Всякий раз, когда я упоминаю, что я все еще кормлю Нику вне той, группы для которой я обычно пишу никопосты, обязательно кто-то в комментариях напишет, что это дико и странно кормить ребенка так долго. Некоторые в комментариях не пишут, но потом у себя в ЖЖ. При чем это началось уже давно, то есть еще до ее года. Некоторые считают, что кормить надо до полугода, другие - до года, кто-то вообще считает, что смесь наше все. В общем, подходы у всех разные, но постоянно кто-то шокируется. Я совершенно не настроена кого-то в чем-то убеждать или за что-то агитировать, я просто хочу рассказать, как это у нас, и почему это так, особенно после вчерашнего разговора со свекровью. Я ей рассказала, что собираюсь выходить на работу, а она сразу начала, что надо от груди отлучать, что будет стресс, ведь не зря надо (!!! кому надо?) отлучать до года, так как они еще не понимают, и стресса нет. Так как у меня болела голова, а она долго ездила мне по мозгам, я напомнила ей, что отлученная в полгода сестра мужа без стресса сосала палец до почти 6 лет, а потом долго работала с ортодонтом над исправлением прикуса и так до конца эту проблему не решила, а мой муж-искусственник до 3 с небольшим лет тоже без стресса сосал соску. Она от меня отстала сразу. Однако я отвлеклась.
Про ГВ. У многих педиатров и вообще в широких слоях населения популярна точка зрения, что ГВ нужно только до года. Собственно, под давлением этой точки зрения, транслируемой моей мамой и другими членами семьи, я и отлучила старшую вскоре после года. Она у меня была не такая грудная, как Ника, к тому же она сосала соску и бутылку. То есть грудь ушла, а соска осталась до года и 3, бутылочка же оставалась почти до 2. При этом она еще долго, когда болела льнула к груди, как я понимаю теперь, с отлучением я поторопилась, несмотря на то, что оно прошло гладко. Нет, правда, она уже не ела ночью в это время, совсем. Не потому, что я ее оставляла кричать, а просто не ела и все. И прикладывалась фактически только на ночь, так как ГВ у нас было скорее по часам, чем по требованию (я училась в институте, поэтому периодически отлучалась, оставляя сцеженное ГМ).
И Нику я тоже планировала кормить до года. ГВ после года не казалось мне извращением или дикостью, но тоже казалось несколько избыточным и бесполезным. Но получилось все по-другому. Самое главное отличие второго ГВ - это то, что Ника не сосала ничего кроме груди. Соску она не брала практически совсем, хотя я ее предлагала в возрасте 2-3 месяцев при поездках в машине. Бутылочку ей в первый раз предложили в 4 месяца. При ГВ допаивать не надо, надолго я не отлучалась, да и вообще все же теперь знают, что бутылки портят захват и пр. Поэтому я ей бутылку вообще не давала, у меня и была-то одна, та, что вместе с молокоотсосом шла в комплекте. И тут меня вызвали на работу, я попросила маму остаться. Оставила молоко, Ника 6 часов не ела, но бутылку сосать не стала. Больше я так не делала.
Когда Ника стала активно уже прикармливаться, я стала предлагать воду, она ее не пила практически до года. Но я предлагала, в бутылке в том числе. Она ставила бутылку на столик, наклонялась и грызла соску, болтала воду в бутылке, смотрела на пузырьки, но не сосала. То есть вообще не понимала, как это делать. Я тогда решила, что надо сразу учиться пить из чашки и тему бутылки закрыла навсегда. Так и получилось, что сосательный рефлекс она может удовлетворить либо грудью, либо пальцами. Поэтому все, кто рассказывает, как отлично они отлучились в год и/или раньше, наверняка не упоминают, что оставалась либо соска, либо бутыка, а чаще - и то, и другое. Потому что известно, что сосательный рефлекс угасает к 2 годам. В среднем. У кого-то немного раньше, у кого-то позже.
Мне не очень понятно, почему дети с сосками во рту в 2 и страше - это нормально, а вот ребенок-грудничок в полтора, это дикость и извращение. Полагаю, что это от того, что мы очень далеко ушли от своей природы, а многие из нас вообще не видели естественного вскармливания. Когда я говорю, что Ника сосок и бутылок не сосет, многие очень удивляются, как так? Или вот недавно одна знакомая рассказывала, как легко отлучила свою дочь в 9 месяцев, на что я сказала, что она наверняка сосет бутылочку и/или соску. Та ответила: "Ну естественно!". Хотя это совсем не естественно, еще мои бабушки росли во времена полного отсутствия бутылок и сосок. То есть их не было вообще. Это не так уж и давно было, чтобы уже перестать быть естетсвенным.
