"Татьяна", 7 и 10 ноября 2014, МАМТ

Dec 09, 2014 16:15

Программка:
ноября, пятница, 19:00
Премьера Основная сцена

Хореография, декорации и костюмы: Джон Ноймайер
Дирижер-постановщик: Феликс Коробов
Татьяна Ларина: Диана Вишнёва
Евгений Онегин: Дмитрий Соболевский
Владимир Ленский: Алексей Бабаев
Ольга: Ольга Сизых
Князь Н.: Алексей Любимов
8 ноября-9 декабря 2014.
Пойду еще раз в понедельник и тогда может быть напишу поподробнее. Билет на 10-е не выкупала, решила, если не пойдет, то верну деньги. Однако через несколько минут спектакля поняла, что пойду второй раз. А вот на 8-е сдала, финансовые возможности ограничивают мои аппетиты, увы.
Не скажу, что безоговорочно понравилось всё, но всё время мне было интересно.
Вот не могу себя заставить открыть запись. Не потому, что нет слов, а наоборот, слов много и они выползают как каша из горшка. Могла бы поговорить, но как-то не с кем. Наверное пусть повисит то, что уже вышло на свет божий, а потом, когда буду добавлять, то и закрою.
Диана очень хороша, но она великая балерина и это не удивляет. Жаль только, что я не могла видеть ее глаза постоянно- сидела далеко, но бинокль брала не часто. А вот Соболевский прямо-таки потряс. Я знала, что он хороший танцовщик, но Ноймайер накрутил такой тяжелый текст, что не восхититься было невозможно, тем более, что название "Татьяна" ничего не меняет: Онегин как был у Пушкина, так и остался главным героем, что и отразилось на количестве хореографического текста, доставшегося ему. Молодец какой Дмитрий!
Красивый и юный Алекс Бабаев так похож на Ленского, каким я себе его представляю, и его пусть не геттингенская, но тоже вполне себе импортированная заокеанская улыбка была здесь как нельзя к месту. Великолепен оказался Алексей Любимов, его могучее (каким оно выглядит на сцене) тело всегда необыкновенно мягко и пластично. Притягательно и его актерское мастерство- у князя Н. в этом спектакле большая и интересная роль, так же как и у Ленского, и за обе эти партии спасибо Джону Ноймайеру.
Все танцовщики справились со сложной хореографией, но это для меня тоже скорее не новость, но радость. В МАМТе Ноймайера танцуют не впервые, и в современном танце я считаю танцовщиков театра лучшими среди всех наших (московских и питерских).
Что касается собственно хореографического текста, то г-жа Кузнецова все коротенько описала. И правда, зачем углубляться и вдаваться в подробности? Написала истинную правду.
Да. О радостном теперь.
[Spoiler (click to open)]После "Дамы с камелиями" в БТ меня терзал вопрос: неужели и в Моссовете Гамбурге не достает средств, чтобы написать балет? Роскошная хореография "Дамы" существует для меня отдельно от музыки- Ноймайер пытался соединить свое творение с отдельными музыкальными творениями Шопена, но это ввергает меня в настоящий когнитивный диссонанс, почти непереносимый. Я постепенно научилась как бы "не слышать" музыки, она к балету не имеет никакого отношения. Меня умиляют тексты типа "Ой, ну ведь Крэнко, Ноймайер используют ВЕЛИКУЮ музыку!"  Ну да, ну да, вспомним "Сентиментальный вальс", начинающийся после нескольких тактов по новой!
Меня конечно набаловали русские и советские композиторы, которые исправно писали балеты (в том числе непревзойденные шедевры). Не стану растекаться здесь, скажу только общеизвестное: оперу и балет пишет композитор, музыка и есть их содержание. Прекрасно (и постоянно :-)) об этом говорит Ю.Темирканов, и сегодня в телевизоре на коротком примере  сцены из "Пиковой дамы" объяснил Т.Сохиев.
Огосподи...:) Сейчас у меня на Mezzo Гергиев дирижирует 3 симфонию Чайковского, а перед глазами вращается Зеленский. Ну что делать теперь??? От этого образа больше не избавиться, он склеился с музыкой намертво.:-(( Баланчин, вот интересно, спрашивал Чайковского, что тот думает по поводу??? Это я к тому, что со Стравинским хоть как-то вопрос улаживался.

Мне дочь периодически подкидывает музыкантские поганки, а именно: на какую-нибудь строчку из знаменитого произведения накладывают идеально ложащийся текстик и всё, потом уже никогда не сможешь от него абстрагироваться. Например, адажио из "Щелкунчика" на нисходящую соль мажорную гамму звучит так: "Мы опоздали в гастронооооом...", ну и т.д. Примерно то же я чувствую, когда Маргарита страдает под музыку Шопена в балете Ноймайера.

