Запрятанная в глубине Осло-фьорда, замаскированная лесами,
изрытая тоннелями, норвежская столица просто так в руки не дается:
один неверный поворот - и ищи ее.
Море есть, лес есть, вроде дома стоят - а город где?
Вот он на карте - расплывается огромной кляксой по побережью,
но попробуйте разглядеть Осло с борта прогулочного корабля
или с высоты Хольменколленского трамплина - лес да море,
а города, не вглядевшись, и не заметишь:
из почти 500 квадратных километров площади
застроен только каждый четвертый.
Афиша
Зачем ехать
Чтобы своими глазами увидеть знаменитые «Фрам», «Кон-Тики» и «Ра», подняться на вершину трамплина Холменколлен, совершить мини-круиз по Осло-фьорду и прогуляться самому по тем улочкам, где бродили Мунк, Ибсен и Гамсун. Чтобы поесть сладчайшей норвежской клубники, и полакомиться морошкой и норвежской семгой. Чтобы весь отпуск дышать свежайшим морским воздухом, наконец…
«Любой приморский город лучше всего выглядит с воды. За этим ракурсом - столетия придирчивого взгляда правителей, возвращающихся домой: что что, а фасад должен быть в порядке. Впрочем, и вода лучше всего выглядит со сбегающих к гавани улиц; здесь та степень приручения природы, которая радует древней целесообразностью: первый человеческий транспорт - водный, первое оседлое занятие - рыбная ловля, первая профессия - моряк.
В Осло встреча города с морем сохранила естественность старины. Это столица простоватая, с неким деревенским налетом (и правильно, что сюда ходит паром, пусть десятипалубный), начисто лишенная важности и помпезности, оттого - обаятельная. Осло мягко вписан в плавные - мунковские! - обводы Осло фьорда и без воды не существует».
Петр Вайль «Гений места»
Рейтинг: 5 из 5
Как добраться из аэропорта в город
1. на экспрессе Flytoget, мимо которого вы не проскочите - указателей множество, висят также рекламные плакаты с призывом ехать именно им. Время в пути - 20 минут, интервал движения - 10-20 минут, стоимость проезда - 160 крон (примерно 800 рублей). Для них даже поздно ночью в аэропорту открыты спецкассы, в то время как на обычный поезд билеты при условии позднего прилета можно купить только в автомате (можно оплатить картой).
http://www.flytoget.no2. на обычном поезде за 86 крон, интервал движения, как правило, раз в час-полчаса - в зависимости от времени суток, время в пути - от 28 до 46 минут. Билет можно купить в обычной билетной кассе, если они закрыты, то в киоске Narvesen или в автомате.
http://www.nsb.no/ Оба поезда идут до Центрального вокзала.
Кроме поездов, имеются автобусы:
1. SAS Flybussen
http://www.flybussen.no - идут до гостиницы Radisson SAS Scandinavia, что возле Центрального вокзала, время в пути 45 минут.
2. Nor-Way Flybussekspressen
http://www.flybussekspressen.no/- идут от аэропорта до пригородов Осло
Поездка из аэропорта до центра города на такси будет стоить около NOK 600.
История
История Осло, как легко догадаться, начинается с викингов - уже в VII в. здесь существовало норманнское поселение. Викинги занимались торговлей и строили здесь, в удобной бухте, свои корабли. Осло быстро становится стратегическим центром, вокруг которого раскручиваются пути боевых походов, приводящие в ужас Европу и достигающие Африки, Северной Америки и Уральских гор. Письменных источников от викингов, кроме рунических камней, не осталось, поэтому историкам долгие века приходилось верить исландским сагам - они сохранились только благодаря заброшенности Исландии от остальной Европы.
Согласно сагам, в пятнадцать лет викинг Харальд Суровый (1015-1066), после гибели Олафа Святого (1030), схлестнувшегося с непокорными норвежцами, попадает в Киев. Там он некоторое время служит наемником при дворе Ярослава Мудрого, затем - 10 лет в Константинополе, при дворе императора Микаэла Каталактуса и царицы Зои Богатой. Он сражается с сарацинами в Азии и Африке, поклоняется гробу Господню в Иерусалиме, с небольшой дружиной побеждает в сражениях на Сицилии, на Аппенинском полуострове и в Болгарии. Древние саги рассказывают о том, как царица Зоя приказывает бросить Харальда на съедение льву в темницу, но богатырь, задушив льва, бежит из Константинополя.
