Сайт жд:
http://www.rail.co.uk/Здесь можно смотреть расписание поездов, стоимость билетов, которые можно приобрести и по инету, на сайте также приведен список разнообразных проездных билетов, которых оказалось неожиданно много.
В Лондоне 10 вокзалов и пять станций, каждая из которых тоже может считаться вокзалом; основные вокзалы: Паддингтон (запад страны и Уэльс), Ватерлоо (юго-запад), Виктория (пригороды Лондона), Сан-Панкрас (между народные поезда, сюда приходит, к примеру, Евростар из Парижа) и Кингз Кросс (поезда из Шотландии). В нашей поездке мы ездили только с вокзала Паддингтон, и на обратном пути жили у вокзала Сан-Панкрас, поэтому покажу сейчас только 2 вокзала, а в летней поездке постараюсь снять еще парочку, а все остальное - осенью.
Итак, вокзал Сан-Панкрас, снаружи чрезвычайно красивый, внутри - функциональный. С парочкой забавных статуй.
Обратите внимание, что перед посадкой на поезд идет досмотр, как на самолет. Оно и понятно - теракты в тоннеле под Ла-Маншем никому не нужны.
А это вокзал Паддингтон (вход тот еще, внезапно появляется из-за угла)
С вокзала Паддингтон уходят экспрессы до аэропорта Хитроу, с платформ 6 и 7, билеты продаются в специальных кассах и автоматах, тут же есть киоски для регистрации на рейсы.
Вокзал в Кардиффе.
Узнать расписание на станции можно несколькими способами: изучить табло прибытия и отправления,
или посмотреть бумажную версию,
или воспользоваться автоматом,
но ни там, ни там нет информации о том, какие остановки проходит поезд (в отличие от континентальных жд), и тогда нужно смело обращаться в кассу и задавать вопросы.
Очередь в кассу обыкновенная. Карты принимают, на вопросы отвечают.
Билеты приобретаются в кассе, в автоматах, цена везде одинаковая. При попуке по инету заранее можно сэкономить на билетах (мы несколько билетов приобрели заранее и получили их в автомате на вокзале после введения кода бронирования). По умолчанию кассир продаст вам билет в вагон второго класса, так что если хотите ехать в первом, скажите об этом. Основная масса народу ездит, понятное дело, во втором, хотя в английских поездах на удивление много вагонов 1 класса - до 3-4 на состав.
На всякий случай стоит запастись ручкой и бумагой, чтобы написать четко, какое время отправления и какая станция вам нужны (мы можем совершенно не так произносить название города, и местные индусы могут не понимать, чего надо-то).
Если маршрут сложный, как, к примеру, Лондон - Бат - Бристоль - Лондон, то не надо подавлять кассира своим интеллектом и знанием английского - и вам, и ему будет гораздо проще (а людям в очереди - и быстрее), если вы заранее уточните, когда отправляется нужный вам поезд и напишете для кассира небольшую шпаргалку. Лучше - в столбик, как показывает практика, кассиры не всегда понимают, что на все отрезки пути, написанные через черточку, нужен билет. Идеальная шпаргалка должна выглядеть так:
Лондон (11:07) - Бат
Бат (15:35) - Бристоль
Бристоль (18:21) - Лондон (все данные и время выдуманные!)
После покупки билета смотрите на табло (если ваша станция не конечная, то вам нужно знать конечную, т.к. на табло промежуточные станции не указываются), идете на свою платформу (там еще одно табло, где все остановки уже перечисляются), садитесь в поезд. Приходить за полчаса-час на вокзал бесполезно - все равно поезд подадут, самое раннее, за 15 минут до отправления, а обычно он подается минут за 5 и ничего - все как-то быстро грузятся и даже никто не толкается.
На всех станцих, которых мы были, на платформу так просто не попадешь: везде турникеты на входе и выходе, и везде проверяют билеты. И еще по поездам дополнительно ходит контролер.
Обычно переезд на поезде выглядит следующим образом: заходите и садитесь на свободное место. Многие кладут рядом с собой вещи, верхнюю одежду (хотя для нее есть специальные крючки), и едут в одиночку на двух или даже четырех-шести сиденьях (если сиденья образуют что-то вроде купе). Иногда бывает, что направление популярное, народу много едет, тогда достаточно спросить - место свободно? - и человек уберет вещи на багажную полку над сиденьями, а одежду повесит куда положено. Все это в норме вещей, и никто не ругается и не скандалит.
