Сейчас моя ученица отменила занятие по той причине, что её задерживают на работе, и на меня нахлынуло. Сначала я нашла топик преподавателей, которые сетуют на опаздывающих, пропускающих, забывающих предупредить детях и, что самое интересное, взрослых.
Вот эти
репетиторские вопли. Интересно будет, прежде всего, преподавателям - так сразу и разольется по телу "о да, вот оно, то самое". "Я забыл-не выучил-обосрался-свой вариант".
Все это я наблюдала в течение недели на курсе сценарной мастерской А. Молчанова. Один в один. За единственным исключением: преподаватель установил жесткие дедлайны - 12 часов следующего дня. И надо сутки распланировать так, чтобы сделать. Если работаете до вечера - делаете поздно вечером или ночью. Если не соображаете после работы - делаете рано утром, т. е. это сложнее. Надо реально рано встать, в 5-6 часов, иначе можно не успеть - усвоить информацию, обдумать, сделать, проверить, запостить не впритык к дедалайну, а чуть пораньше.
Всех, кто не успевал, автор курса переставал рассматривать в качестве учеников. Но думается мне, это возможно, только когда курс бесплатный. Если он стоит 49500 - именно такова цена на платный курс мастера - скорее всего, взаимодействие "учитель-ученик" более мягкое. Обосрался? Ну что ж, бывает.
"Внезапно" мне стало ясно, что я преподаю английский язык 16 лет. Шестнадцать лет... Это серьезно. Реакции людей всех возрастов становятся предсказуемыми, ошибки - типичными.
Английский всегда для меня был запасным аэродромом, даже когда оставался главным источником дохода. Я долго не воспринимала его всерьез. Это же английский, не китайский. Простой язык, и дело простое. С подростковых лет мне казалось, что учить - это легко. Хотя потом мне встретились гиды, блестяще владеющие языком и исповедующие правило "ни как какие деньги не преподавать, ни за что". Оказалось, легко это не для всех.
Язык меня кормил и продолжает кормить, а я все так же отношусь к нему - "а, инглиш". И я решила исправить эту ситуацию. И вспомнить, как все начиналось, кто меня зацепил и какие общие выводы пришлось сделать.
Первый ученик образовался, когда мне было 18 лет, и я училась на 1-м курсе университета. ВУЗ экономический, потому что гуманитария-педагога, по моей 17-летней вере, ждала голодная смерть. Школу я закончила в кризисном 1998 году. Поступила в ИНЖЭКОН, проигнорировав горячие рекомендации четырех (!) учителей идти в педагогический.
Тогда, на первом курсе, к моей маме обратилась ее коллега, чей 8-летний сын имел проблемы с английским. Прежде всего она рассчитывала на дешевизну. Настолько, что ее не смутило полное отсутствие опыта преподавания. Таких людей полно, и студентки с хорошим знанием иностранных языков вполне могут заработать на колготки.
Первый урок мой стоил 30 рублей. Для сравнения - на эту сумму можно было купить две упаковки цветных маркеров. Чай с булочкой в студенческой столовой. Ну и всё в таком роде. Выкладывалась я так же, как сейчас, компенсируя незнание техник и методик.
Впоследствие у меня было много детей с проблемами по данному языку. Нарисовалась некая статистика.
Абсолютное большинство "проблемников" были мальчики. Они НЕ ХОТЯТ учить язык. Они вообще не особо хотят учиться, за редким исключением. Они хотят двигаться, из "ранних" - заигрывать с молодой симпатичной учительницей. "Ранним" можно быть не только в 12, но и в 8 лет.
Как вы догадываетесь, постоянно преодолевать сопротивление, искать мотивацию (которой нет, за исключением - избежать наказания от родителей, но с этой мотивацией надо очень аккуратно действовать, иначе все сведется к элементарному запугиванию) - это неинтересно. Мне скучно было работать с мальчиками.
Еще хуже было работать со взрослыми дядями. Единственная причина, по которой можно на это согласится - разумеется, деньги. Мужчины НЕ ХОТЯТ учить язык. Они хотят, чтобы он сам выучился, как можно быстрее. Но самое поганое, что абсолютное большинство, даже самые "поздние", желают заигрывать с симпатичной учительницей. Считают, что ей это самой нравится, интересно, увлекательно - когда малознакомый мужик "оригинально" шутит про расположение языка относительно ротовой полости при произнесении звука r. Да, да, вы 101-й, кто мне об этом сказал.
