Тоскана: Лукка, часть 2

Jun 22, 2009 12:23



кросс-пост в italia_province
Как давно было замечено критикой, пизанский стиль потерял в Лукке первоначальную чистоту и ясность. Он был перегружен множеством ненужных деталей и затемнен стремлением к излишней нарядности и крайней выразительности. Наглядным примером этих качеств может служить безобразный по пропорциям и хаотический фасад
Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009

Италия, Тоскана, июль 2006
Текст был написан в конце 2006 года.
Пара слов о начале поездки
Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция
Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1, часть 2, часть 3
Пиза, часть 1, часть 2, часть 3
Сан-Миниато
Ареццо
Поджибонси
Сан-Джиминьяно
Сиена, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5
Лукка, часть 1, часть 2 и часть 3
Пистойя, часть 1, часть 2 и часть 3



За воротами нас встречает грозный всадник и малюсенькая часовенка с мадонной, как будто прячущейся под зонтиком от яркого солнца. Устремясь в центр, мы проходим мимо пары закрытых церквей - одна с красным куполом, отдаленно напоминающим купол Дуомо во Флоренции



(как же иначе - по его образу и подобию строились купола по всей Тоскане), мимо классического здания Театро Коммунале, и оказываемся на Piazza Napoleone и перед

Palazzo Pubblico





Герцогский дворец (Palazzo Ducale), в котором жила сестра французского императора с супругом, был выстроен архитектором Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammannati) в 1578-1582 гг. и перестроен в XVIII и XIX вв. Мы внутрь не пошли, но у желающих есть возможность увидеть старинную библиотеку и хорошую картинную галерею как в палаццо Дукале, так и в соседнем Manzi palace.



Кстати, о том, что площадь все еще носит имя завоевателя Тосканы - Наполеона. Удивительная терпимость местного населения! Никогда не понимала и не одобряла стремления, охватившего как администрацию как бывших советских республик, так и многих российских городов, поскорее сделать вид, как будто многочисленных улиц и городов имени Ленина, Дзержинского, Калинина и Сталина никогда не было! «Нельзя делать вид, что этих семидесяти лет в нашей истории не было... Почему нужно шарахаться от лексики и символики советского периода? Это всё равно, что делать вид, будто в твоей жизни не было прошлого года, и только позапрошлый и все предыдущие. Или что ты родился на свет не от папы с мамой, а прямо от бабушки с дедушкой. Эти семьдесят лет были, и нечего их демонизировать, малевать сплошь черной краской. От этого лишь возникнет опасность, что некоторое время спустя советскую эпоху вознесут на пьедестал и реабилитируют, как всякого чрезмерно наказанного». (кто угадает, откуда цитата, получит прыз:) Так вот у тех же итальянцев, как нации, наиболее близкой нам по темпераменту и образу мышления, есть чему поучиться не только в плане пошива одежды или обуви, или написания опер, но и в плане принятия своей истории такой, какая она есть.



Piazza S. Michele и церковь San Michele in Foro

Пара улиц ведет от пьяцца Наполеоне к пьяцца Сан-Микеле, на которой не замечаешь ни средневековых зданий, ни магазинов - все взоры притягивает к себе как магнитом ослепительно белая Сан-Микеле ин Форо (S. Michele in Foro), построенная на месте античного форума. Наверняка мраморные колонны и стены того самого форума пошли на кладку стен и резной фасад церкви…



Церковь ослепительна и неоднозначна. Например, Павел Муратов пишет о ней так: «…явление, известное под именем «преждевременного Возрождения», обнаружилось впервые в Пизе. Но здесь, в Лукке, пизанская архитектура так привилась и так разрослась, что с полным правом может считаться местной особенностью. Как давно было замечено критикой, пизанский стиль потерял в Лукке первоначальную чистоту и ясность. Он был перегружен множеством ненужных деталей и затемнен стремлением к излишней нарядности и крайней выразительности. Наглядным примером этих качеств может служить безобразный по пропорциям и хаотический фасад Сан-Микеле».