На популярных направлениях в часы пик лично ездили несколько раз стоя, потому что большинство мест было зарезервировано. На такой вот бумажке, воткнутой в спинку кресла, указано, на каком перегоне тут будет сидеть пассажир.
Вагон внутри. 2 класс. Иногда бывают розетки и даже пробивается вайфай. Туалеты чистые и обустроенные.
Часто в вагоне имеется табло с бегущей строкой, где показывают название следующей станции и конечную.
Обратите внимание, что курить в поездах и на вокзалах запрещено категорически!
Английские поезда опаздывают, и еще как! А еще мы столкнулись и с отменой поезда: пришли на станцию вечером, чтобы возвращаться в Бат, а на табло "поезд отменен". Бросаемся к кассе, нам говорят - сейчас будет "бус" и вас довезут. Минут через 15 "бус" прибыл, дополнительных билетов покупать не нужно, и нас просто довезли до ближайшей станции, и оттуда мы по своим проездным уже на ближайшем поезде и доехали до Бата.
Если ездить планируете много, то существуют различные проездные. Тут общих заметок недостаточно, поэтому по мере ознакомления буду писать про частности - конкретные проездные, которыми мы лично пользовались. Про другие проездные я ничего сказать не могу, о них у нас познания чисто теоретические и поэтому задавать мне про них вопросы бесполезно. Стоит учитывать, что в UK несколько жд компаний, и у каждой свои проездные.
Для поездок из Лондона мы купили 3-дневный проездной Thames Rover, за 84 фунта за 2х. По расчетам мужа, сэкономили столько же. Данный проездной бывает на 3 или 7 дней, но мы и на 3 дня с трудом наскребли что смотреть вокруг Лондона, куда уж 7 дней. Действует билет 3 дня с даты продажи, поэтому покупать заранее его бессмысленно.
Билеты и даты проверяют. А вот турникеты при проходе с проездным примерно в 50% случаев не срабатывают, и для таких случае у каждого турникета стоит сотрудник жд, который проверяет билеты и впускает/выпускает.
Пользовались также проездным Freedom of Severn & Solent 3 in 7 Day Rover для поездок из Бата (снова 84 фунта за 2х). Есть еще Freedom of Severn & Solent 8 in 15 Day Rover. Тут логика простая: пользуетесь билетом любые 3 дня из 7, которые действует билет, даты заполняются от руки на самом билете.
Чтобы открыть дверь электрички, нужно либо нажать большую кнопку у двери, которая загорается зеленым, либо есть поезда, у которых ручка открывания дверей изнутри отсутствует, и есть только снаружи! Поэтому лично не раз наблюдали, как к перрону подходит поезд, открывается окно, из него высовывается рука и пытается открыть дверь.
И сразу отвечу на мой "любимый" вопрос: а чем удобнее ездить по Англии? Лично для меня - на поезде, потому что 1) на автобусе меня укачивает, 2) поезда гораздо быстрее (к примеру, поезд от Бата до Бристоля, между которыми 19 км, идет минут 15, а автобус - больше часа!), 3 поездам я как-то больше доверяю. Если для вас удобство означает цену билета, то таки да, автобусы дешевле. К тому же учтите, что сдача и размен при покупке билета у водителя автобуса - ваша проблема, если у водителя не будет сдачи, то он спокойно может послать вас разменять 20 фунтов, даже если 8 утра субботы и все вокруг глухо закрыто.
***
Про ночные поезда
http://rw.travel.ru/rw_europe/night_train.htmlЖелезные дороги стран мира
http://rw.travel.ru/rw_world/ Личный опыт-железные дороги
Австрии +
Пошаговая инструкция по бронированию билетов онлайн со скриншотами Бельгии Германии +
Железные дороги Германии в картинках Дании Испании +
Железные дороги Испании в картинках +
Железнодорожный вокзал Бургоса - Burgos Rosa de Lima +
Железные дороги Испании: покупка билетов в автомате Renfe и сепаратистские FEVE Италии Норвегии Польши Португалии Франции +
Покупка билетов на французских жд по инету - скриншоты Железные дороги Франции в картинках Чехии Швеции Швейцарии