В 1043 году Харальд снова попадает в стольный град Киев - по дороге в Норвегию, где он хочет заявить свои права на трон - и женится на дочери Ярослава Мудрого. Мы никогда не узнаем, была ли то любовь с первого взгляда или желание заручиться поддержкой крепкого союзника… К слову сказать, Елизавета Ярославна была наполовину шведкой, дочерью шведской принцессы Ингегерд, которую чуть не выдали за норвежского короля Олафа (ставшего вскоре Олафом Святым - этому тоже посвящена сага), поэтому брак княжны не стал чем-то из ряда вон, и лишь укрепил связи между Киевской Русью и викингским государством. Да и, как мы все знаем, родная сестра Елизаветы стала королевой Франции, а всего князь Ярослав отдал в чужие земли четверых дочерей и пятерых сыновей женил на иноземных принцессах.
Интересная статья о Елизавете Ярославне, королеве Норвегии -
http://www.nord.kazan.bz/base/view/document/1083241695 Уже в 1047 г. Харальд становится королем Норвегии, и спустя год основывает в устье реки Лу крепость, получившую в 1050 г. имя Осло. Нет единого мнения, откуда происходит название города - одни историки считают, что это означает «устье реки Лу», другие придерживаются более романтичной версии, что король нарек свою столицу в честь жены, чье имя на древнеславянском звучит как Ослава, третьи утверждают, что на древней речи викингов «Осло» означает «поляну асов» (древнескандинавских богов). Харальд сложил буйну голову в 1066 г. в битве при Стэмфордском мосту, пытаясь присоединить к своим владениям еще и кусок Англии, всего за несколько дней до вторжения в Англию Вильгельма Заоевателя...
Ах, как красиво все складывалось до 1950 г., когда норвежцы торжественно праздновали 900-летие Осло! И надо же было железнодорожникам прокладывать новую ветку близ порта, да еще обнаружить там какие-то руины! Вмешались археологи, и вскоре стало ясно, что столица-то несколько старше, чем предполагалось - при раскопках обнаружились остатки поселения, существовавшего еще в X веке, основателем которого был, судя по всему, сам Харальд Синезубый (Harald Blåtand), крестивший в 965 г. Данию, и присоединивший к своей державе Норвегию.
Ну да ладно, имя-то Осло и взаправду получил от Харальда Сурового, посему и 1050 г. вполне может считаться датой обретения городом своего имени. При Харальде в Осло была построена небольшая крепость и церковь девы Марии (Mariakirken), сгоревшая, правда 1523 г. Сын Харальда, Олаф III Тихий (1067-1093), дело отца продолжил, возведя в Осло еще несколько церквей и образовав здесь епископство. Одна из церквей, при нем построенных, частично сохранилась до нашего времени - это Гамле-Акер (Gamle Aker kirke), самая старая каменная церковь Скандинавии (она несколько раз горела, а также разграблялась и рьяно реставрировалась).
Потомки Харальда Сурового и Олафа Тихого почти 200 лет дрались за норвежский трон, и столицей Норвегии все это время был Берген, пока Хокон V Магнуссон (1299-1319) не перенес столицу в Осло и заложил на скалистом холме над гаванью крепость Акерсхус. Осло расцвел и стал третьим по величине городом страны, после Бергена и Тронхейма. Этот король стал последним королем независимой Норвегии, которая последующие 600 лет переходила от Швеции к Дании и снова - к Швеции. Дело было так: и на шведском, и на норвежском престоле к тому времени было настолько плохо с наследниками, что королем обоих государств стал трехлетний племянник каждого их королей - Магнус Эриксcон (сестра норвежского короля Хокона вышла замуж за брата шведского короля).
