Опять музыка.

Sep 06, 2012 16:05

Поразительно, как смысл музыки может меняться в зависимости от того кто ее исполняет и на каком инструменте!
Очень люблю мелодию из оперы Орфей и Эвридика, когда солирует скрипка.
http://www.youtube.com/watch?v=fKdc-LGuPJ8
Мне, правда, больше нравится исполнение Ойстраха в сопровождении ф-но, но запись эту на Ютубе не нашла, к сожалению. Врпрочем, запись по ссылке тоже чрезвычайно хороша для дальнейшей иллюстрации моей мысли.
Итак продолжаю, в то же время, я очень люблю разные классические произведения в исполнении Ансамбля Скрипачей Большого театра.
И вот, вдруг, обнаруживаю, что для меня сочетание конкретно этой мелодии и конкретно этого исполнения... абсурдно, взаимоубивающе!
Объясню почему.
По сюжету оперы Орфей, играя на лире, растопил сердца фурий, Зевса, Цербера и иже с ними...но ИМХО, ария Орфея с хором фурий - не самое блестящее произведение Глюка. Такой арией, опять-таки ИМХО, куска хлеба не выпросишь, не то что жену из царства мертвых.:))) И ведь по сюжету Орфею пообещали отдать Эвридику, но долго-долго еще не отдают... Тени там ходят, фурии танцуют... И правильно! Ну согласитесь, мало ли чего желает один Орфей (тем более, так себе поющий))). По идее, Высшие силы должны выслушать обе стороны, прежде чем принять решение, ведь блаженная тень Эвридики могла бы и не захотеть возврата...Поэтому, так сказать, слово дают тени Эвридики. Она появляется и... звучит Мелодия!
Мелодия Эвридики, как я ее понимаю, голос любви и нежности, беспомощных, хрупких,трепетных, находящихся целиком и полностью во власти необоримых сил. Голос, признающий их и подчиняющийся их власти, но тоскующий, изумительно прекрасный, страдающий и молящий эти силы о воссоединении с любимым. Эта мелодия - совершенная, воплощенная покорность. Ни грамма в ней борьбы или протеста,и, в то же время, беспомощно-трогательная, невероятно красивая, до позвоночника пробирающая мольба о милосердии. Тут и Цербера прошибет, ей-Богу!
По сюжету оперы Орфею отдали Эвридику, но музыка-то противоречит сюжету... музыка утверждает: Орфей всего лишь сумел, так сказать, привлечь внимание Богов к рассмотрению вопроса, ибо ни один Бог не выдержит, когда так долго и громко поют в прихожей!:))))
Но только сама Эвридика, красотой мелодии своей души, умолила Богов вернуть ей жизнь и мужа.
Кто не согласен - послушайте оперу! :)
Возвращаюсь к исполнению Главной Мелодии оперы (опять-таки по моему скоромному мнению)
Лучше всего, как мне кажется, описанная мольба удается одинокой скрипке. Флейта все-таки несколько визглива, и придает образу Эвридики какую-то... едва заметную стервинку...повторюсь, на мой вкус:)))
Однако, когда скрипок много, когда играет целый Ансамбль - мольба пропадает, обращаясь в хоровое пение.
http://www.youtube.com/watch?v=vIGEG4x7dJc ( Внимание, Мелодия на 11-й минуте, там записано еще много хорошего!) . Мелодия обретает силу, но с силой... теряет большую часть трогательной, пронзительной, трепещущей беспомощности и нежности, перед которыми растаяли сердца неумолимых Богов, Духов и Стихий. Нотка требовательности (и ощущение, что просящих вдруг стала целая толпа), ИМХО, фактор способный раздразнить богов, разгневать фурий. Не та ситуация у Эвридики, чтобы чего-то требовать...

музыка

Previous post Next post
Up