"Бабий век"-начало...

May 01, 2016 00:38






Считается, что в России женщины традиционно на вторых ролях. Но ведь так было не всегда. Как же знаменитый «бабий век»?
Русская императрица. Имя, данное при рождении, - Марта Катарина. Нам она известна как жена Петра Великого - Екатерина I.




Когда заходит речь о первой русской императрице, сразу вспоминается западноевропейская сказка про девочку, что мыла полы, стирала бельё, а потом внезапно стала женой могущественного правителя. Всё верно.Золушка.

Только вот русская императрица, в отличии от дочери «главного королевского егеря»,довольно-таки знатной дворянкой, если верить Шарлю Перро,наша же героиня вышла из самых низов. Бывшая служанка и портомоя, прачка и кухарка. Бывшая женой шведского драгуна -трубача Крузе, любовницей какого-то унтер-офицера. Она стала женой царя Петра I, а после русской царицей и императрицей.



Невольно станешь в тупик перед такой странной судьбою не одаренной от природы блестящими, из ряда выдающимися способностями, не получившей не только образования, но даже поверхностного воспитания, этой женщины из звания крепостной девушки вознесенной в сан самодержавной обладательницы одного из и могущественнейших государств земного шара.

За что же Пётр I полюбил немецкую простушку?
Кто станет спорить, что Петр I был не только великим монархом, но и одной из самых незаурядных личностей в российской истории? Было бы удивительно, если бы рядом с ним оказалась самая обыкновенная, ничем не выделяющаяся из толпы женщина. Может, поэтому царь отверг дворянку Евдокию Лопухину, а любовью всей его жизни стала безродная прибалтийская крестьянка - Марта Скавронская…



«Мала ростом, толста и черна. Вся её внешность не производит выгодного впечатления. Сразу заметно, что она низкого происхождения», - таков был вердикт немецкой графини Вильгельмины Байретской. Да и отечественные свидетели, вынужденные по долгу службы льстить, восторгались императрицей более чем умеренно: «Екатерина вовсе не была красавицей… Но в ея вздёрнутом носе, алых губах, а главное, в роскошном бюсте было столь много очарования… Немудрено, что такой колосс, как царь Пётр, всецело отдался этому сердечному другу».

Нет. Думается, дело в другом. Вряд ли Екатерина была сильно красивее первой жены Петра - Евдокии Лопухиной. Но зато у неё были какие-то особенные умения. И это не касается постельных дел. Она могла залпом выпить стакан крепчайшей водки. Могла и любила жить в армейской палатке, спать на жёстком тюфяке. Отличалась недюжинной физической силой. По легенде, Пётр как-то поднял свой тяжёлый маршальский жезл и спросил у придворных: «Кто удержит, руку вытянув?» Не смог даже признанный силач Меншиков. Екатерина же, перегнувшись через стол, взяла жезл и несколько раз его подняла.

Она делала по два и даже по три конных перехода в день верхом в мужском седле. Сопровождала своего беспокойного мужа даже на войне. Да ещё как! В персидском походе 1722 г. обрила себе голову и носила гренадёрский колпак. Не боялась появляться и на передовой - перед сражением лично делала смотр войскам, ободряя солдат словами и чаркой водки. По свидетельствам очевидцев, «вражеские пули, свистевшие над ея головой, почти не смущали Екатерину».



История любви Петра I и Екатерины полна загадок и недоговоренностей.
Петр и Екатерина действительно любили друг друга, об этом свидетельствуют дошедшие до нас письма, которые дышат неподдельным чувством. "Катеринушка, друг мой сердешнинькой, здравствуй!" - так начинались десятки писем Петра к Екатерине. В них Петр часто называет себя стариком, на что Екатерина отвечала ему, что он еще силен, следовательно, молод. Незаметная в начале их союза разница в 12 лет, становится заметной, когда Петру стукнул полтинник. Император начал стремительно стареть. Сказались старые раны и появились новые недомогания.
Петр тосковал без нее. "Горазда без вас скучаю", - писал он ей из Вильно; а потому, что "ошить и обмыть некому..." "Для Бога ради приезжайте скорей, - приглашал государь "матку" в Петербург в-день собственного приезда . - А ежели зачем невозможно скоро быть, отпишите, понеже не без печали мне в том, что не слышу, не вижу вас..." "Хочется мне с тобою видеться, а тебе, чаю, гораздо больше для того, что я в двадцать семь лет был, а ты в сорок два не была..."



Чем поддерживала "Катеринушка" такую страсть в Петре, что приносила с собой в семейный быт деятельного государя?
С нею являлось веселье; она, кстати, и ловко могла потешить своего супруга. Более всего подкупала его страстность Екатерины.

Лишенная не только всякого образования, но даже безграмотная, она до такой степени умела являть пред мужем горе к его горю, радость к его радости и вообще интерес к его нуждам и заботам, что Петр постоянно находил, что жена его умна, и не без удовольствия делился с нею разными политическими новостями, размышлениями о происшествиях настоящих и будущих.
Эта безграмотная и необразованная женщина, впрочем, с самого начала знала, чего хотела. Именно она после смерти мужа оказалась на троне.



Что произошло в России при первой Екатерине? Из глобальных дел немного. Но страна, поднятая «железной рукой» Петра на дыбы и превращённая в некое подобие военно-промышленного лагеря, всё-таки получила нужную передышку. И даже обросла кое-какими атрибутами полноценного европейского просвещённого государства. С её лёгкой руки появилась Академия наук. Была организована знаменитая экспедиция Витуса Беринга. Ею же учреждён орден Александра Невского, перекочевавший, к слову, и в СССР, и в современную Россию. Мало? Было ещё одно дело, каким наши государи редко отличались, - забота о народе. Чуть ли не впервые в истории годовой подушный налог при ней не подняли, а наоборот - понизили.
Простой народ любил императрицу за то, что она сострадала несчастным и охотно помогала им.



Екатерина I правила недолго. Балы, празднества, застолья и кутежи, следовавшие непрерывной чередой, подорвали её здоровье, и 17 мая 1727 43-летняя императрица умерла.
Говорят, что за несколько часов до смерти Екатерине Алексеевне приснилось, что она сидя за столом в окружении придворных, вдруг увидела тень Петра, который поманил ее, своего “друга сердешненького” за собой, и они улетели, как будто в облака.



Имена, Любовь

Previous post Next post
Up