Фасад и бока церкви оплетают аркадные галереи с колоннами, где все колонны - разные. Низ церкви явно в строгом романском стиле, верх - уже украшательство, но меня в целом результат впечатлил. И не только меня - с разных сторон вокруг церкви скакало порядка десятка туристов, желавшие непременно ее запечатлеть на память. Внутри церковь в простом романском убранстве, взгляните на работу Филиппино Липпи «Святые Иероним, Себастьян, Рох и Елена».

Casa di Puccini

По соседству с Сан-Микеле стоит дом, в котором родился самый знаменитый сын Лукки, Джакомо Пуччини. Памятник великому итальянскому композитору стоит тут же на небольшой площади. В доме XV века можно увидеть портреты Пуччини, костюмы, созданные для его опер, пианино, за которым он сочинял свою последнюю, неоконченную им, оперу "Турандот". Лукку часто называют оперной столицей Италии - здесь не только жил Пуччини, но и Паганини - на доме на одной из центральных улиц рядом с бюстом композитора и мемориальной доской спокойнехонько висит себе целая гирлянда разноцветного белья, вывешенного для просушки.







От центра города логично пойти дальше по Via Fillungo, которая приведет вас к бывшему римскому амфитеатру. Для этого нужно пройти от пьяцца Сан-Микеле по via Roma вправо до пересечения с этой самой Via Fillungo, и уже по ней шагать, никуда не сворачивая до пьяцца Амфитеатро. По совместительству эта же улица является основной торговой. Мы же направились по via San Paolino, дабы разжиться, наконец, картой города, и заодно осмотреть западную часть города. По пути удалось осмотреть церковь San Paolino со строгим фасадом и двумя статуями святых - San Paolino и San Donato - по бокам от входа.



Ворота Porta San Donato Nuova (1628-1639) украшены статуями тех же святых, а рядом, в воротах Porta Vecchia San Donato (1590), расположен туристический офис. Когда-то городская крепостная стена проходила именно так, что Старые ворота (Porta Vecchia) были одним из входов в город, а когда город вырос, стена отодвинулась на некоторое расстояние и были выстроены Новые ворота (Porta Nuova).

Осмотрев по пути еще церковь Сант-Агостино (S.Agostino) с фасадом, наполовину из красного кирпича, а наполовину облицованным мрамором,



мы выходим к

Basilica di San Frediano



Зашли в церковь мы не со стороны фасада, а в одну из задних дверей, и поэтому когда мы, осмотрев ее, вышли на улицу, то обомлели от необычности и того впечаления, который произвел фасад. Но все по порядку. В церкви - перестук молотков - идут реставрационные работы. Сквозь маленькие оконца у самой крыши в церковь проникают лучи солнечного света, в которых в воздухе плавают пылинки.



Это единственная церковь в городе, построенная в ломбардском стиле в 1112-1147 гг. на месте церкви, которая упоминается уже в хрониках 685 года. Фредиано (Frediano) был ирландским епископом Лукки в первой половине VI века, который основал здесь церковь, посвященную Святому Винсенту (San Vincenzo), мученику из испанской Сарагосы. Когда Фредиано умер и был похоронен в этой же церкви, церковь в знак уважения к епископу нарекли именем святых Фредиано и Винсенто (Ss. Frediano, Vincenzo). Новая церковь удивительно похожа на римские базилики, в XIII-XIV вв. фасад был декорирован огромной золотой мозаикой «Вознесение Христа», которая нарочито была стилизована в лучших византийских традициях. Церковь не всегда была такой, какой мы ее видим сейчас: из-за того, что были пристроены боковые капеллы, церковь немного подросла, чтобы сохранить пропорции.