Лера Ауэрбах написала музыку специально для этой "Татьяны". Сочиняла она в тесном взаимодействии с Ноймайером, то есть все хорошо, ура. Музыкальный материал интересный, полностью соответствующий замыслу хореографа (что уж он напридумывал, это другой разговор). Музыка- опора, основа хореографии и поэтому никакого отторжения я не чувствовала, а наоборот, шла за музыкой, стараясь, конечно, не обращать на нее специального внимания, но не могла отделаться от того, что все же вслушиваюсь, замечаю нюансы, но со временем это пройдет, конечно, и к музыке я привыкну. Оркестр прекрасно исполнил весь нелегкий музыкальный текст, даже пила была расчудесной (ну просто гавайская гитара;)), спасибо маэстро Ф.Коробову и его замечательным музыкантам!
Да, вот интересно: мне объяснили, что кооперация МАМТа и Гамбургского театра касалась только материальных вложений с российской стороны, а к творческим материям допуска у нас не было. Всё делалось как хотел Ноймайер, только он.
[Spoiler (click to open)]Ну вот он и надумал эту... никак не подберу слово, идею о переходе от модернизма 20-х годов к соцреализму 30-х. Что это по сути дало спектаклю, какое отношения ко всему этому имеет "клюквенный набор" пресловутых, набивших оскомину ушанок, кожанок и водки рекой? Как я поняла, гамбургские зрители  были тоже шокированы всей этой атрибутикой, а я ведь часом подумала, что гений решил на старости лет потрафить вкусам своей, западной публики. А тут вон оно как. Не могу сказать, что эта странная игра в псевдороссию мешает принятию балета в целом, скорее всего я буду закрывать глаза в этих местах так же, как я поступаю во время плясок вприсядку барышень с мужичками в сапожищах и фуражечках на "Онегине" под  "великую" музыку Чайковского. Ну и музыка Леры в ладу с этой пестрой, псевдорусской одёжкой балета- цыпленобублики тут как тут, извольте, уважаемый Джон,  все по Вашему желанию. Меня даже посетила мысль, что Ноймайер, узнав, что Пушкин "энциклопедию русской жизни" оказывается написал, подумал, что и ему надо энциклопедию, но только кагбэ сто лет спустя. Вот вам, посмотрите какие они будут, эти ваши Татьяны, Онегины и Ольги с Ленскими через сто лет. Баня, водка, гармонь и лосось. Но это еще не все. Ко всем этим красным косынкам и портупеям присоседились расписные пиджаки лихих 90-х, надетые на голое тело, "бритая" голова и прочие атрибуты кича недавнего времени. Этого я понять и принять не могу по одной причине: Ноймайер прекрасно знает Россию, в отличие от Крэнко. Ну, хозяин-барин, из песни слова не выкинешь, что замыслил, то и воплотил.
Замысел же Ноймайера непростой, и мне в какой-то момент показалось, что его несет, и он хочет станцевать весь текст романа в стихах. Я постоянно ловила себя на том, что слышу "бывало, он еще в постеле...", "всегда восторженная речь", "Онегин едет на бульвар. И там", "Что знал он тверже всех наук", "и тень ветвей над бедной нянею моей", "Довольно, встаньте. Я должна" и т.д. То есть всё это есть на сцене буквально. Балет долгий, многолюдный, насыщенный движением, силовой и тяжелый для главных героев, особенно для ЕО. Я рада тому, что в спектакле есть эпизоды жизни Онегина в Петербурге, это очень важно. Мы наконец-то видим его не сразу представленным Ленским своим соседям, но сначала там, где текла его жизнь светского льва и понимаем, каким он приезжает в дядину деревню.
Ноймайер прекрасно "рассказывает", и отлично знает Пушкина, поэтому его балет не линейное повествование, но ряд временных пластов, зачастую представленных на сцене одновременно, содержащих реальные события, сны, воспоминания, фантазии. Как это интересно! Конечно, с первого раза можно уловить только общий замысел, основные акценты, главную идею и оценить воплощение. К счастью, есть билеты на 15 декабря, правда далекие.
Можно разбирать каждый эпизод балета, расшифровывать текст и переводить его в слова, но тогда уж надо писать книгу, да и зачем, если он хореографический, но текст и есть в чистом виде? :D Замечу только, что есть в нем и лукавые отсылки к классике балета ХХ века: вот Джульетта-девочка прыгает на коленки к кормилице, а вот Квазимодо склоняется к Эсмеральде, причем музыка также легонько "играет" в Прокофьева, Жарра, Шостаковича и т.д. Здорово!
Сюжет балета развивается так, что в финальной сцене, в последнем дуэте героев страсти достигают невозможного, невиданного мной никогда раньше накала. Думаю, что этот роскошный дуэт (ах, какая работа!), который Диана и Дмитрий сыграли просто на разрыв аорты (простите мне избитое выражение, но оно абсолютно подходит к тому, что мы увидели), можно показывать как отдельный балет и ездить с ним по свету, собирая залы. Онегин буквально вырывает из груди свое сердце. Это прекрасно. Пушкин был бы доволен, я уверена. Татьяна полюбила, но не смогла пробудить чувства в Онегине, они чуть разошлись во времени, только и всего. Какая же горечь от осознания, что они вместе не будут никогда. Это самое страшное слово, оно равно смерти. Никогда.
