кросс-пост в
zamki_mira,
italia_province Начало, традиционно ругательское Укрощение велосипеда - Умбрия Остия Антика и Лидо ди Остия Тиволи Альбано Лациале Кастель Гандольфо Марино Лациале Фраскати Браччано (Браччиано) Витербо, часть 1 Витербо, часть 2 Витербо,часть 3 Чивитавеккья Гроссето Терни Нарни, начало Нарни, окончание Коллешиполи (Collescipoli), Умбрия и водопад Марморе (Cascata delle Marmore) Спелло, начало Спелло, окончание Маршрут
Цифрами помечены важные объекты - так, как они указаны на карте города.
via Centrale Umbria - San Ventura - via Centrale Umbria - Porta Urbica - via del Tempio di Diana - via Torri di Properzio - Torri di Properzio e Porta Venere (7) - chiesa della Misericordia - via delle Mura Vecchie - via del Due Ponti - - largo Mazzini - vai Garibaldi - piazza della Republica - Palazzo Communale (8) - Rocca Baglioni - via Cavour - San Andrea (5) - piazza Matteotti - Palazzo dei Canonici (4) - Santa Maria Maggiore (3) - Santa Maria Maddalena - via Cavour - via Garibaldi - via Catena - Palazzo Urbani (Cruciani) (9) - via Garibaldi - largo Mazzini - (вышли на площадку ресторана) - San Lorenzo (10) - via Gulia - San Gregorio - via Gulia - Arco di Augusto - via Arco di Augusti - via de San Martino - San Martino - via San Severino - piazza dei Cappuccin - San Severino (15) - porta dell’Arco (13) - Torre Santa Margherita (14) - via Cappuccini - Santa Maria di Vallegloria (12) - via Fonte Vecchia - Porta Fonte Vecchia - (объекты, помеченные курсивом, расположены за городскими стенами) - via Fonte Vecchia - via Centrale Umbria - via Fidelia - chiesa Tonda - via Centrale Umbria - San Claudio - via Centrale Umbria - Anfiteatro Romana - via Centrale Umbria - via Fonte Vecchia - piazza Vallegloria - via Poeta - via Circonvallazione - via San Gerolamo - San Gerolamo - via San Gerolamo - via Circonvallazione - via Poeta - (конец загородной прогулки) - piazza Vallegloria - piazza Gramisci - via Gulia - San Biagio - via Gulia - Teatro Subasio - via Gulia - Arco di Augusta - via Fonte Mastro - San Maria del Prato - via di Porta Prato - via San Filippo - piazza della Repubblica - via Garibaldi - via Cavour - via Consolare - Capella Tega (2) - via San Angelo - Porto Consolare (1) - via Roma
Начало прогулки по Спелло Arco di Augusto - Chiesa di Santa Maria di Vallegloria
С левого бока Сан-Лоренцо от площади уходит улица via Gulia, на которой с правой стороны имеется небольшая церковь Святого Григория (Chiesa di San Gregorio), а чуть дальше по той же улице расположены вторые увиденные нами римские ворота, вернее, то, что от них осталось - Арка Августа (Arco di Augusto). Вероятно, когда-то (в I в. до н.э.) это была триумфальная арка, ибо в верхней части ее слабо различима надпись о посвящении ее императору Августу.
Чтобы представить, что когда-то здесь высилось нечто подобное триумфальным аркам с римских форумов, нужно иметь недюжинное воображение, ибо застройка Спелло абсолютно средневековая: узкие извилистые улочки, неожиданные подъемы и спуски, сплошные стены, и множество горшков с зеленью и цветами вдоль этих стен (видимо, жители пытаются таким образом компенсировать обилие камня). Тем не менее, арка вписана в окружающие ее стены и смотрится, как ни странно, даже на своем месте.
Улица via Arco di Augusti выходит к церкви Святого Мартина (Chiesa di San Martino). Считается, что она была основана в XI-XII вв., хотя письменные источники впервые упоминают о ней в 1333 г. В XV веке церковь перешла под юрисдикцию церкви Сан-Лоренцо, позднее - непосредственно под Ватикан. Она до сих пор сохранила романский облик: простой фасад, украшенный лишь окошком из двух арок и полукруглым порталом входа. Обстановка церкви почти полностью утеряна, имеется лишь фреска XV века с изображением Святого Мартина, отдающего нищему кусок своего плаща, да изображение Святого Себастьяна примерно того же времени.