Многие возмущающиеся пишут, что это дико, что такой большой ребенок сосет всегда и везде, сам задирает одежду и пр.
Я уже писала, что мне в этом смысле очень помогли статьи о естественном вскармливании, о том, что поведение у груди определяет мать. Ника не задирает одежду и не сосет на улице (в нормальной ситуации), я не даю грудь, например, в ресторане, если нет какой-то особой причины. Я ей объясняю, и она все понимает. Иногда, я возвращаюсь откуда-то, захожу домой, а она на меня уже в коридоре смотрит так, по-особенному. Я ей говорю, что маме надо раздеться и принять душ (лето, жарко и пр.), она ждет. Ходит хвостом, конечно, стоит в ванной за занавеской, если не запереться, но ждет.
У Ники очень плохо шел прикорм, была и аллергия, живот болел, поэтому в год отлучить, было бы каким-то нереальным квестом. Надо было бы приучить ее к бутылке, ввести какой-то заменитель молока (смесь, я думаю), она часто сосала ночью, то есть по ночам пришлось бы носиться с бутылками и прыгать на фитболе, словом, сделать кучу каких-то сложных телодвижений. А зачем? Меня ГВ не напрягает вообще. Если бы напрягало, наверное, я бы думала, что и как можно сделать. Но меня оно не напрягает вообще, тем более сейчас, что там может напрягать?
В общем, всех тех ужасов, которыми меня пугали, у нас не случилось. У меня же в этот раз было несколько лактостазов с очень высокой температурой, и в последний раз Нике было год и месяц, я вызвала какого-то незнакомого мне консультанта по ГВ знакомые были заняты, а мне же всегда надо срочно), ее посоветовала подруга. Она мне помогла расцедиться, а потом вдруг стала на меня давить, что пора сворачивать лактацию. Потому что не существует никакого плавного отлучения, что ребенок будет сосать все больше и больше, в том числе ночью, и мне все равно придется просто в один момент все это резко рвать. Молодец, что сказать, ей по праву принадлежит почетное место в списке "вон из профессии". Естественно, она оказалась не права. Недавно я заметила, что у нас почти ушли ночные кормежки. Без каких-то особых усилий, до этого было пару кормлений точно, а еще буквально в год и два было 4-5-6 кормлений. Теперь некоторые ночи она прикладывается на ночь в 21, а потом 7 утра. Если я дома, еще прикладывается после снов и перед дневным. Но может лечь и без груди, засыпает без нее даже если прикладывается, то есть укладывание у нас ритуал, отдельный от груди. Одежду на мне не рвет, на улице я сто лет не кормила. Но если болеет или зубы, прикладывается чаще, конечно. Но я помню, что Риту мне было успокоить сложнее, когда у нее зубы лезли, так как грудь она уже не сосала.
Еще пугали, что дети, которые на ГВ после года, не могут без груди успокоиться, это не правда. В большинстве случаев сейчас я просто беру ее на руки, грудь у нее для успокоения в экстренных случаях, в смысле она сама ее не просит просто так. Еще почему-то пугали, что будет отставать в развитии. Тоже ерунда, болтает, все понимает, везде лазит, горшком пользуется - нормальное развитие.
В общем, кратко резюмирую - ГВ меня не напрягает, соски и бутылок нет, Нике оно пока нужно, поэтому самое простое и естественное для меня - кормить. Но ГВ наше, по-моему, потихоньку затухает, так как количество прикладываний сокращается само собой. Но я никого не агитирую (не чувствую в себе сил для этого), каждый живет, как считает нужным. И ГВ я свое особенно демонстрирую, так как сейчас Ника кормится в основном дома. Но честно говоря, меня мне кажется куда более диким, когда моя подруга показывает фотографии своей дочки, которая была на ИВ, ей 2 и 4, и она до сих пор на фото всегда с соской. Рисует, играет, катается на качелях, танцует, на лошадке в парке, а во рту все время соска. Или мы возвращались из Греции, с нами летел мальчик. Два и два мес. Он в аэропорту был все время с соской они стояли за нами на регистрацию, потом на таможню и паспортный контроль. Ника ходила, играла с Ритой и пр. И ни разу не приложилась к груди. Мальчик сидел в коляске и сосал соску, когда он ее выплевывал, мама доставала огромный контейнер, полный сосок, выбирала оттуда новую и опять совала ее мальчику в рот. Потом я видела их в самолете, когда ходила в туалет, мальчик тоже был с соской во рту. Мне тоже было как-то странно, как буто все время рот у ребенка заткнут. Но я, разумеется, молчу, потому что это не мое дело.
Возможно, наша история кому-то пригодится. И я намеренно не стала писать о пользе ГВ, не хочу холиваров на эту тему.