Дания-начало. История Дании Копенгаген, часть 1 Латинский квартал. Университет. Лютеранская церковь Святого Петра
За собором лежит университетский район Копенгагена, по аналогии с парижским именуемый Латинским кварталом. Местный вуз не из последних - основан был в 1479 г., и он во все времена котировался высоко. В Копенгагене, кстати, как-то не чувствуется праздности и бесшабашного веселья, как во многих университетских городах, здесь район, где расположены учебные корпуса, какой-то мрачный и давлеющий. Тут его можно поставить в один ряд с Гранадой - от нее у меня было точно такое же ощущение. При бомбежке города англичанами в 1807 г. весь квартал был разрушен и отстроен заново. Но кое-что сохранилось, к примеру - фрагменты епископского дворца (1420е) во дворе главного корпуса, которые считаются старейшим сохранившимся зданием датской столицы наряду с церковью Святого Петра. Еще хорош мрачный подвал, где своды держат гранитные колонны, куда сажали беспокойных студентов.
Вдоль одного из корпусов в ряд выстроились выпускники университета, принесшие Дании мировую известность в научной среде. У их подножия прямо посреди мостовой валяется бомжеватого вида мужичок. Что характерно - не грязный. Рядом стоит полупустой ящик для бутылок, куда добросердечные граждане ставят эти самые пустые бутылки - тара в Дании дорога, и ею принято подавать милостыню и оставлять ее в номерах «на чай».
Еще одна достопримечательность района - церковь Святого Петра, стоящая на пересечении улиц Nørregade и Sankt Pederstræde, паству которой составляют немцы-лютеране. Некогда на этом месте стояла романская церковь, сгоревшая дотла в 1386 г. Новую - в стиле поздней готики - построили примерно году в 1450м. в 1585 г. ее передали лютеранам, и вплоть до века XVIII быстрорастущая немецкая община достраивала и перестраивала трансепты, а в 1757 г. церковь получила высоченный медный шпиль в стиле рококо. Ныне фасад выглядит как смешение стилей готика, барокко и рококо, главный вход украшен ионическими колоннами, скопированными с Palazzo dei Conservatori (проект Микеланджело, 1568) что в Риме, на Капитолийском холме.
Убранство церкви сильно пострадало в огне пожара 1728 г. и посему гораздо старше самого храма. Единственное, что уцелело - фамильные склепы, заполнять которые тут стали примерно с 80х гг. XVII века.
Подробно о церкви
http://www.sankt-petri.dk/Eng/kirche/eng_startkirche.html Круглая башня (Rundetaarn)
«Без Копенгагена немыслимы многие андерсеновские сказки - не только «Калоши счастья» или «Капля воды», где город есть сюжет, но и, скажем, хрестоматийное «Огниво»: «У собаки глаза - каждый с Круглую башню». Взгляд истинного писателя, сумевшего увидеть не фронтально, а в сечении башню XVI века, одну из главных достопримечательностей Копенгагена, известную еще и тем, что на нее в 1716 м въехал верхом Петр Великий».
Петр Вайль «Гений места»
«Вот так страшилище! Сидит там собака, глаза и впрямь как Круглая башня и ворочаются ровно колеса», - действительно, именно так описывает Андерсен самую большую собаку в «Огниве». Своим появлением башня обязана королю Кристиану IV - «большой просветитель был» - который решил построить целый исследовательский комплекс Trinitatis, состоящий из обсерватории, библиотеки и университетской церкви. Первой в 1642 г. была построена Круглая башня-обсерватория, которая действует до сих пор. Строительство церкви завершили в 1656 г., но простояла она недолго - до пожара 1728 г., после чего ее выстроили заново и использовали как помещение для университетской библиотеки. Сейчас здесь проводят выставки и концерты.
Но вернемся к башне. Снаружи в верхней части изображены королевский герб, дата постройки (1642) и загадочные письмена - они представляют собой ребус, который знающие люди расшифровывают как послание короля самому себе: «Да ниспошлет Господь праведные наставления и справедливость в сердце короля Кристиана». Во время пожара 1728 г. обсерватория сгорела, уникальный медный глобус работы Тихо Браге расплавился.
http://en.wikipedia.org/wiki/Tycho_Brahe Сейчас башня - один большой аттракцион для туристов: даже зимой здесь можно попялиться на звездное небо, внутри башни нет ступенек и подниматься приходится по спиральному пологому подъему на высоту 36 метров (подъем 7,5 раз опоясывает башню). Подъем, кстати, изначально использовался вовсе не для развлечения туристов или демонстрации молодецкой удали царя Петра, который въехал на вершину башни на лошади (кое-кто говорит, что лошадь была запряжена в карету, в которой сидела императрица Екатерина), а вовсе для транспортировки на высоту тяжелого оборудования и книг фургоном. В 1902 г. подвиг Петра повторили молодые энтузиасты на автомобиле.