По via San Severino от церкви Святого Мартина мы идем вдоль старой крепостной стены, преодолеваем подъем, и, наконец, оказываемся перед церковью Сан-Северино (Chiesa di San Severino) XII века, к которой ведут пологие ступени от piazza dei Cappuccin. Отсюда открываются неплохие виды на окрестности и башню Санта-Маргарита (Torre Santa Margherita).
Башня - единственное, что осталось от женского бенедиктинского монастыря, посвященного святым Джакомо и Маргарите. Обитель впервые упоминается в 1263 г., когда Папа Урбан IV принимает ее под свою особую защиту. В 1464 г. монастырь объединяется с другим монастырем, Святой Клары (S. Chiara), монахини переезжают, и считается, что именно с этого времени обитель приходит в упадок, а здания постепенно разрушаются (или их растащили на стройматериалы - подобные случаи в мировой истории далеко не редкость). Неподалеку имеются porta dell’Arco - ворота, от которых остался только арочный проем, и от этого они смотрятся легкими и более древними, чем являются на самом деле.
Via Cappuccini ведет прямо к церкви Santa Maria di Vallegloria. Монастырь кларисок был возведен в этой части Спелло в 1320 г.(раньше он был за городскими стенами), церковь была закончена около 1370 г. В XV веке именно здесь принимает постриг один из семьи Бальони - Иллария, ставший позднее монахом в Перудже. Церковь построена из розового известняка с позднем романском стиле, с чертами готики и скромным порталом. В верхней части - окно-розетка. Внутреннее убранство церкви датируется, в основном, XVII веком, но есть и более ранние вещи, к примеру, один из боковых порталов (1530) или фрески фронтальной стены (1590).
За городскими стенами: вилла Фиделия, римский амфитеатр, окрестные церкви и монастыри
От монастыря можно пройти через ворота Porta Fonte Vecchia и по via Fonte Vecchia идти до конца, до пересечения с via Centrale Umbra. Есть еще один способ сюда добраться: выйти за городские стены через Porta di Venere и идти прямо по все той же via Centrale Umbra. Здесь целых четыре достопримечательности: остатки римского амфитеатра, античная вилла, круглая церковь Тонда и церковь Сан-Клаудио.
По via Fidelia мы достигаем Круглой церкви (chiesa Tonda). Она была построена в 1517 г. и имеет купол в виде восьмиугольника. Внутри имеются фрески одного из мастеров умбрийской школы, Пьерантоньо Меццастрис (Pierantonio Mezzastris, 1533). В направлении местечка Collepino имеется еще бывшее аббатство Святого Петра (1205), от которого даже кое-что осталось, и святилище Мадонны Спелло (Santuario della Madonna Spella).
Вернувшись снова на via Centrale Umbra, мы осматриваем церковь Сан-Клаудио (Chiesa di San Claudio). Она была возведена на раннехристианском кладбище примерно в XI в.и с 1178 г. являлась одним из владений монастыря Сан-Сильвестро. В 1393 г. управление храмом переходит муниципалитету Спелло, но монастырю за нее платили ежегодную некую сумму отступных. В 1487 г. вокруг церкви возводят крытые галереи, чтобы проводить в них ярмарки (в то время Спелло тал одним из важных пунктов на паломнических путях). До нашего времени галереи - увы - не сохранились, зато поблизости видны остатки крепостной стены - видимо, ярмарки приносили изрядный доход, а казну надо было защищать. Церковное здание - очень изящный образец романской архитектуры, построенный из белого известняка. Один из местных историков сказал о ней, что «она была одной из тех небогатых церквей Спелло, у которых было недостаточно средств, чтобы стать барочной». Оно и к лучшему! Асимметричный фасад украшен только колоколенкой-парусом (когда колокольня не стоит рядом, сбоку, и как будто вырастает из крыши). На самом верху колокольни сидят два безголовых орла (головы, не пощадили время и землетрясение 1832 г.). Внутри стоит посмотреть на алтарь с римским саркофагом, найденным в римском амфитеатре поблизости, и фрески XIV-XV в. мастеров умбрийской школы.
