Коварная и непредсказуемая Этна - символ Сицилии.
Наш самолет, идущий на посадку в аэропорту Катании в 12 часов 25 декабря, сделал над Этной целый круг! И только я полезла в рюкзак за камерой, как самолет лег на крыло и дальше все виды были наполовину с крылом и было уже не так красиво. А обратно мы взлетали уже в темноте - обидно, конечно.
На восточном побережье Сицилии Этна - не только неотъемлемый элемент пейзажа, но и источник некоторого напряжения, ибо это самый высокий действующий вулкан в Европе, и ежегодно на его склонах происходит несколько извержений. Тем не менее, вокруг вулкана продолжают жить люди, и вулканические склоны - это не только уединенные фермы, но и довольно большие города. Чтобы осмотреть их, мы воспользовались поездом Ferrovia Circumetnea (
http://www.circumetnea.it/)и проехали вокруг Этны по маршруту Катания - Патерно - Адрано - Бронте - Рандаццо.
Вот он, наш пепелац - вагончик, бесстрашно прорывающийся сквозь лавовые поля.
Ну и несколько картинок - для подогрева антиресу.
На схеме выше указано, что паровоз отправляется от Катанья Чентрале - это не есть правда, уходит он от мелкой и незаметной среди жилой застройки станции Stazione Circumetnea (расположенной по адресу via Caronda 352) примерно минутах в 20 от центрального вокзала. Мы пришли туда чуть пораньше, чтобы помучить кассира вопросом, можем ли мы выходить на любой приглянувшейся станции, или нам следует покупать отдельный билет на каждый отрезок пути. Кассир подумал, глядя на протянутую ему шпаргалку, где в стиле "пункт А - пункт Б - пункт С - пункт А" был описан наш маршрут поездки, затем выдал нам по 2 билета с разным километражем на человека - на дорогу туда и на путь обратно. Если решите повторить эту нашу поездку, ситуацию с билетами стоит учитывать - тут вам не материковая Италия, где вы можете выходить сколько угодно и по одному билету в оба конца.
Патерно
Городской сайт
http://www.comune.paterno.ct.it/hh/index.phpОт городков у подножия Этны мы не ждали чего-то из ряда вон, скорее было просто любопытно, как там людям живется, и что можно возвести под угрозой внезапного извержения. Оказалось, что в целом городки напоминают остальную Сицилию, разве что здания сравнительно новее - вероятно, их таки время от времени подтрясывает и присыпает от Этны. Главная достопримечательность Патерно - норманнский замок, построенный здесь великим графом Рожером I Сицилийским в 1072 году. Примечательно, что именно в этом году будущий граф отвоевал Сицилию от арабов и, по сути, основал здесь свое графство, ставшее позднее Сицилийским королевством. Именно графу Рожеру обязаны мы основанием собора в Мессине, постройкой Палаццо Реале в Палермо и несколькими до сих пор сохранившимися замками как на Сицилии, так и на материке.
Вот граф принимает от арабских послов ключи от Сицилии
От станции до города идти не очень близко, зато куда - сомнений не возникает - вон она, башня, маячит. Все интересное в городе - вокруг холма с башней, прогулка примерно на час-полтора.
Так выглядит в наши дни замковый холм (фото с сайта города), где все еще угадываются очертания замковой стены.
Поднимаемся из города к башне
Перед нами - довольно живописная лестница, ведущая к церкви Богоматери (Chiesa Madre di Santa Maria dell'Alto). От изначальной церкви, построенной при норманнах и перестроенной в 1342 году, после очередной перестройки 18 века ничего не осталось.
От замка сохранилась лишь мощная башня-донжон 35 метров высотой, сложенная из вулканического камня (это заметно даже на фото - по цвету стены) с характерными готическими окошками, как будто вырастающая прямо из скалы, на которой стоит. На первом этаже башни - часовня, два верхних этажа занимают залы с теми самыми окошками, наверху имеется еще терраса, с которой когда-то, вероятно, владельцы замка любовались видами Этны. В теории все это можно посетить, но как это сделать на практике, я так и не поняла - ни табличек, ни телефонов нигде не попалось на глаза.
Виды от башни - Этна и окрестные поля, с которых снимают несколько урожаев в год - это, пожалуй, главный плюс от извержений Этны, удобряющей местные почвы.
У подножия замка стоит церковь Святой Марии (Santa Maria della Valle di Iosaphat, 1072), которая привлекает внимание готическим порталом и зубцами крыши.
Кроме этой, в городе имеется еще несколько церквей, большей частью барочных, но довольно симпатичных.
До следующей станции с нами поехала группа школьников. Сперва они долго грузились в вагоны, да так, что задержали отправление поезда минут на 40, затем они всю дорогу бегали по и без того небольшим вагонам и кричали. Они достали меня до такой степени, что я, злобно зыркнув на ближайших школьников, громко захлопнула двери перед очередными крикунами, отчего они стали говорить на полтона ниже. Хорошо, что ехать нам пришлось не очень долго, иначе бы я точно кого-нибудь зашибла:)