О чем это я? Да о неуловимой базилике Сан-Клименте! За 6 предыдущих поездок в Рим нам так и не удалось посетить ее - то там была реставрации, то мы не успевали по времени, то пришли поздновато и кроме церкви никуда уже не пускали. Но вот мы на пороге и сегодня она от нас
Зачем мы сюда притопали? а вот затем:
...Залезть в подземелье церкви Сан-Клименте. Боковой фасад у нее малопримечательный - XVII века. Мозаика в апсиде волшебная, XII века. Под ней то, что осталось от предыдущего здания, VIII века; самое занятное - пестрые фрески, персонаж одной из которых ругается нехорошими словами (это одна из первых в истории надписей на итальянском). Еще ниже - древнеримские склады и храм Митры (I века). А совсем в глубине течет река. Ее не видно, зато очень хорошо слышно.(с) Ольга Гринкруг, Афиша-Рим
Сайт базилики
http://www.basilicasanclemente.com/Как добраться:
http://www.basilicasanclemente.com/locationпн-пт 9.00-12.30, 15.00-18.30, сб-вс 10.00-12.30, 15.00-18.30
нижняя базилика пн-пт 9.00-12.00, 15.00-18.00, сб-вс 10.00-12.00, 15.00-18.00 Вход - €5
Вид с улицы Кверчети (Via dei Querceti)
Внутри - милейший дворик с фонтаном и ничто не предвещает. Вот на него мы уже налюбовались в предыдущие посещения.
Снимать внутри церкви и в подземельях запрещено, - видимо, рассчитывают сделать кассу на открытках, которыми, впрочем, мало кто интересуется. Касса - справа, если стоять лицом к мозаикам в апсиде. Билет в подземелья стоит уже 5 евро (а еще недавно было 3,5). Мы сразу ринулись именно туда, чтобы наверняка.
Итак, откуда же в церкви Сеиченто взялись подземелья? На лестнице, ведущей от кассы вниз, с левой стороны вас встретит скульптурный портрет приора базилики Джозефа Маллули, который вместе с археологом де Росии в 1857 г. проводили раскопки у церкви и обнаружили под базилику IV-XI вв., погибшую в огне пожара, устроенного в Риме в 1084 году норманнами. Вероятно, церковь пострадала до такой степени, что решено было ее не восстанавливать, а построить на ее месте новую, что и было выполнено. От старой базилики "современной" перешли те самые золотистые мозаики (на это указывают раннехристианские символы) и мощи святых Климента, Игнатия и Кирилла (да, этот "наш" великий славянский просветитель, умерший в Риме в 869 году).
Капелла Санта-Катерина с росписями Мазолино (житие святой Екатерины Александрийской) - снято через решетку - и бегом на улицу, пока по шее не дали.
Несмотря на то, что снимать нельзя, я осмелилась немного пощелкать (правда, сперва мы все посмотрели, а потом я стала снимать - а ну как меня бы поймали и выгнали). Старая базилика ценна неплохо сохранившимися фресками и стенами, из которых торчат обломки колонн, саркофагов и даже чья-то голова.
Хорошо сохранилась лишь одна фреска в нише, изображающая Богородицу с младенцем, а на боковых поверхностях ниши - святые Евфимия и Екатерина. В 1959 году отец Доминик Дарси, сравнивая эту фреску со знаменитыми мозаиками в равеннской церкви Сан-Витале, обнаружил поразительную сходство Богородицы из Сан-Клементе с равеннской императрицей Феодорой. Соответственно, выдвинута версия, что первоначально фреска представляла портрет Феодоры, муж которой Юстиниан сделал большие вклады в римские базилики, с двумя придворными дамами. В IX веке фреска была переосмыслена и дописана: Феодору посадили на трон, вручили младенца, и получившаяся фреска приобрела свой нынешний вид. На сегодня вопрос о первоначальном значении фрески остаётся дискуссионным.здесь и далее - (с)
википедия Фреска «Житие Алексия, человека Божия», написана предположительно в интервале 1050 - 1100 годов и охватывает последнюю, римскую часть жития святого. В левой части одетый в рубище Алексий возвращается в Рим и на дороге встречает отца, который не узнаёт сына после семнадцатилетней разлуки. Мать Алексия, выглядывающая из окна, также не видит в страннике своего сына. В средней части фрески действие переносится на семнадцать лет вперёд - папа Иннокентий I приходит к одру умершего Алексия, сжимающего в руке некую хартию. В правой части фрески история завершается: по просьбе папы умерший разжимает руку, и папа сообщает присутствующим содержание хартии, в которой Алексий описал свою жизнь с момента ухода из родного дома. Горе родителей и невесты Алексия ярко изображено художником: рыдающая невеста обнимает тело своего жениха, а родители в буквальном смысле рвут на себе волосы.
