" прямо накануне отлета в отпуск. Потом был стационар, долгий больничный, трудные первые месяцы, снова больничный. А потом как-то полегчало, отпустило, начался благословенный второй триместр, Ника зашевелилась, мы успокоились и улетели в Черногорию. Вообще в отдыхе в Черногории были много ... спорных моментов, но мы были такие счастливые, это не передать словами. Тогда мы с Ритой параллельно и вместе читали "Манюню" Наринэ Абгарян. Рите было 11, она уже переживала самые последние годы перед тинейджерством, мы в те времена (и в последовавший за всем этим декрет) читали много книг вместе, появилась возможность разделять и такие впечатления. В общем, книжки про Манюню остались в моей памяти чем-то очень приятным. К тому же я с детства люблю армянские фильмы типа "Мужчин" с их лирикой и колоритным юмором ("Всю ночь супруги Газарян рассматривали семейный альбом, пытаясь определить, с чьей стороны родственник их навестил"). Их ещё любила моя мама. Их и грузинское кино, вроде "Бабушки, Илико и Иллариона". И вот "Манюня" с проказами и ее колоритной бабушкой для меня были чем-то из этой же области, да ещё и такие ассоциации из личного очень счастливого периода.
Один словом, наткнувшись недавно где-то на хороший отзыв на этот роман Наринэ Абгарян я тут же решила его прочесть. Но он оказался не очень похож на "Манюню". Он взрослый. Там много грусти. Я так не рыдала, кажется, ни над одной книгой в последнее время. Хотя на самом деле, книга светлая, очень светлая. "Всюду смерть и всюду жизнь" и жизнь побеждает. Но у меня видимо в настроение попала, открыла какие-то шлюзы, и я рыдала прямо с наслаждением.
Это книга о некогда большой и процветающей горной армянской деревне, в которой теперь осталась лишь горстка упрямых и очень колоритных и интересных стариков, которые решили, что будут там умирать. Там есть и тот самый юмор из армянского кино моего детства, и лирика, и очень много достоинства. В общем, мне очень понравлось, хотя на "Манюню" мало похоже, но это может быть и хорошо, ведь "с любым героем рано или поздно становится скучно", а тут совсем не скучно. Я прочитала на одном дыхании. Короче, советую.