Внутри базилика богато украшена белым мрамором (возможно, его брали прямо из близстоящего римского амфитеатра). Из 11 колонн справа и слева по одной в середине каждого ряда красочно расписаны. В капелле справа от алтаря (St. Zita) привлекает внимание самая настоящая мумия. Зита была популярной святой в Лукке и упокоилась навеки в стеклянном гробу, над которым ангелочки держат золотое распятие,а на стенах капеллы изображены эпизоды из ее жизни. Из захоронений интересны также гробница местного поэта Guidiccioni и одна из работ Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) в этой церкви - гробница Пасквино Ченами в капелле Трента (вторая работа - алтарь капеллы Gentili). Достойны восхищения огромный золоченый орган, нежная Мадонна, нежно белеющая в одной из капелл, необыкновенно красивые фрески и росписи XIV-XVI вв. Гробница Сан-Фредиано лежит под алтарем, который датирован XVI веком. Массивный монолит слева от алтаря точно был сперт из амфитеатра.





Гвоздем программы осмотра церкви стала огромная крестильная купель XII века работы мастера Роберто (Roberto) - его подпись на купели - и еще двух его помощников, чьи имена время не сохранило. Купель имеет необычную форму и украшена иузмительными мраморными фигурками на библейские темы. Стену за купелью украшают два полукруглых портала XV века, украшенных фирменной терракотой школы Андреа делла Робиа: «Вознесение Святого Бартоломью» в обрамлении гирлянды с лимончиками. За стеклянной дверью прячется еще одна крестильная купель, которая, в отличие от своей соседки, используется по прямому назначению.



Со стороны главного фасада церковь похода на устремившуюся ввысь птицу, расправившую крылья. Ни одной лишней детали, и только золоченая мозаика привлекает внимание…

...окончание следует.

Италия, Тоскана, июль 2006
Пара слов о начале поездки
Hotel Fenice Palace 4*, Флоренция
Ускользающая красота, или Жизнь прекрасна! Флоренция, часть 1, часть 2, часть 3
Пиза, часть 1, часть 2, часть 3
Сан-Миниато
Ареццо
Поджибонси
Сан-Джиминьяно
Сиена, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5
Лукка, часть 1, часть 2 и часть 3
Пистойя, часть 1, часть 2 и часть 3

Картинки из Флоренции
Поджо а Каяно
Поправки и дополнения к путеводителю "Афиша" о Флоренции
Полезное по Тоскане

***

Италия на фоне портков на веревочке
Что посмотреть вокруг Рима
Однодневные поездки из Рима
Музеи Италии
Напоминалка об Италии
Содержание последних рассказов (в т.ч. об Италии)
Книги об Италии
Такс-фри: общие правила и частности
Копилки полезных ссылок по странам Европы

Виза
Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009

Транспорт
Железные дороги Италии
Как добраться от аэропорта до города: Рим,

Милан, Римини

Бронирование билетов на Easyjet по инету-пошагово со скриншотами

Где жить: отели, дома, апартаменты
Вопросы по бронированию отелей
Письмо в отель на итальянском

Отели из этой поездки
Best Western Universo 4*, Рим
Ludovisi Palace, 4*, Рим
Терни, Valentino, 4*
Перуджа, Sangallo Palace Hotel, 4*

Рассказы друзей

(с) Arial
Я бы хотел быть чайкой, живущей в Венеции
FAQ по Венеции - его же монументальный труд
Фото Ареццо и Кортоны
Верона: на лавке в обнимку с Джульеттой
Казерта
Капри: ноги моей там больше не будет!
Пиза vs Лукка
Бурано
Виченца

(с) Micktrik
Поджо а Каяно

(c) AlinaT
Италия, южная Тоскана. Часть 1. Природа и отель.
Италия, южная Тоскана. Часть 2. Питильяно.
Италия, южная Тоскана. Часть 3. Сатурния, Поджио Мурелла и Сована.
Италия, южная Тоскана. Часть 4. Сорано и Витоцца.
Италия, южная Тоскана. Часть 5. Лацио, Капалбио и Монте Аржентарио
Италия. Часть 6. Рим.
Италия. Нерола, Витербо, Губбио, водопад Марморе и др.
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Ч. I. Общие вопросы
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть II
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть III
Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть IV

Италия. Тоскана, фотографии, путешествия, Италия

Previous post Next post
Up