(для коллажа использованы фото из открытых источников)
Младший внук, восьми лет от роду, обожает играть в "Марио" и этот, как его, "Майнкрафт". Обожает забавные ролики про животных, смотрит этого вот очень много. Не хочет читать, хотя умеет с 4 лет, приходится заставлять хоть что-то читать и пересказывать. Заставляем, потому, что мир игр, мультиков и забавных роликов - тех что он сам хочет смотреть - не дает ребенку, в плане узнавания реального мира, ни-че-го. То есть вообще ничего.
В придуманных мирах - придуманные монстры, придуманные проблемы и придуманные правила выживания в придуманных ситуациях. В роликах блогеров - постановка с упором на милоту. А что если, упаси боже, у ребенка случится реальная проблема?
Поделился он со мной, намедни, несколькими симпатичными роликами про лисичек, которые живут с людьми. Милые животные, разговаривают почти внятно, ведут себя как добрые собачки или кошечки.
И таких роликов, про домашних лис, ребенок пересмотрел много.
И что они ему дали?
1. Ребенок не представляет себе размеров лисы. Считает, что лисы огромные, показал примерные размеры по моей просьбе - больше сенбернара вышло. Объяснила, что лиса, на самом деле, немногим крупней большой кошки, и весит примерно столько же. Ни в одном забавном ролике об этом не говорили.
2. Чем питаются лисы тоже плохо понял. Решил, что конфетами, в том числе.
3. Как в живой природе, а не в человеческих домах, живут - тоже не знает.
4. С воодушевлением рассказал, что когда-нибудь приручит волка и лису, и еще разных зверей. На вопрос, как это будет делать, рассказал, что вот как увидит когда-нибудь дикую лису или волка, так и станет бросать им косточку и кричать апорт. А они, мол, принесут, после чего он их погладит и они приручатся. Ну... дети - они наивные, я тоже в детстве примерно так же себе представляла процесс приручения... лет до 6.
Пока в эти самые 6 лет не прочитала сначала книжку Натальи Дуровой о дрессировке, а потом детскую книжку с картинками о Луи Пастере, Мечникове, Пирогове и.т.д. Каждому ученому была посвящена глава. Из этой книжки я и узнала о страшной болезни - бешенстве, и о том, что дикое животное может быть агрессивным, больным и опасным. (Очень хотела эту книгу найти для внуков, но не помню ни названия, ни авторов. А по содержанию интернет таких детских книг не знает.)
Хотя о том, что волки уж точно агрессивны и опасны, и что они с удовольствием скушают человечка, а не какую-то, брошенную им с криком "апорт" косточку, я знала, кажется, лет с четырех. Потому что и в книгах, и в кино прямым текстом показывали и писали именно это, а не снимали милые ролики про прирученных домашних волчков.
А в мои семь лет, в первом классе, нам показывали учебный фильм про бешенство. Так что с семи лет все мои друзья тоже прекрасно знали, что это такое и как себя вести при встрече с диким или агрессивным домашним животным.
Попыталась убедить ребенка, что от встреченного дикого или бродячего животного надо держаться подальше, влезать на дерево или прятаться в доме, руки не тянуть - но ребенок начал, размахивая руками, рассказывать:
-Cхвачу нож и раз-два - убью злого волка, а доброго поглажу.
И вот тут я заволновалась. Потому что, например, в районе, где у нас дача, несколько лет назад бегала бешеная лиса. Совсем недалеко от нас. И я представила, что будет, если оторванный от реальности ребенок попытается погладить бешеное животное. Волка-то ребенок вряд ли когда-то в обозримом будущем встретит, но лису...
И вот провела ликбез. Рассказала про бешенство. В подробностях. И, увидев что ребенок всерьез моих слов не воспринимает, нашла в сети пару роликов с бешеными животными. Показала, как они выглядят. И один ролик с нападением бешеной лисы на человека (без потоков крови, но очень впечатляющий) нашла и показала. Вот этот.
Click to view
И объяснила:
-Даже если у тебя, стоящего как эта женщина на собственном огороде и ничего плохого не ожидающего, случайно окажется в руках нож и ты сможешь "раз-два" махнуть и ранить или даже, ха-ха, убить животное, то на тебя попадет его кровь и слюна, а в них содержится вирус бешенства. И Надо кричать, звать на помощь, отбиваться палкой, ведром, лейкой - чем угодно, что под руку попадет, и бежать домой, к родителям. И все немедленно рассказать, даже если тебя не успели укусить, чтобы не заболеть и не умереть. Спасибо Луи Пастеру, что существует возможность сделать уколы и спастись...
В общем, рассказала, объяснила ( особенно напирая на то, что делать и как себя вести при встрече с диким или бродячим животным, даже если оно не проявляет агрессии) иииии... бесстрашный рыцарь Майнкрафта сжался и зарыдал. Мол, не надо ему это рассказывать, он это знать не хочет, это все страшно, так не может быть...(((( Поколение детей-снежинок, блин!((((( И ничего-то им в школе про бешенство не рассказывали...
Все монстры и ужасы из Майнкрафта оказались фигней, по сравнению с реальным бешенством.
За внуком пришла невестка. И он, уже вроде успокоившийся, на зрителя продолжил рыдать, жалуясь на меня, что страшное показала-рассказала. А я себя прямо преступницей почувствовала. Может нельзя "снежинкам из мира Майнкрафта" вот так про реальность?