Удивительно, как сыграл свою роль Дмитрий Соболевский. Ему ведь всего 22 года, чудеса. Веришь, что Татьяна- девочка, а он пресыщенный однообразным развратом столичной жизни циник, не умеющий (разучившийся?) чувствовать. И его метаморфоза важнее, чем кажущееся изменение в облике и поведении Татьяны. Она-то ведь в сущности не изменилась, ее любовь постоянна, сильна и светла, она-то как раз не ошиблась, что назвала его своим героем тогда, в юности. Конечно, она стала зрелой женщиной, но это не изменение ее сущности, ее сильного "Я". Да, такое случается. Природа такие натуры изредка создает и счастье тому, кто встретит ее, эту редкую девушку, полюбит и будет ценить. Повезло князю Н., одним словом. :) Онегин же внешне как раз совсем не меняется, Ноймайер даже бритую голову (это какая-то резиновая лысина, уродующая иконописную красоту Дмитрия) ему оставляет во втором акте, практически не меняет костюм. Но изнутри в нем разгорается огонь, он оживает, и это сыграно очень сильно и благодаря хореографии Ноймайера, и благодаря таланту Соболевского и, вероятно, в первую очередь, как я сейчас это понимаю, благодаря дарованию Дианы- педагога и партнера. Приведу слова Дианы, которая любезно ответила на мой вопрос: "О Дмитрии. Вы правы, большая редкость, когда у молодого танцовщика в партнерстве с опытной балериной получается дуэт. Я практически сразу увидела в нём профессиональный потенциал и готовность к серьёзной работе. Каждая репетиция ценилась и была конкретным шагом в работе над образом. Я с удовольствием делилась с Дмитрием всем, что могла ему передать."
О Диане мне писать не пристало. Она восхитительная девушка, гениальная танцовщица, тонкая актриса. Как же я их обожаю- Диану, Ульяну Лопаткину, Светлану Захарову, Сильви Гиллем, Игоря Зеленского, Дэвида Холберга, Роберто Болле, их, которые терпят чрезмерные нагрузки, боль, усталость, травмы, но свято служат своему дару долгие годы ради нас, ради самих себя, ради искусства! Вот такие высокие слова.
Мальчик Алекс Бабаев всего второй год в театре, но уже заявил о себе, ярко проявив свой талант в "Манон", и он активно вводится в спектакли. Как же он подходит для роли Ленского- да, еще не совсем зрелый танцовщик, но его ясная улыбка, открытый взгляд, восторженность счастливчика, выросшего среди любящих людей, это он, наш поэт, то есть композитор! И как сильно поставлены сцены (их несколько), когда Онегин убивает друга, единственного, кого он сумел полюбить тогда, до Татьяны- они трогают нас до глубины души, мы сожалеем о гибели юности, не успевшей реализовать себя, не раскрывшейся до конца. Двойная роль Зарецкого (Денис Дмитриев- Артем Сорочан), олицетворяющего неодолимый рок, интересная находка.
Меня мама спросила: "А Ленского убивают?" Да, сказала я, убивают и несколько раз. Это удачный ход, ведь в опере, и у Крэнко, который фактически "обалетил" оперу Чайковского, а не роман Пушкина, Ленского после дуэли больше нет и только двумя словами о нем упоминает Евгений, но так, мимоходом. В "Татьяне" Ленский важная фигура, с ним в постоянном диалоге Евгений, он помогает ему потом, спустя годы, как когда-то в жизни было наоборот. И мы сильнее, глубже чувствуем трагедию.
Алексей Любимов- гигант, он сделал две роли: Онегина и князя Н. Сильный, зрелый, умный, красивый. Воплощенная мужественность. Он нашел свое сокровище (я видела его только в роли князя, увы...) Счастливчик.
Ольга Сизых в роли Ольги Лариной сыграла сестру-подругу, которая хоть и вышла за другого, но не простила Онегина. Ее роль тоже протянулась в великосветский Петербург и ее присутствие там оправданно и органично. Отличная работа, точная, интересная.
Дальше не смогу остановиться, ибо все артисты не просто находились на сцене и что-то там качественно танцевали, но были плотью и кровью балета, держали нас в напряжении, радовали филигранным исполнением трудных партий, актерским мастерством.
Надеюсь, что позже добавлю текст о Кадрии Амировой, Иване Михалеве, Татьяне Мельник, Марии Бек и других.

Вот:
http://www.dailymotion.com/video/x29mrsy_tatiana-ballet-by-john-neumeier_creation
Спасибо, дорогая Ольга, за эту съемку!

Джек снимал 5-го ноября генрепу, поэтому Дмитрий со своими волосами.


Это не фото, а скрин, поэтому плохое качество. 7 ноября 2014.


Фотогалерея Jack Devant. Прощальная сцена.
http://www.jackdevant.com/diana-vishneva-dmitry-sobolevsky-tatiana/

Соболевский, Вишнева, Любимов

"Татьяна", балет, Пушкин, Диана Вишнева, Джон Ноймайер, Дмитрий Соболевский, МАМТ

Previous post Next post
Up