Спустя 400 с лишним лет шведы снова озаботятся поисками короля, и снова король будет уже занят: «Из Стокгольма прибыло в Петербург целое посольство - шведы просили у царицы уступить им племянника, который Карлу XII приходился внуком. Елизавета потому и не хотела его отдавать. Она отвечала послам, что Петр нужен ее престолу как внук Петра I, а если вам, шведам, короля нигде более не сыскать, так я вам уступлю другого голштинца. И указала на дядю своего племянника - епископа Адольфа Любекского, который проворно скинул мантию и, уплыв в Швецию, женился на родной сестре прусского короля Фридриха II... Такова забавная подоплека появления голштинца Петра III в России…» В. Пикуль «Фаворит»
Под властью шведов Осло все же растет и крепнет - но все дело портит трагически известная эпидемия бубонной чумы 1349 г., опустошившей пол-Европы. В Норвегии от нее погибает две трети населения, в том числе почти вся знать и духовное сословие (из всех епископов эпидемию пережил лишь епископ Осло). Муза истории Клио насмешлива: в 1380 г. Норвегия снова остается без короля, и корону наследует на этот раз малолетний король Дании Олаф IV, который умирает в 17 лет, не оставив потомства. В итоге Дания, а вместе с ней и Норвегия, сотрясаются от междоусобиц, делятся на полуавтономные герцогства, завоеванные земли требуют независимости... А на Балтике тем временем возник и окреп Ганзейский союз… Датские рыцари влезали во всякие сомнительные заварушки, вроде Ледового побоища, принимали участие в шведских военных походах на Псков и Изборск. Безобразия прекратила твердой рукой тогдашняя датская маргарет тэтчер - королева Магрете I (1375-1412), которая вопреки всем законам о престолонаследии объявляет себя королевой. При ней Дания и Норвегия были призваны к порядку, а сама королева посягнула еще и на шведскую корону.
Тогдашний король Швеции, Альбрехт Мекленбургский, чьи войска Магрете все-таки разобьет и чей трон захватит, не удержался от публичных оскорблений, назвав королеву «королем без штанов», и послав ей в подарок точильный камень, намекая, что место женщины - на кухне. Милый штрих - точильный камень королева сохранила, и он долгие годы находился на ее гробнице сначала в Соре, а затем и в Роскилле. Его, а также стяг королевы и ее парчовое коронационное платье шведы увезли из собора Роскилле во время датско-шведской войны XVII в. и с тех пор гордо демонстрируют их в соборе Упсалы.
Королева Магрете не только объединяет три страны (Данию, Швецию, Норвегию), но и убеждает первый в истории Совет северных стран принять ее проект унии трех корон. Королем унии в 1397 г. становится внучатый племянник королевы, Эрик VII Померанский, который переносит столицу в Копенгаген. «Разоренная сначала купцами Ганзейской лиги, а потом Черной смертью и войнами Эрика Померанского, Норвегия будет самым захудалым из владений тройственных королей. Настолько захудалым, что когда необузданного Эрика сместили со шведского и датского престолов и предложили ему править одной Норвегией, тот заявил, что лучше уж присоединится к пиратам на балтийском острове Готланд (так Эрик, кстати, и поступил)». (с) Афиша
17 июня 1523 г. шведский король Густав Ваза захватывает Стокгольм и Швеция окончательно отделяется от унии. А вот Норвегия остаются в ней аж до Венского конгресса (1814). Во время Реформации норвежцы были силой обращены в лютеранство, монастырские земли и имущество отошли датской короне, а сопротивлявшиеся казнены или посажены за решетку, но главное - Норвегия перестала быть государством и стала датской провинцией. Преподавание и документооборот велись только на датском языке, и сейчас современный норвежский язык ближе к датскому, чем к старонорвежскому, который сохранился лишь благодаря крестьянам из заброшенных деревень.
