26 апреля. Чернобыль, Украина, Россия.

Apr 26, 2014 14:11

Господи, сколько лет-то прошло? Неужели 28? А все как вчера... Я тогда училась на первом курсе МХТИ им Менделеева. Непосредственно 26 апреля никакой информации в СМИ об аварии не было. И не было ее еще несколько дней, вплоть до начала майских праздников. Но хорошо помню, как утром 26-го у нас дома раздался телефонный звонок, и хорошо поставленный мужской голос попросил Дину Александровну - мою маму. Мама у меня была ценным специалистом и работала тогда, в том числе, по программе "Бурана", так что у нее водились знакомства на самом верху. Оттуда (сверху) и позвонили. Неофициально и конфиденциально. Немного послушав, мама сказала: "Большое спасибо." - и как-то особенно медленно, плавно, заторможенно положила трубку.
-Кажется, нам надо срочно звонить в Киев!

-А что случилось? - спросила с порога почти убежавшая в институт я.
-Авария на атомной станции. У тебя ведь в группе есть ребята с Украины?
-Да, а что?
-Скажи им, чтобы домой на майские не ехали. Наоборот, пусть зовут родных в Москву.

Одногруппницы с Украины восприняли новость и рекомендации несерьезно. Родителям позвонила одна Лианка Вознюк из Киева, и ей, естественно, ответили, что все прекрасно. Мол, цветут каштаны и:"Хорош глупости болтать,давай уже скорее приезжай!"
Мамины сестры-братья и папин брат и мама тоже сначала всерьез не восприняли наши настойчивые рекомендации на улицу не ходить, окна не открывать, и срочно отправлять детей и бабушку к нам.
-А как же школа? А как же работа, детский сад? И вообще, что вы паникуете?

Через несколько дней, кажется 4 мая, мы встречали на вокзале киевский поезд на котором они все наконец-то приехали. Это было жутко. Из вагонов непрерывным потоком выходили дети. И, примерно, один взрослый на 4-5 детей... И снова дети. Поток казался нескончаемым. Столько людей просто не могло влезть в поезд, а они все выходили... Как нам потом объяснили, билетов в кассах не было, но проводники сажали детей и стариков по 3-4-5 человек на одну полку уже все зависимости от наличия или отсутствия билета. Потому что ДОШЛО!
В нашей квартире поселились 4 ребенка и один взрослый (взрослые менялись через 2-3 недели - брали отпуск по очереди). У двоюродной бабушки, на Соколе, родная бабушка с папиным племянником, у сестры в Тушино -дочь маминой подруги с малышом.
7 мая моя самая младшенькая двоюродная сестричка - ей было 5 лет, простудилась. Мы вызвали участкового врача. А участковая, с порога увидев в квартире табор, только и спросила:"Дети с Украины?" И кинулась к телефону вызывать скорую. Оказывается, участковым строго-настрого было велено всех детей с Украины выявлять и проверять на радиацию. А уж больных проверять особо!!!
В скорую мы набились все вместе. Дети, моя киевская тетя и я. Не отправлять же их одних непонятно куда! Сначала нас повезли в Морозовскую больницу, где Наталку (младшенькую двоюродную) проверили с ног до головы, удостоверившись, что у нее действительно просто простуда. А пока проверяли - мы все часа полтора или два сидели в скорой, ждали. Потом нас повезли куда-то на окраину Москвы, в какую-то огромную больницу, к одному из корпусов которой змеилась длиннющая очередь. Нас пропустили вне очереди из-за Наталкиной температуры, и из-за того, что скорая не могла уехать, пока не подтвердится, что Наталку не надо госпитализировать из-за радиации. Мы получились, типа, блатные. Радиационный фон проверяли с ног до головы, и отдельно - в районе щитовидки. А пока киевлян проверяли - я поговорила с людьми из очереди. Почти все были с московскими родственниками или друзьями. Сразу после проверки некоторых госпитализировали, а москвичи судорожно начинали наводить справки, что нужно и можно передавать.
Помню, стояли люди из Припяти. Пришибленные, ошеломленные, без московской родни. Сели на поезд в Москву, потому что в суматохе и не знали, куда податься. Одна женщина вышла из корпуса с кофтой в руке, в двух пальцах на отлете.
-Мне велели кофту закопать! - потерянно сказала она.
-А у меня другой одежды и нет, мы совсем ничего взять не успели...И мужа с детьми госпитализировали, а меня не берут... Куда мне теперь?
И заплакала. К ней сразу подошли какие-то люди из очереди, не родные, но сочувствующие, забрали кофту, дали какой-то плащик накинуть, повели назад в корпус, приговаривая что-то типа: "А если что - с нами поедете - у нас в доме места хватит..."
Помню, как остро было ее жалко! И как благодарна я была этим людям из очереди, собравшимся растерянную женщину приютить.
Я ждала своих, прикидывая, как сейчас, если что, поеду собирать передачу, как организоваться, чтобы сюда, на окраину, каждый день ездить - нельзя же им на больничной еде... И содрогалась не от осознания возможных технических сложностей, а от того, что УПАСИ БОЖЕ, они нахватали радиации!
Не нахватали. У Наталки на щитовидке показания были на границе нормы, но все-таки со стороны нормы.
Домой мы добирались на такси. Усталые, потрясенные, но сроднившиеся как никогда. Мы почувствовали себя тогда не просто одной семьей - родной, дружной и крепкой - мы увидели, что входим в еще большую семью. Что еще множеству людей вокруг НЕ ВСЕ РАВНО! И разве думали мы тогда что Украина НЕ РОССИЯ?????? Или что Россия НЕ УКРАИНА????

из семейной истории, Россия, что-то важное, Украина

Previous post Next post
Up