В главной роли - Рига, часть 2

Sep 21, 2010 19:08





кросс-пост в baltic_travel
...если бы Шерлок Холмс жил хотя бы полувеком позже, то, наверное, мог бы увидеть падающего из окна в доме напротив профессора Плейшнера, ибо улица Яуниела «сыграла» в «Семнадцати мгновениях весны» ту самую

Для иллюстрации маршрута использованы как собственные фотографии, так и - ввиду собственной криворукости - фотографии Ренаты Римша с сайта http://www.221b.ru и ее журнала, а также скриншоты из фильма "Семнадцать мгновений весны", сделанныеАнатолием Терентьевым

А вот если бы Шерлок Холмс жил хотя бы полувеком позже, то, наверное, мог бы увидеть падающего из окна в доме напротив профессора Плейшнера, ибо улица Яуниела «сыграла» в «Семнадцати мгновениях весны» ту самую Цветочную улицу в Берне (она же появляется в кадрах, где Штирлиц едет по берлинской Фридрихштрассе). Дом с диковинной женщиной-птицей над входом напротив шерлокхолмсовской резиденции - тот самый дом с геранью, где подлые гестаповцы поджидали доверчивого профессора Плейшнера. Помните?





«...Плейшнер пошел к дому, где помещалась явка, и, взглянув в окно, увидел высокого хозяина явки и черноволосого. Они стояли, беседуя о чем то, между ними торчал большой цветок - сигнал провала. (Русский разведчик, почувствовав за собой слежку, успел выставить этот сигнал тревоги, а гестаповцы так и не смогли узнать, что этот цветок означает: «все в порядке» или «явка провалена». Но поскольку они были убеждены, что русский не знает об охоте за ним, они оставили все как было, а так как Плейшнер по рассеянности зашел сюда первый раз, не обратив внимания на цветок, гестаповцы решили, что на явке все в порядке.)



...Люди в окне увидели Плейшнера, и высокий, улыбнувшись, кивнул ему. Плейшнер первый раз видел улыбку на его лице, и она ему помогла все понять. Он тоже улыбнулся и начал переходить улицу: он решил, что так его не увидят сверху и он уйдет от них. Но, оглянувшись, он заметил двух мужчин, которые шли, разглядывая витрины, метрах в ста за ним».
Юлиан Семенов «Семнадцать мгновений весны»

«Окно с геранью» расположено на втором этаже, справа от женской головы над входом. А вот витражи окна, через которое Плейшнер выбросился на улицу, не от этого здания. Скорее всего, это было снято где-то в Москве.

***

По улочке Краму (Kramu iela) с улицы Яуниела можно выйти к Ратушной площади, откуда по уже знакомому пути пройти к Янову подворью (Яна сета): от Дома Черноголовых - к церкви Святого Петра, за которым и находится вход в нужный нам средневековый дворик (подробно описание Ратушной площади и окрестностей смотрите в маршруте «По «тропам» Средневековья, Или в поисках приключений, рыцарей и романтики" ). К Ратушной площади можно пройти и вторым способом - пройти почти всю Яуниела, и в самом конце свернуть влево, на улицу Маза Яуниела (Masa Jauniela iela), которая также выведет нас к Ратуше. Заглядываем в дворик, который помнит еще рыцарей-меченосцев - и видим стену гостиницы, в которой нашли тело негодяя Стэнджерсона в фильме «Знакомство» (помните, именно за ним охотился герой Караченцова?).







«Дом No 3 в тупике, носившем название "Лористон-Гарденс", выглядел зловеще, словно затаил в себе угрозу.
Это был один из четырех домов, стоявших немного поодаль от улицы; два дома были обитаемы и два пусты. Номер 3 смотрел на улицу тремя рядами тусклых окон; то здесь, то там на мутном темном стекле, как бельмо на глазу, выделялась надпись "Сдается внаем". Перед каждым домом был разбит маленький палисадник, отделявший его от улицы, - несколько деревцев над редкими и чахлыми кустами; по палисаднику шла узкая желтоватая дорожка, судя по виду, представлявшая собою смесь глины и песка. Ночью прошел дождь, и всюду стояли лужи. Вдоль улицы тянулся кирпичный забор в три фута высотой, с деревянной решеткой наверху; к забору прислонился дюжий констебль, окруженный небольшой кучкой зевак, которые вытягивали шеи в тщетной надежде хоть мельком увидеть, что происходит за забором.
Мне думалось, что Шерлок Холмс поспешит войти в дом и сразу же займется расследованием. Ничего похожего. Казалось, это вовсе не входило в его намерения. С беспечностью, которая при таких обстоятельствах граничила с позерством, он прошелся взад и вперед по тротуару, рассеянно поглядывая на небо, на землю, на дома напротив и на решетку забора. Закончив осмотр, он медленно зашагал по дорожке, вернее, по траве, сбоку дорожки, и стал пристально разглядывать землю. Дважды он останавливался; один раз я заметил на лице его улыбку и услышал довольное хмыканье».
Артур Конан Дойль «Этюд в багровых тонах» (Серия «Знакомство» сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»)