Буквально через дорогу от церкви и находится пресловутый римский амфитеатр (Anfiteatro Romana), с которого для дворцов и церквей Спелло тащили мрамор. Такова - увы - судьба многих римских построек, даже Колизей не избежал подобной участи. Как и большинство римских построек в Спелло, амфитеатр был построен около I в. до н.э., на месте неслучайном - у важнейшей римской дороги виа Фламиния, соединявшей Рим с Равенной (Адриатическим побережьем). В Средние века, к слову, Спелло не утерял своего значения, только сместились акценты - теперь Спелло стал важным паломническим центром на пути в Ассизи и Перуджу. Во время господства семьи Бальони в амфитеатре проводили дуэли, затем было не до амфитеатра и о нем постепенно забыли (видимо, растащили по максимуму на стройматериалы, а остальное было погребено землей, не без участия пары землетрясений). Первые раскопки здесь провели в 1958 г., и до сих пор он закрыт для посещений.
Далее по via Centrale Umbria (в сторону, противоположную Спелло) расположена вилла Фиделия (Villa Fidelia). Когда-то в рощице, на месте которой стоит вилла, было языческое святилище Венеры. О нем впервые упоминается в рескрипте императора Константина (333 г.), в котором горожанам колонии Flavia Constans разрешается праздновать некое событие, отметив его гладиаторскими боями, но запрещается посещать здание святилища, дабы не заразиться языческими суевериями. Во время нашествия варваров святилище разграбляется и разрушается, а его мрамор затем используется как материал для домов горожан. Земли вокруг стали собственностью знатной семьи Урбани, долгие века здесь выращивают виноград и оливки. К XVI веку пришло понимание того, что столь богатым и могущественным людям положено иметь загородное имение, и на земле святилища возводится вилла Фиделия, причем для постройки используется римский фундамент, более того - строители обнаружили еще и мозаичные полы. В XVIII веке вокруг виллы разбивается итальянский парк, а вилла перестраивается в классическом стиле. В течение последующих двух веков имение переходит из рук в руки, а в 1930 г. здесь во время свадебного путешествия по Италии останавливаются король Болгарии Борис с супругой. Комплекс виллы включает также барочную часовню Сан-Феделе (Chiesa di San Fedele) с колокольней-парусом. В настоящее время в нижней части церкви расположены гаражи.
Вернувшись по направлению по via Centrale Umbria - via Fonte Vecchia к воротам Porta Fonte Vecchia, мы сворачиваем направо (если стоять к воротам спиной) и по via Poeta - via Circonvallazione - via San Gerolamo выходим к церкви Сан-Джироламо (Chiesa di San Gerolamo). Монастырь и церковь были возведены в 1472 г. по приказу и на средства Браччио Бальони, синьора Спелло, и стали обителью монахов-миноритов. В XIX в., с началом секуляризации церковного имущества, сюда сперва переселили монахов из окрестных упраздненных монастырей, затем закрыли и сам миноритский монастырь. С 1885 г. монастырь служил городским кладбищем. В 1965 г. муниципалитет разрешил разместиться здесь одному из братств (Piccoli Fratelli di p. C. de Foucault), оно и живет там по сей день. Интерьер церкви украшен преимущественно росписью . XVIII в., но имеются реликварий XVI в., распятие и несколько фресок XV в.
Снова Спелло: piazza Vallegloria - Porto Consolare
Вернувшись к воротам Porta Fonte Vecchia, мы снова выходим на площадь piazza Vallegloria, переходим на смежную с ней piazza Gramisci, откуда начинается via Gulia. Через несколько минут с левой стороны перед нами предстала церковь San Biagio. Первое упоминание о церкви датируется 1430 г., позднее здесь разместилась больница. В настоящее время церковь принадлежит приходу Сан-Лоренцо. Внешний вид церкви - результат реставрации 1979 г., зато внутри хранятся фрески художника из Сполето Бартоломео да Миранда и учеников Бартоломео Томмазо (XV век).
Мимо Teatro Subasio (1789) мы идем дальше по via Gulia, снова проходим мимо арки Августа, от не сворачиваем на via Fonte Mastro, к церкви San Maria del Prato, а затем движемся по маршруту via di Porta Prato - via San Filippo - piazza della Repubblica - via Garibaldi - via Cavour - via Consolare, где стоит Часовня Тега (Capella Tega). Она была построена около 1362 г. при братстве Святой Анны, которое управляло городской больницей. Упразднили ее в 1571 г. и использовали как одно из помещений госпиталя, с 1895 г. - как складское помещение, в 1970 г. восстановили как часовню, обнаружив на стенах фрески XV века мастеров умбрийской школы. Свое название капелла получила по имени человека, обнаружившего фрески и своевременно доложившего куда следует. Над росписью стен работало два великих умбрийских мастера: Николо Аллуно (Nicolo Alunno) и Пьетро ди Маццафорте (Pietro di Mazzaforte), сын знаменитого Джованни Контрадуччо и свекор Николо Аллуно.