О башне
http://www.rundetaarn.dk/ Королевская фарфоровая мануфактура
От башни, пройдя через несколько милейших площадей с яркими домиками (что для Копенгагена с его мрачноватой архитектуров и цветопередачей нетипично)
мы выходим на Строгет снова - этот отрезок отчего-то называется Amagentorv. Посмотрели на магазин королевской фарфоровой мануфактуры в барочном стиле - он очень выделяется из ряда в общем-то типовых домов, но чтобы вы точно не прошли мимо - адрес - Amagentorv, 6. К слову о производстве фарфора в Дании - заводик здесь был основан в 1775 г., шестым по счету в Европе (1710 - Мейсен, 1719 - Вена, 1738 - Севр, 1744 - Санкт-Петербург, 1751 - Берлин). Три волнистых линии - символ и марка мануфактуры - символизируют три главных датских реки - Эресунн, Сторебельт и Лиллебельт.
Самым известным произведением мануфактуры стал парадный сервиз - вершина фарфорового мастерства, украшенный росписью на тему датской флоры и оттого названный Flora Danica. Его заказал датский король Кристиан в подарок Екатерине Второй. Заказать этот сервиз на фабрике можно и в наши дни.
http://www.royalcopenhagen.com/Dinnerware/Flora-Danica.aspx Еще одно известное произведение мануфактуры - миниатюрная скульптура «Принцесса на горошине" (Prinsessen på Ærten), созданная мастером Герхардом Хеннингом (Gerhard Henning). Повторить шедевр настолько трудоемко, что стоит это приличных денег.
Сайт мануфактуры
http://www.royalcopenhagen.com/ Ближе к реке расположена площадь Hojbro, главная достопримечательность которой - не только вид на соседний остров (о котором позже) и Биржу, но и конная статуя епископа Абсалона. Здесь он вовсе не похож на почтенного церковного иерарха (как на фасаде Ратуши), а изображен скорее как бесстрашный воитель. Если бы я не знала заранее, что это Абсалон, решила бы, что это Роланд
Отсюда видны шпили двух церквей - в сторону фарфоровой мануфактуры это
Церковь Святого Духа (Helligåndskirken)
Глядя на суровый облик церкви, нетрудно догадаться, что изначально она была построена в готическом стиле (1400). Тогда же был выстроен монастырь Святого Духа, одно крыло которого сохранилось до наших дней. В 1728 г. после пожара, уничтожившего треть Копенгагена, старая церковь обвалилась, но рачительные горожане рассудили верно - кирпичу пропадать незачем, и новая церковь была возведена из стройматериалов старой (1730). В 1881 г. храм был перестроен в стиле неоренессанс, от барочной церкви остались только южный портал и восстановленная башня (1594). Внутри стоит взглянуть на две большие люстры и кафедру проповедника, барочный заалтарный образ (1727, Henrik Starcke) и на крестильную мраморную купель работы Торвальдсена (1827). Примечательно, что выполнена она была в Риме, и только через 111 лет попала в Данию и стала собственностью этой церкви.
Церковь Святого Николая (Sct. Nikolaj Kirke)
Вторая церковь, которую видно от площади Хойбро, посвящена покровителю рыбаков - Святому Николаю. Деревянный храм был возведен здесь вскоре после основания города, простоял больше 300 лет и был перестроен в 1591 г. в стиле ренессанс из красного кирпича. Примечателен шпиль, который погиб сперва при пожаре 1628 г., затем - при пожаре 1795 г., который уничтожил всю церковь, кроме колокольни, использовавшейся до 1909 г. по иронии судьбы как пожарная каланча. В 1909 г. судьбой башни заинтересовался пивной магнат Карл Якобсен (который открыл Глиптотеку и благодаря которому в Копенгагене есть Русалочка). Церковь восстановили в стиле XVII века, сейчас здесь выставочный центр.
http://www.kunsthallennikolaj.dk/en/ Новая королевская площадь (Kongens Nytorv)
Строгет заканчивается просторной Новой королевской площадью (Kongens Nytorv) с памятником королю Кристиану V в центре. Весной здесь зеленеет травка, зимой (как рассказывает Ally) - заливают каток. Самое примечательное здание - Королевский театр, основанный в 1722 г. (нынешнее здание построено в 1872 г. в неоренессансном стиле). Перед входом - памятники датским театральным станиславскому и немировичу-данченко - Хольбергу и Эленшлегеру. Театр известен во всем мире и как кузница кадров датского балета, которую взрастил Август Бурнорвиль (основатель уникального датского балетного стиля, получившего название «школы Бурнонвиля»).
http://en.wikipedia.org/wiki/August_Bournonville На углу Kongens Nytorv и улицы Bredgade - розовое здание, в котором сейчас расположено французское посольство. А когда-то оно было возведено для Нильса Джуэля (Niels Juel), датского национального героя, адмирала, командующего датским флотом в битве при Кёге в 1676 г. За зданием театра прячется дворец Шарлоттенборг, бывшая резиденция жены того самого короля, чей памятник украшает эту площадь - Шарлотты-Амалии. Ныне здесь расположена Академия изящных искусств. На той стороны площади, где в нее вливается Строгет, высится чопорный отель «d'Angleterre».
