Оригинал взят у
soltem в
Собственные мысли о мотивацииМне представляется, что одним из важнейших вопросов для обучающегося игре на музыкальном инструменте является сохранение и поддержание собственной мотивации. В самом начале обучения обычно с этим нет никаких проблем - мотивации хоть отбавляй, но проходит время, и она куда-то начинает испаряться. Не верю, что без мотивации можно сколь-нибудь продолжительное время продолжать заниматься - всё, так или иначе, заглохнет. На солдафонской дисциплине и принуждении себя далеко не уедите. Оглядываясь на весь мой собственный опыт в течение десятилетий, попытаюсь проанализировать те проблемы с мотивацией, которые встречались именно мне. Итак, встретившиеся мне причины исчезновения мотивации:
1. «Задолбали!» Это детская причина, самая первая, которая мне встретилась. Когда неумное выстраивание процесса обучения со стороны взрослых в лице музыкальной школы отбивает всякую охоту учиться. Неудачный подбор репертуара, раздражение от необходимости посещать какой-то там хор. В общем, все какое-то издевательское, пресное, неискреннее, официозное. Может быть для детей определенного психического склада и особой склонности к классической музыке это прокатывает, но для меня, который в дальнейшем больше предпочтения отдал угловатому джазу в противоположность округлым консонансам классики, это стало превращаться в муку.
Решение: Скорее всего, решение во власти только родителей, а не самого маленького ребенка-ученика. Родителям же обращать внимание на адекватность процесса обучения настроению и склонностям их ребенка. Нельзя отрицать, что некоторое принуждение может оказаться необходимым, сродни тому, как следует контролировать выполнение домашних заданий в общеобразовательной школе, но не надо перегибать палку.
2. Физическое отсутствие регулярного доступа к инструменту. Это я испытал во время обучения в институте, когда проживал в общежитии. Редкие возможности где-то там поиграть в пустом актовом зале на пианино, которое стоит на сцене, не формировали какой-либо мотивации вообще обучаться.
Решение: В мое время не было электронных музыкальных клавиатур, а сейчас, по-моему, совсем не проблема приобрести хотя бы дешевую и заниматься в наушниках. Было бы время для этого.
3. Методологические ошибки при обучении. Неверный путь овладения техникой приводит мордой в жесткую кирпичную стенку: прогресса никакого, руки испорчены, удовольствия от игры нет вообще. Мне случалось в такое вляпываться. После обучения в институте у меня был акустический инструмент, я не был обременен семьей и, следовательно, у меня имелось какое-то свободное время. Но самостоятельное обучение не особенно удавалось: вспухшие ганглии на обеих руках, немузыкальная плоская игра, Ганон и отсутствие какой-либо методической литературы или учителя. За пару лет все желание потухло.
Решение: Первое, что надо осознать при таком виде потери мотивации, что это именно твое собственное неправильное поведение привело к такой ситуации. Гордыня, торопливость, отсутствие учителя, нежелание вдумываться и анализировать. «ТщательнЕЕ, тщательнЕЕ надо, ребята», как говорил Жванецкий. То есть надо отступить назад, возможно сделать паузу в обучении на несколько месяцев, и начать заново очень осторожно и вдумчиво, контролируя каждый шаг, каждый тревожный нюанс. Фактически отношение к себе должно быть как к переболевшему человеку, который медленно должен начать поправляться. Осторожности должно быть даже больше, чем для «здорового» человека, который только что принимающегося за изучение. «Медицинский» контроль своего процесса обучения, своевременное выявление имеющихся проблем, привлечение учителя для создания обратной связи.
4. Не тот инструмент. Успешно погасив свою мотивацию через способ №3, я неожиданно вернулся к музыке с появлением на рынке первых синтезаторов. Эти игрушки будоражили ум и воображение и оказались очень кстати, чтобы вновь оживить мой интерес к обучению музыке. Во многом я очень благодарен этим синтезаторам. Но вместе с тем они оказались ограниченными. Пробудившись ото сна, я несколько лет занимался набором композиций и многотрековой записью, но и здесь уперся в стенку. Отчасти стенка была того же рода, что и в причине №3, но еще добавилось несовершенство механики инструмента. Синтезаторная ватно-мягкая вяжущая механика не позволяла развивать технику игры классических произведений. Я не совсем это осознавал (был еще XX век, интернета и книг почти еще не было), и поэтому все опять скисло. Сейчас, мне кажется, я могу достаточно четко выделить причину угасания мотивации в тот период - не та механика и звук инструмента.
Решение: Не упустите момент, когда надо переходить от инструмента-игрушки к настоящему музыкальному инструменту.
5. Не для кого играть. Эта причина исчезновения мотивации, на мой взгляд, поменьше, чем предыдущие но, тем не менее, тоже существует. Это ближе по типу к припадкам общих жизненных депрессий: незачем жить, никто меня не любит, мне обрыдла работа и т.п. Даже при появлении некого уровня мастерства в игре, абсолютное «щастье» не наступает. Уже не хочется быть «столбовой дворянкой», а хочется стать «царицей» как в «Рыбаке и рыбке». Но возможности революционных скачков в развитии, похоже, уже заканчиваются. Для одного себя любимого играть становится скучно, а с таким уровнем любительской игры и приткнуться некуда. Да и сам себя не стал бы слушать, если бы был по отношению к себе сторонним человеком. )) Вокруг столько качественной музыки, зачем же слушать пятисортное!
Решение: Та же общая универсальная таблетка, которая используется для создания позитивного отношения к жизни, - регулярно «покупайте в аптеке и пейте». А технические возможности для игры музыканта-любителя на публике есть всегда. Некоторые я затрагивал в журнале, а так, думаю, они у каждого свои и специфические, надо только примечать.
Я не стал упоминать здесь нечто вроде «общей нерадивости» к долговременному обучению и неспособности фокусироваться на цели, так как не считаю себя нерадивым ))) Также в моей системе координат нет такой причины как потеря мотивации из-за возрастных ограничений. Я этого не понимаю. Мы же говорим о мотивации, а не об абсолютных показателях, не так ли?