Дело вот в чём. Никто ведь не ставит себя на место другого. Поэтому я расскажу, о чем думает репетитор, когда едет к ученику.
Репетитор думает о деньгах, прежде всего. О деньгах, на которые он купит продукты, заплатит коммуналку, отложит на стоматолога и т. п.
Ещё, если он хороший репетитор, он думает, как ему выстроить урок, повторяет составленную накануне схему, вспоминает, какое задание за каким последует, с чего лучше начать, а чем завершить. Думает о том, на чем ученик буксует, и как это лучше отработать в рамках занятия, но прежде всего - он думает о деньгах.
Он не мыслит: "Ах, как это прекрасно, снова со мной язык Шекспира" - потому что не будет ни языка Шекспира, ни даже Хемингуэя, ведь большинство учеников в лучшем случае могут прочитать сказку в адаптации. И повторение в двухтысячный раз грамматического времени не развивает учителя, а только отращивает ему терпения, или, как сейчас говорят, дзен. Ему это неинтересно, он это давно знает. Может быть интересна сама личность, которой преподаешь. Но если личность шутит про расположение языка в ротовой полости... интерес падает до нуля.
Поэтому, если с финансами не совсем алез, и если человек обращается не по рекомендации, я представителям мужского пола стала со временем отказывать. И сейчас, когда размещаю рекламные объявления на сайтах и в соцсетях, меня так и тянет написать: "Не учу мальчиков и мужчин". И я каждый раз останавливаюсь, потому что понимаю, какая будет реакция: она мусульманка? феминистка? лесбиянка? Три в одном?)
Учить девочек - совсем другое дело, чем учить мальчиков. Они восприимчивее, податливее, исполнительнее в разы. У меня были сложные девочки, были даже девочки-Скорпионы - а мамы таких девочек отлично понимают, о чем идет речь) Это когда в прошлый раз тебя встречали с объятиями (не слишком ли фамильярно?), а в нынешний - с сильно нахмуренным лицом (не слишком ли хамовато?), и эти качели эмоций раскачиваются весь период обучения. Но даже самый ядовитый Скорпион в лице девочки удобнее для репетитора, чем любой мальчик. И тем не менее, я предпочитаю учить взрослых женщин.
Взрослым человеком в настоящем времени я считаю того, кому исполнилось 25 лет. 18-летние девушки для меня - это дети с сиськами. Тело созрело, все остальное - нет. Есть исключения, и очень ранние. Есть глубоко, оригинально мыслящие подростки, студентки. Но их мало. Поэтому лучше - старше 25 лет.
И тут начинается специфика женщин старше 25 лет. Во-первых, у них меньше денег, чем у мужчин-ровесников. Я усредняю, понятно. В целом у них меньше денег, и от них я чаще слышу честное "денег нет", когда мы прощаемся до лучших времен. По этой же причине женщины чаще торгуются, ищут подешевле, со скидкой и т. п.
Во-вторых, у них меньше времени, чем у мужчин-ровесников. Им надо заниматься хозяйством, забирать детей из садика, делать тысячу разных дел. Их домашние ни в коем случае не воспринимают учебу взрослой женщины как серьезную причину для того, чтобы недополучить то, что они получали раньше.
Посему идеальная клиентка для меня - это женщина старше 25 лет, которую полностью содержит мужчина. У меня таких было несколько, и это кайф в чистом виде. Ничего они не дуры. Все с высшим образованием, все интересные в общении.
Они не пропускали, не отменяли, выполняли домашние задания, угощали меня очень хорошим заварным кофе или чаем. Они никуда не опаздывали и имели возможность составить четкое расписание, без внезапных перестановок. Детей из садиков забирали няни, домашние дела выполняли домработницы.
Каждую я очень хорошо помню, с некоторыми поддерживаю общение - кто-то нашел отличную, статусную работу, кто-то продолжает путешествовать 4 раза в год.
Так что, если у вас есть знакомая женщина старше 25 лет, которой не надо думать о деньгах и работе, но интересно учить английский язык, дайте мне знать. Ей будет хорошо, и мне неплохо.