Над фреской, посвящённой Алексию, находится ещё одна, на которой изображён Христос, сидящий на престоле, с предстоящими Климентом и архангелом Михаилом (по правую руку), и святителем Николаем и архангелом Гавриилом (по левую руку). Все действующие лица подписаны, хотя их лики невозможно рассмотреть: они «отрезаны» полом «верхней» базилики.
Содержание фрески может быть передано следующим образом:
- верхний регистр - святой Климент восседает на престоле, ему предстоят его предшественники по римской кафедре: апостол Пётр, святые Лин и Клет. Все действующие лица подписаны, но их головы «отрезаны» полом «верхней» базилики.
- средний регистр - святой Климент совершает мессу, в числе окружающих его христиан находится (по левую руку) молодая женщина Феодора. Муж Феодоры, знатный язычник Сиссиний, прокрался вслед за женой на мессу, но ослеп и оглох по молитве папы. Церковные служители выводят Сиссиния из церкви.
- нижний регистр - святой Климент посетил дом Феодоры и исцелил её мужа. Сиссиний, вместо благодарности, исполнен ярости и приказывает слугам схватить папу и выставить его вон. Речь Сиссиния передана простонародным итальянским языком (итал. vernacular), а не на традиционной латыни, и усыпана ругательствами:
Тащите, сукины дети. Гозмари и Альбертель (имена слуг), тащите вон. Карвончелле, помогай сзади рычагом
Но по молитве Климента ослеплённые слуги тащат обломки колонны, принимая их за епископа. Сам же Климент, стоя в стороне, говорит (уже по латыни): «По вашему жестокосердию вам полагается нести это вместо меня». На этом фреска обрывает повествование, но их документ IV века «Acta» утверждает, что в итоге Сиссиний всё-таки стал христианином и даже мучеником. Бранные слова Сиссиния, по контрасту с благочестивым сюжетом, придают неповторимый колорит всей фреске. Эта брань делает фреску бесценным лингвистическим памятником, так как, не считая некоторых подписей на документах, данные слова являются самыми ранними из ныне известных, написанных на итальянском языке
и прочие
В южном приделе предположительно расположена гробница Святого Кирилла. От каждого славянского народа имеется мемориальная доска.
Темная-темная лестница ведет нас куда-то в журчащие закрома. Там не то чтобы страшно, но местами темно и неуютно. Это минус второй уровень нашей "слойки" - целый комплекс I века. Обнаружили его все же неугомонные исследователи, но некоторое время высоко стоявшая вода не давала пробраться. Только в 1912 г. воду отвели и увидели еще и руины домов, разрушенных во время Неронова пожара Рима (64 г. н.э.).
Сперва вы увидите Митреум - культовое сооружение, посвященное богу Митре (культ был запрещен только в 395 г.), с алтарем, посвященным языческому божеству (Митра убивает быка). По бокам - скамьи для адептов культа. Изначально здесь был частный жилой дом, между прочим, многоэтажный, который позднее приспособили для служения Митре. Храм Митры был изукрашен мозаиками, стены расписаны, но ничего не сохранилось - без малого 2 тысячи лет прошло все-таки.
Через стену начинается череда комнат с высоченными сводчатыми потолками - считается, что некогда здесь было зернохранилище.
Последние несколько помещений - римский жилой дом, практически квартира, именно там и течет подземная река, свет туда практически не проникает, поэтому камера отказалась фокусироваться:)
В заключение я полностью поддерживаю Ольгу Гринкруг -
Сан-Клименте - одно из самых сильных римских впечатлений: наглядная демонстрация физического, материального измерения истории.
А вы были в Сан-Клименте? вам понравилось?