6 июня в нашей стране и в мире отмечают день рождения Александра Сергеевича Пушкина. В связи с этой датой в обществе, естественно, повышается интерес к личности гениального поэта, прозаика, драматурга.
Жизнь и творчество А.С. Пушкина всегда привлекали ученых, писателей, композиторов, деятелей театра и кино. И, конечно, художников: Пушкина и героев его произведений в разное время рисовали Орест Кипренский, Василий Тропинин, Илья Репин, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Александр Бенуа, Анатолий Гетманский и другие мастера кисти и карандаша.
Отдал дань уважения основоположнику отечественной поэзии и заслуженный художник России Павел Федорович Шардаков (1929 - 2007гг.).
Видный искусствовед, профессор Художественно-промышленной академии имени А.В. Штиглица И.Г. Мямлин так писал о творчестве П.Ф. Шардакова: «За четыре десятилетия напряженной и плодотворной работы он сделал столько, что трудно себе представить - десятки монументальных произведений (мозаик, фресок, витражей, рельефов), написал не одну сотню картин, пейзажей, ряд превосходных портретов. Многие из его работ находятся в музеях России, домах культуры и частных собраниях США, Англии, Финляндии, Чехии, Греции и других стран - и в России, прежде всего».
Павел Шардаков родился в Пермской области, Оханском районе, в деревне Копылы, в крестьянской семье. Он блестяще окончил Свердловское художественно-промышленное училище и был рекомендован для поступления в ленинградскую знаменитую «Муху» (ныне - Художественно-промышленная академия имени Л.А.Штиглица).
На берегах Невы уральский самородок самозабвенно приобщался к культуре, стал завсегдатаем Русского музея и Эрмитажа, посещал все выставки европейских живописцев. В «Мухе» его наставником был прекрасный художник и педагог Глеб Александрович Савинов.
Студент Шардаков заслужил репутацию лучшего рисовальщика училища. На практику он ездил в Новгород, где молодой художник приобщался к искусству древней русской живописи, к секретам иконописи, в чем позднее и преуспел.
В студенческие годы Павел «заболел» Пушкиным, зачитывался его произведениям, бродил по берегам Невы, Мойки, Фонтанки. Шардакова интересовали биография поэта, его родители и детство. В 1947 году юный художник написал маслом картину под названием «Вот кому будет принадлежать 19 век». На полотне - гостиная в доме Пушкиных: хозяева, гости. В комнату входит маленький мальчик, лет двух. Конечно, все присутствующие любовно и заинтересовано смотрят на ребенка.
Картина необычна по содержанию и еще несовершенна по исполнению. Перед нами,скорее, эскиз. Но вызывают симпатии зрителя масштабность замысла юного живописца, его замах на большие исторические темы. Это позднее Шардаков продолжит традиции Василия Ивановича Сурикова в своей главной, великолепной картине «На русской масленице» и в цикле о Ермаке Тимофеевиче.
Полотно «Вот кому будет принадлежать 19 век» - не единственная работа Шардакова на пушкинскую тему. В молодости художник сделал несколько картин и рисунков о жизни поэта в Михайловском и о посещении им Святогорского монастыря, о беседах с крестьянами. Эти рисунки Шардаков рассматривал как эскизы своих больших будущих картин. Однако заказов на них в пятидесятые годы не поступило.
С творчеством П.Ф.Шардакова я познакомился шесть лет назад, когда Игорь Гаврилович Мямлин предложил моей жене Наталье Львовне и мне принять участие в создании монографии о жизни и творчестве Павла Федоровича. Мы согласились, и целый год шла напряженная работа. Нам пришлось часто ездить на Васильевский остров к Мямлину. В его обширной квартире, похожей на музей и библиотеку, профессор нас консультировал, мы обменивались мнениями.
Сборник материалов о его жизни и творчестве вышел в свет в 2009 году, в Петербурге, тираж пятьсот экземпляров. Составителями выступили И.Г. Мямлин и С.С. Шардакова, вдова художника. Я занимался редактированием будущей книги., а Наталья Львовна - ее техническим оформлением. Она проделала огромную работу по художественному решению обложки, по композиции статей и многочисленных иллюстраций книги.
Работа продолжалась более года. В ходе ее у меня и Наташи сложились теплые деловые отношения с Игорем Гавриловичем. А со Светланой Сергеевной мы подружились. Эта замечательная красивая женщина издала книгу на свои средства. Она передала многие картины мужа в дар картинной галерее его родного Оханска. Шардакова участвует в организации многочисленных выставок, посвященных жизни и творчеству выдающегося художника -- своего супрга.
На снимках: картина «Вот кому будет принадлежать 19 век» (А.С.Пушкин) 1946 год, картина «Пушкин в людях», 1948 год; рисунок «Пушкин в народе у Святогорского монастыря», 1949 г.; рисунок «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила», 1953 г.