Первое, что видят люди, которые выходят из поезда в Лез Ейзи, - маленький, но очень колоритный отель под знаковым названием «Кроманйон». А в двухстах метрах от отеля находится и настоящий Кроманйон - грот, в котором в 1868 году были найдены 5 скелетов людей, живших 25 тыс. лет назад. Именно эти покойники дали название вида «кроманьонцев», или «Homo Sapiens Sapiens» - то есть «очень умных» людей, пришедших в Европу около 40 тыс. лет назад. Считается, что они совсем не отличались ни внешне, ни внутренне от нас. Кроманйонцы умели изготавливать орудия из рога и кости, шили себе одежду, пользуясь иглами и жилами. Для охоты они использовали копья с острыми кремневыми вложений - с таким оружием они охотились даже на мамонтов. Люди жили общинами до 20 человек, от холода прятались в гротах и пещерах, или в хижинах из шкур. Только на территории Украины и частично России первобытные охотники умели строить грандиозные жилья из мамонтовых костей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/nata_olen/67144322/74215/74215_900.jpg)
Во время последнего ледникового периода (а своего максимума он достиг 18 тыс. назад) большая часть населения Европа нашла убежище в уютной горной зоне от французского Прованса в испанской Астурии, которую ученые называют Франко-Кантабрией, куда входила и Дордонь. Палеолитические обитатели этого региона прославили себя созданием шедевров искусства, превзойти которые не удалось в более поздние времена.
Персонажами искусства стали животные, на которых охотились древние охотники - мамонты, пещерные львы, бизоны, лошади, олени - и другие. Первобытные художники воспроизводили их на стенах пещер и костяных или каменных предметах. Образы животных поражают реалистичностью, динамикой, объемностью. И в то же время рисунки не натуралистические - они чрезвычайно выразительные, лаконичные, стилизованные иногда почти до уровня пиктограмм. Доисторические художники использовали несколько техник: сначала они находили природные рельефы, напоминающие очертания животных, и на них рисовали силуэт натуральными пигментами - охрой, оксидом углерода, разноцветными глинами.
Природные материалы обеспечивали самые разнообразные оттенки от белого до черного и от палевого до темно-красного и коричневого. Рисовали животных кистями и тампонами, изредка рисунок довершали цветной пудрой, дуя через костяную трубку. Живописное изображение дополняли графическими очертаниями головы, ног, хвостов. Поразительно, что древние живописцы, чей высокий профессионализм не вызывает сомнений у искусствоведов, употребляли одинаковые стилистические приемы на всех памятниках Франко-Кантабрийское зоны.
Когда же картина была готова, художники применяли игру света - с помощью каменных ламп, - и начинался настоящий театр теней. Искусный движение светильника - и невнятная пятно на стене пещеры превращалась в объемный, динамичный образ животного, полной жизненной силы, агрессии или, наоборот, милостивого покоя.
Первооткрытие наскального искусства франко-Кантабрийское зоны отметилось грандиозным скандалом. Все началось в 1879 году, когда испанский юрист Марселино де Саутуола, прогуливаясь с маленькой дочерью Марией своей усадьбой в испанском регионе Сантандер, зашел в недавно открытую пещеру. Девочка побежала по низкому коридору в глубину, и вдруг закричала: вот, папа, быки! Так были открыты палеолитические росписи знаменитой пещеры Альтамира. Сеньор Саутуола был образованным человеком, знакомым с последними археологическими открытиями. Поэтому он сразу обратился к знакомому археолога Хуана Вилановы. Вместе они написали брошюру о выдающейся находке, предположив, что она имеет отношение к палеолитических жителей Кантабрии. И началась настоящая «информационная война». Амбициозные французские ученые объявили, что такие совершенные изображения не могли быть созданы первобытными дикарями, а написал их знакомый Саутуола художник. Некоторые специалисты пошли еще дальше - они обвинили в фальсификациях клерикалов - якобы церковь с помощью наскальных рисунков стремилась доказать, что человек не произошел от обезьяны!
Марселино де Саутуола не смог пережить позора. Он умер в 1888 году. А уже четыре года спустя в пещерах Комбарель и Фон де Гом вблизи Лез Ейзи также были открыты рисунки животных. Научная аудитория уже готова была и их публично поднять на смех. Вдруг на сцену вышел давний противник Саутуолы - Эмиль Картальяк, публично покаялся в своей роковой ошибке и принес свои извинения Марии Саутуола.