Площадь украшена разномастными домиками, которые стоит рассмотреть, но до того ли путешественникам, когда впереди показывается манящий яркими домиками
Нюхавн (Nyhavn)
Александр Бенуа, посетивший Данию в начале прошлого века, писал: «Если уже Стокгольм мог меня так пленить, то, что сказать про Копенгаген, про город несравненно более живописный и курьезный. Особенно таким он был, когда Копенгаген еще сохранял целиком свою уютную старосветскую прелесть, самую атмосферу андерсеновских сказок. Каждый дом на узких кривых улицах и на рыночных площадях казался мне каким-то родственником того "старого дома", о котором так поэтично рассказывает мой любимый писатель, а за мутно поблескивающими их окнами чудились комнаты, где на камине стоят фарфоровые пастушка и трубочист, а "стойкий оловянный солдатик" вздыхает по балерине».
Сказочный Копенгаген, который рожден нашим воображением при чтении сказок Андерсена, находится именно здесь, в гавани Нюхавн: яркие домики, тесно жмущиеся бочок к бочку, спокойные воды гавани, в которых отражаются облака, яхты, занимающие все свободное водное пространство. У начала гавани стоит большой якорь - в память о моряках, погибших во время Второй мировой.
Некоторые дома датируются началом XVII века, № 9 считается старейшим и наиболее хорошо сохранившимся. Сейчас здесь самая большая плотность праздношатающихся туристов на квадратный метр во всей Дании - первые этажи всех домиков - кафе, бары, рестораны, а те, кто не хочет сидеть в заведении, прекрасно расположились прямо на парапете, развернув бутерброды с селедкой и попивая что-то из пластиковых стаканчиков. Цены в заведениях Нюхавна, к слову сказать, самые высокие в датской столице.
«Раз в два дня Мориц забирает Бенью после дневных репетиций, и они вместе обедают в “Саварине” в Нюхауне. Мориц ходит туда из за их кухни, и потому что цены стимулируют его чувство собственного достоинства…» Питер Хёг «Фрекен Смилла и ее чувство снега»
А ведь когда-то Нюхавн был самым злачным местом датской столицы…. Историю свою гавань ведет от канала, прорытого в 1675 г. шведскими военнопленными, чтобы облегчить кораблям проход к Конгенс Нюторв, главной торговой площади, к складам и лавкам купцов.
Нюхавн прочно ассоциируется с Андерсеном - здесь великий сказочник в разное время проживал в двух (некоторые источники утверждают, что в трех) домиках - №№ 18, 67 (и вроде как № 20). Обратите внимание на кондитерскую La Glace: она основана в 1870 году, и каждый месяц здесь пекут особенный пирог, называя его именем какой-нибудь сказки Андерсена.
«…когда в Копенгагене открылся музей сказочника, датчане впервые смогли увидеть чердачную комнату, где когда-то жил Андерсен. По своим размерам она скорее бы подошла героям его книг - Дюймовочке и Оловянному солдатику: площадь комнаты всего восемь квадратных метров. Здесь Андерсен поселился, когда ему было 22 года. Этот дом он выбрал потому, что здание находилось неподалеку от Королевского театра, а молодой сказочник был большим поклонником сцены». (с) Архимандрит Августин (Никитин)
«Почему то закрылся андерсеновский музей в Нюхавене - в этой копенгагенской гавани теперь только туристский променад с неплохими рыбными ресторанами. В доме No 18, где несколько лет прожил Андерсен, были забавные экспонаты. Выделялось по сказочному простодушное овеществление аллегории: описанная в «Принцессе на горошине» кровать с сорока тюфяками и пуховиками, на которые можно было забраться и проверить себя на благородную чувствительность. Я забрался: не принцесса». Петр Вайль «Гений места»
Дания, апрель-май 2007
Дания-начало. История Дании Копенгаген, часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4 Замок Фреденсборг Хиллерод и замок Фредериксборг Хельсингор и замок Кронборг Рибе Эсберг Теннер Миддельфарт Колдинг Нюборг Оденсе Свеннборг Фредериция Хорсенс Вайле Эллинг Скандерборг Хернинг Холстебро Струер Виборг Ольборг Раннерс Хьерринг Фредериксхавн Грено Орхус Кёге Вординборг Нествед Рингстед Сорё Калундборг Роскилле Забавные памятники Дании Железные дороги Дании и чуть-чуть - Швеции Как добраться от аэропорта до города - Копенгаген Швеция, май 2007
Хельсингборг Лунд Мальмё