***

Кэб, на котором на место преступления приехали Шерлок Холмс и доктор Ватсон, проезжает через улочку Скарню (Skarnu iela), которая проходит между церковью Святого Петра и зданиями, образующими Конвента Сета. По ней мы идем вправо (спиной к выходу из Яна Сета) до пересечения с улицей Калькю (Kalku iela), где сворачиваем направо и следуем до небольшой площади с левой стороны, где обычно продают вязаные изделия, картины, керамику, и прочие латышские сувениры.

С левой стороны у вас будут пышные здания Большой и Малой Гильдий, за спиной - здание Драматического театра, а прямо, в конце сквера - Дом с кошками (подробно о зданиях Гильдий и Доме с кошками рассказано в описании маршрута"Прогулка по забавным памятникам Риги"). Именно здесь Штирлиц назначил встречу партайгеноссе Борману, у отеля «Нойе Тор»("Am Neuen Tor"). В фильме не показана знаменитая кошка на крыше дворца, но его впечатляющий вход вряд ли можно с чем-то спутать. А идет Штрилиц мимо здания Малой Гильдии!









«Он вышел, сел за руль и не спеша поехал на Инвалиденштрассе, к музею природоведения. Туда, к отелю «Нойе Тор», скоро должен приехать Борман.
Штирлиц бросил машину возле клиники «Шарите» и, пройдя через большой больничный парк, вышел к музею. Здесь было тихо и спокойно - ни одного человека на улице. Он специально выбрал именно это место: здесь все просматривалось как на ладони.
Штирлиц сегодня был в штатском, он надел к тому же свои дымчатые очки в большой роговой оправе и низко на лоб напялил берет - так что издали его трудно было узнать.
...Потом он неторопливо прошел через громадный зал с выбитыми стеклами - там был макет диковинного динозавра. Отсюда он мог наблюдать за площадью перед музеем и за отелем».
Юлиан Семенов «Семнадцать мгновений весны»



***

Вернувшись на улицу Калькю (Kalku iela), следуем по ней в сторону, противоположную той, откуда мы пришли. Через несколько минут с правой стороны покажется Латвийская национальная опера, в прямо перед нами - высокая стела, венчает которую женская фигура с высоко поднятыми руками. Это памятник Свободы (подробно об этом памятнике читайте в описании маршрутаПо следам латышских стрелков и другие памятники боевого прошлого и настоящего). Пройдя дальше по бульвару Свободы (Brivibas bulv.), до пересечения с бульваром Калпака (Kalpaka bulv.), нужно свернуть влево и войти на территорию Эспланады.

В средние века на месте парка были насыпаны земляные валы, которые служили дополнительной линией укреплений, в дополнение к крепостным стенам Риги. В XVIII веке валы были срыты, а на их месте разбили парк для народных гуляний, изящно окружающий сейчас Старый город. Одной из частей этого паркового кольца Риги и является Эспланада. Сперва здесь обустроили нечто вроде питерского Марсова поля: для проведения парадов и отработки у гарнизона строевого шага, затем тут разбили сад, где проводили народные гуляния. В 1919 г. на Эспланаде торжественно захоронили коммунаров, павших за дело революции, и парк переименовали в парк Коммунаров (это название он носил и во время съемок фильма о великом сыщике ).

Именно по Эспланаде в первой серии фильма о Шерлоке Холмсе Стэмфорд ведет доктора Ватсона знакомиться с будущим соседом по квартире.




«На следующий день мы встретились в условленный час и поехали смотреть квартиру на Бейкер-стрит, No 221-б, о которой Холмс говорил накануне».
Артур Конан Дойль «Этюд в багровых тонах» Артур Конан Дойль «Этюд в багровых тонах» (Серия «Знакомство»)

Там же Ватсон жалуется Стэмфорду на то, что его сосед, вероятно, преступник. Помнте сцену с человеком, который следит за Ватсоном через дыру в газете? Она тоже снята на одной из дорожек Эспланады.