Из датских государей обласкал своим вниманием Осло лишь Кристиан IV, реформатор того же уровня, что и наш Петр I, король-строитель, король-воин, которому Дания и Копенгаген обязаны очень многим. Кристиан питал слабость к увековечиванию себя и называл своим именем города, к которым приложил руку (в Копенгагене целый квартал до сих пор носит королевское имя - Кристиания). К Осло и Норвегии король питал приязнь, часто приезжал сюда поохотиться и порыбачить, а когда в 1624 г. город в очередной раз сгорел дотла, король приказывает заложить на новом месте, у подножия крепости Акерсхус, новый город, который нарекает Кристианией (это имя город будет носить до 1924 г.). Король собственноручно спроектировал новый город (в районе Квадратурен улицы сохранили старинный рисунок и пересекаются под прямым углом), указывал, чтобы дома были каменными, и выделил средства для постройки новой Ратуши (которая ныне называется старой). Перед ней сейчас стоит памятник в виде огромной перчатки, которую, по легенде, бросил король Кристиан, указывая место для постройки новой столицы.
Во время Северной войны (1716) шведский король Карл XII полтора месяца безуспешно осаждает крепость Акерсхус, а по окончании осады начинается долгий период мира, в течение которого город заново отстраивается и богатеет. Во время наполеоновских войн Норвегия пытается держать нейтралитет, однако в 1807 г. английский флот под командованием самого Нельсона разносит Копенгаген по камешку, и норвежцы принимают сторону Франции. Швеция же воевала против Франции, и после войны получила в награду не только основателя новой королевской династии, наполеоновского маршала Бернадота, но и Норвегию в управление - по Кильскому договору (1814) - в виде компенсации за потерю Финляндии. Норвежцы протестовали, подняв 17 мая 1814 г. восстание, и утвердив свою конституцию, но маршал Бернадот (король Карл XIV Юхан) не сплоховал, двинув на Кристианию войска, задавив гидру революции в зародыше. Правда, больше норвежцев он не притеснял, а наоборот - заложил в Кристиании королевский дворец, и не препятствовал выборам в первый норвежский парламент (стортинг). После смерти монарха центральную улицу Осло назвали в его честь.
В середине XIX в. в Норвегии стала развиваться промышленность, в 1854 г. была проложена первая железная дорога, соединившая Осло с Эйдсволом, а в столице как грибы стали расти особняки и виллы. Именно в это время пышным цветом расцветает норвежское национальное самосознание: в Осло творили Мунк, Григ, Ибсен, Вигеланн… К 1905 г. норвежцы дозрели до референдума за независимость и стортинг избирает королем датского принца Карла, который взошел на трон под именем Хокона VII. В 1924 г. Кристиании возвращают древнее имя - Осло.
В Первой мировой Норвегия снова занимает нейтралитет, и собирается держать его и во Второй мировой, но 9 апреля 1940 года десант гитлеровских войск высаживается в Дании и Норвегии, и всю войну в стране действует марионеточное правительство, с которым боролось движение Сопротивления, поддерживаемое англичанами. В 1944 г. в страну входят советские войска, а 7 июня 1945 г., ровно через 5 лет после изгнания, в Осло возвращается король Хокон.
«Поначалу казалось, что Норвегия - хоть и член НАТО и один из основателей ООН, первым генсеком которой стал норвежец Трюгве Ли, - но все же остается мировым захолустьем. Самыми яркими событиями в послевоенной истории Осло могли бы остаться открытие новой ратуши к 900-летию города и невиданный наплыв гостей на зимнюю Олимпиаду-1952... Но в 1969 году в Северном море обнаружились залежи нефти и газа, и Норвегия разбогатела так, как не могла и мечтать последнюю тысячу лет. У столичных властей появились деньги на ремонт дорог, реставрацию старинных особняков, дорогущие туннели и сверкающие высотки, новый вокзал и аэропорт, прием гостей еще одной зимней Олимпиады и вообще на много всего хорошего. Осчастливленные новыми богатствами норвежцы уже дважды проголосовали против вступления в EC (1972, 1994) - им и так неплохо живется: в подсчетах уровня жизни, которые регулярно проводит ООН, Норвегия уверенно занимает первое место». (с) Афиша
Хронология истории Норвегии
http://www.norge.ru/history/?PHPSESSID=101b867d71052b4ec4c950ca258ce45c