Наконец, via San Angelo приводит нас к Porto Consolare, третьим римским воротам, сохранившимся в Спелло. В отличие от Porta Venere, выполнявших скорее декоративные функции и окруженных средневековыми пристройками настолько, что римской части уже и не различить, Porta Consolare всегда были главным воротами Спелло. В Средние века ворота усилили сторожевой башней, которая и стоит рядом с воротами до сих пор, а когда во время раскопок в амфитеатре нашли три статуи, их установили именно над этими воротами. Дерево на вершине башни, в отличие от Лукки, не дубовое, а оливковое, и ежегодно с него собирают урожай. Уличный уровень современного Спелло в среднем на 2 метра выше, чем в римские времена, полностью раскопали ворота только в начале XX в., и тогда же через них перестали пропускать машины, разрушив для них кусок средневековой стены.
Ссылки
http://en.wikipedia.org/wiki/Spellohttp://en.wikipedia.org/wiki/Hispellumhttp://www.comune.spello.pg.it/canale.asp?id=7http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Gazetteer/Places/Europe/Italy/Umbria/Perugia/Spello/Spello/home.htmlhttp://www.comune.spello.pg.it/canale.asp?id=249 - виртуальная карта города
http://www.italianvisits.com/umbria/spello/http://www.bellaumbria.net/Spello/home_eng.htmhttp://www.english.umbria2000.it/?citta=054050http://members.tripod.com/romeartlover/Spello.html Италия, Лацио и Умбрия, июль-август 2007
Начало, традиционно ругательское Укрощение велосипеда - Умбрия Остия Антика и Лидо ди Остия Тиволи Альбано Лациале Кастель Гандольфо Марино Лациале Фраскати Браччано (Браччиано) Витербо, часть 1 Витербо, часть 2 Витербо,часть 3 Чивитавеккья Гроссето Терни Нарни, начало Нарни, окончание Коллешиполи (Collescipoli), Умбрия и водопад Марморе (Cascata delle Marmore) Спелло, начало Спелло, окончание ***
Италия на фоне портков на веревочке Что посмотреть вокруг Рима Однодневные поездки из Рима Музеи Италии Напоминалка об Италии Содержание последних рассказов (в т.ч. об Италии) Книги об Италии Такс-фри: общие правила и частности FAQ по странам Европы Транспорт
Железные дороги Италии Как добраться от аэропорта до города: Рим, Милан, Римини Бронирование билетов на Easyjet по инету-пошагово со скриншотами Где жить: отели, дома, апартаменты
Вопросы по бронированию отелей Письмо в отель на итальянском Отели из этой поездки
Best Western Universo 4*, Рим Ludovisi Palace, 4*, Рим Терни, Valentino, 4* Перуджа, Sangallo Palace Hotel, 4* Рассказы друзей
(с) Arial
Очень лиричный рассказ моего друга о Венеции с прекрасными фото - Я бы хотел быть чайкой, живущей в Венеции FAQ по Венеции - его же монументальный труд Фото Ареццо и Кортоны Верона: на лавке в обнимку с Джульеттой Казерта Капри: ноги моей там больше не будет! Пиза vs Лукка Бурано Виченца (с) Micktrik
Поджо а Каяно (c) AlinaT
Италия, южная Тоскана. Часть 1. Природа и отель. Италия, южная Тоскана. Часть 2. Питильяно. Италия, южная Тоскана. Часть 3. Сатурния, Поджио Мурелла и Сована. Италия, южная Тоскана. Часть 4. Сорано и Витоцца. Италия, южная Тоскана. Часть 5. Лацио, Капалбио и Монте Аржентарио Италия. Часть 6. Рим. Италия. Нерола, Витербо, Губбио, водопад Марморе и др. Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Ч. I. Общие вопросы Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть II Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть III Восточная Лигурия, северо-западная Тоскана и др. Часть IV