На территории Эспланады расположено два музея, но нас интересует один: Городской художественный музей, который «сыграл» в фильме роль заброшенного дома, где Джефферсон Хоуп собирался расправиться с Дреббером.

«Я, конечно, действовал не наобум. У меня заранее был составлен план. Месть не сладка, если обидчик не поймет, от чьей руки он умирает и за что несет кару. По моему плану тот, кто причинил мне зло, должен был узнать, что расплачивается за старый грех. Случилось так, что за несколько дней до того я возил одного джентльмена, он осматривал пустые дома на Брикстон-роуд и обронил ключ от одного из них в моем кэбе. В тот же вечер он хватился пропажи, и ключ я вернул, но днем успел снять с него слепок и заказать такой же. Теперь у меня имелось хоть одно место в этом огромном городе, где можно было не бояться, что мне помешают. Самое трудное было залучить туда Дреббера ...»
Артур Конан Дойль «Этюд в багровых тонах»




[color=green" target="_blank">Латвийский национальный художественный музей
ул. Валдемара. 10а
Основан в 1869 г.,экспозиция музея насчитывает почти 15 тыс. экземпляров и иллюстрирует развитие живописи в Латвии. Кроме работ латышских мастеров, здесь хранятся работы Рериха и Айвазовского.
Сайт музея,где можно уточнить актуальные часы работы и цены на билеты
http://www.lnmm.lv/lv/

Здание музея, как и резиденцию Холмса, спроектировал архитектор Вильгельм Нейман (1905). Тут, пожалуй, как раз и появляется первая аналогия Риги и Парижа - как и после строительства Эйфелевой башни в Париже, рижане восприняли здание музея в штыки, и долго писали возмущенные письма во все инстанции с требованием это уродство убрать. Но ничего - привыкли, и теперь здание в стиле необарокко радует глаз туриста своей необычностью.

Фильмы, которые также снимались в Риге:
«Секретная миссия» (1949)
«Встреча на Эльбе» (1949)
«Убийство на улице Данте»(1956)
«Заговор послов» (1965)
«В тридевятом царстве» (1970)
«Человек в штатском»(1973)
«Хаос» (1974)
«Верный друг Санчо» (1974)
«Красные дипкурьеры» (1977)
«Идеальный муж» (1980)
«Европейская история» (1984)
«Голубой карбункул» (1979)
«Узник замка Иф» (1988)

На этом наша прогулка по местам любимых фильмов заканчивается, но не заканчивается Рига в кино. Кто знает, может быть, ее главная роль еще впереди? А впереди у нас - прогулка по самому необычному модерну в мире - рижскому. Символично, что здания в стиле югенд, которые мы идем смотреть, строил отец великого русского режиссера Сергея Эйзенштейна - Михаил Эйзенштейн. Побольше бы денег на раскрутку и пиар - и в Ригу ездили бы не меньше, чем в Барселону - смотреть на творения великого Гауди. Итак, наш следующий маршрут -Экскурсия по нескучному модерну, или рижский Гауди Михаил Эйзенштейн.

И у меня вопрос к тем. кто был в Риге или просто к любящим упомянутые фильмы: есть один кадр из фильма о Штирлице, насчет которого я сомневаюсь, то ли место - похоже?





Смотрите также следующие тематические прогулки по Риге
1. Маршрут «по тропам» Средневековья, или в поисках приключений, рыцарей и романтики
часть 1, часть 2 , часть 3
2. В главной роли - Рига
часть 1, часть 2
3. Экскурсия по нескучному модерну, или рижский Гауди Михаил Эйзенштейн
4. Прогулка по забавным памятникам Риги
5. Пролетая над городом - смотровые площадки Риги
6. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы, или рижские флюгеры
7. По следам латышских стрелков и другие памятники боевого прошлого и настоящего
8. Путешествие по Риге вместе с детьми
9. Рига за 1 день
10. Юрмала

Как я писала путеводитель по Риге для издательства "ЭКСМО", часть 1, сказковтирательная
Как я писала путеводитель по Риге для издательства "ЭКСМО", часть 2, или "Вы - в пролете!"
В продолжение моей публикации об опыте общения с "Эксмо"
Скачать все маршруты в формате Word

маршруты, кино, фото, путешествия, Прибалтика, Латвия

Previous post Next post
Up