С самого начала изучения наскальной живописи встал вопрос его назначения. Это, без сомнения, святилища - как известно, люди не могли жить в пещерах рядом с изображениями животных, которые олицетворяли добрых и злых духов. Наиболее традиционной интерпретацией искусства была охотничья магия - потому что на многих сюжетах присутствуют знаки, подобные охотничьих стрел. Впрочем, в палеолитический время такое оружие использовали. Известный исследователь А. Леруа-Гуран предположил, что эти знаки означали гендерную принадлежность животных. А в последние годы приобрела распространенности гипотеза Ж.Клотта и В. Льюиса-Вильямса о том, что в пещерах совершались шаманские сеансы. По их мнению, некоторые мотивы наскального искусства свидетельствуют о измененную сознание художников, которая могла возникнуть под действием психоделических растений, монотонного ритма бубна, или, например, как следствие повышенной концентрации СО2 в отдаленных камерах пещер.
Первой пещерой, в которой нас пригласил Лоран, стала знаковая достопримечательность Комбарель, с которой, собственно, и началось изучение наскальной живописи.
Осенью 1901 года началось крестьяне, которые держали скот в привходовий части пещеры, нашли несколько кремневых изделий. По приглашению хозяина пещеры приехали всемирно археологи, среди которых был совсем молодой еще аббат Брейль, будущий классик в изучении первобытного искусства. Со свечами они обследовали длинный узкий коридор пещеры, и увидели первые прочерчены очертания животных. Впоследствии было обнаружено и закрашена около 600 рисунков животных и людей.
Когда же к этому знаменитого пещерного коридора зашли мы, гид объяснила, что в древности его высота составляла не более метра. И посетители пещеры должны были преодолевать более ста метров на колени, держа в руках горящие каменные лампы. Очевидно, за время трудного пути их сознание достигала нужной «кондиции», в голове появлялись видения, которые оставалось только запечатлеть на стенах. Может потому в этой пещере так много причудливых человеческих фигур - то духов, то «шаманов». Некоторые образы поражают своим реализмом - например, олень, «пьет» воду из реальной реки, которая течет в пещере.
Исследователи были поражены увиденными произведениями искусства, и уже через четыре дня один из участников экспедиции, Денис Пейрони направился в пещеру Фон - де Гом, которая находится неподалеку. Он надеялся увидеть в ней такие же прочерчены рисунки, как в Комбарель. Но на ученого ждало грандиозное открытие: первые полихромные наскальные рисунки во Франции! Напомним, что аналогичные изображения бизоньих в Альтамире научный мир не принял. Вместе с коллегами Пейрони зафиксировал 180 цветных животных, большинство из них составляли бизоны, но были и лошади, мамонты, олени и другие животные - хотя бы по одной. На сегодня изучено 230 изображений - но, как говорится, это лишь небольшая часть сакрального «бестиария».
Больше прославила Фон-де Гом чрезвычайно трогательная композиция из двух северных оленей. Самка опустилась на колени перед самцом с большими загнутыми рогами, а то наклонился к подруге, будто целует ее в макушку головы. К сожалению, первоначальное закрашивание не сохранилось, просматривается только темно-коричневый силуэт Ланке, черная полоса на спине и рога оленя - но прочерчены тонкими точными линиями очертания дают представление об этом палеолитический шедевр. Такого эмоционального, полного любви и доброты сюжета нет ни в одной пещере.
![](http://williamcalvin.com/BHM/img/AbbeBureulCopy.jpg)
По дороге к следующей пещере мы заехали к руинам средневекового шато Комарк. Построенный в 14-том веке, величественный замок был полностью был заброшен после смерти его хозяина в 17 веке, и постепенно разрушен. А в 1968 году наследник выкупил руины и начал его реконструкцию. В фундаменте замка было найдено палеолитический грот, где хранилась костяная пластинка с выгравированной головой коня. У подножия скал вокруг замка - выдолбленные средневековые жилья троглодитов. Сначала это название меня рассмешила, потому что в нашем представлении троглодиты - это заросшие шерстью дикари, или же просто обжоры. На самом деле, так здесь называют людей, живших в пещерах. А это были каменщики, которые обеспечивали материалом окрестные селения, и вырубали себе дома прямо в скалах.
Пока мы осматривали замок, начал сеять дождик, который перешел в настоящий ливень. При такой погоде настроение у нас стало совсем средневековым, и, стоя на развалинах Комарк мы с завистью смотрели на нарядный замок Лоссель на соседней горе. Ведь забежать к нему чтобы посмотреть и погреться заодно мы не могли - частная собственность.
![](http://ic.pics.livejournal.com/nata_olen/67144322/76168/76168_900.jpg)
Под этим замком была найдена палеолитическая фигурка упитаннной женщины с рогом в руках - знаменитая Венера из Лосселя