Есенин С.А. Избранное

Sep 02, 2009 03:26

Есенин Сергей Александрович. Я, Есенин Сергей: Поэзия и проза. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 576 С.



Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем периоде творчества и имажинизма
1.Есенин - поэт до сих пор самый читаемый и поистине народный.
 2.Предисловие к сборнику написала некая Алла Марченко. Судя по всему, очень умная женщина - весьма интересные у нее наблюдения.
2.1.Она положительно утверждает, что Есенин как минимум с осени 1914 года сознательно выстраивал свой стиль и поэтический имидж "народного поэта" под влиянием одной эссеистской трилогии Блока ("Краски и слова", "Девушка розовой калитки", "Безвременье"): упорно работал над выработкой ощущения синевы и шири, изобретает образы для выражения "щемящей тоски неисполнимых желаний", широко использует эффект взгляда через туман и сравнение дерева с девушкой, взмахнувшей рукавом. Одним словом, необходимо найти и прочитать эти блоковские статьи.
2.Стихи действительно замечательные - всё в них на месте. Не все, но очень и очень многие понравились.
3.В ранних стихах очень много непонятных слов. Видимо, народные.
3.1.Например, стихотворение 1912 года ("Матушка в купальницу по лесу ходила..."), начало:
"Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила."
4.Может быть, это какие-то эксперименты с формой, потому что среди поздних стихов таких редких слов нет (может, это чисто рязанские выражения?). Стихотворение "В хате" звучит вообще как пародия:
"Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз."
5.Стихотворение "Исповедь хулигана" - ломаный ритм, как у Маяковского.
"Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.

Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган."
6.Только при чтении Есенина понял, чем отличаются хорошие стихи от хорошей песни. Песня предполагает повторы - строк (как в "Прощании с Мариенгофом" или в "Папиросниках", например), или слов в строке. Например, в стихотворении "Пускай ты выпита другим..." с первого куплета именно из-за повтора чувствуется, что это именно песня, а не просто стих:
"Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость."

7.Интересно, Есенин не был ли первым, кто употребил выражение "братья наши меньшие", говоря про животных? Стих "Мы теперь уходим понемногу...":
"Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове."

8.Любопытный эффект. Из-за сходства первых строчек при чтении стиха рождается ощущение дежа вю. Хотя уже когда прочитаешь куплет целиком, видно, что стихи-то разные:
8.1 "Сторона ль ты моя, сторона...":
"Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое, осеннее олово.
В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову."

8.2.А вот сам стих "Шаганэ ты моя, Шаганэ!.."
"Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ."

9.Чем ближе к 1926 году, тем больше в стихе ощущение гибели, ухода своего поколения и своей России. Вот, например, "Спит ковыль. Равнина дорогая...", концовка (1925 год):
"По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!"

10.Читаю поэму "Инония", и не могу отделаться от мысли, что ничего-то он в будущем не предчувствовал. "Инония" - это гимн революции, переменам, ощущение немеряной силушки в плечах. Есенин в "Инонии" сам - воплощенная революция:
"Протянусь до незримого города,
Млечный прокушен покров.
Даже Богу я выщиплю бороду
Оскалом моих зубов."

10.1.Уже прошла Февральская революция, уже прошла Октябрьская революция, уже январь 1918 года, а Есенин все еще ничего плохого в будущем для себя не предвидит. Сколько он потом будет сокрушаться об уходящей крестьянской Руси - ничего этого здесь нет. Он видит только то, что перед глазами, никаких провидческих прозрений.
10.2.А ведь поэт из поэтов, титан - выше него только Пушкин с Лермонтовым, да на одном уровне с ним несколько поэтов стоят.
10.3.В общем, мое мнение такое: особое поэтическое предчувствие будущего - это миф. Знает человек что-то, понимает умом - будет "предчувствовать". Если же умом не сообразит - то "не почувствует", и поэтический дар нисколько не поможет.
11.Про "Анну Снегину" комментатор в предисловии рассказывает, что Есенин возлагал на эту поэму большие надежды, как раз в этот момент он пытался прорваться из попутчиков в революционные поэты. Но (С.19):
11.1."Вместо истинно революционной поэмы о славной советской нови получилась хроника погибели веками стоявшего крестьянского мира".
11.2.Абсолютно верно - так оно и есть. Поэма с надломом. Тот маленький оптимизм в ней - он чисто стоический, мол, все равно в жизни иногда были красивые моменты, которые легко вспоминать. Если бы Есенин был по-настоящему советский поэт, он бы обязательно добавил еще два-три куплета: про хлеборобов, раздольно жнущих хлеба в вольных колхозных полях. Правда, поэма от этого проиграла бы, по-моему.
12.Повесть "Яр" - действительно объективная, про народ. Без приукрашиваний. И с хорошей стороны, и с плохой - все взаправду. Сюжет мощно закручен, все увязано, ни единого лишнего слова. Единственный упрек - уж очень мрачно, редкий из героев не погиб к концу книги. У Александра Иванова была такая прозаическая пародия "Красная Пашечка" - апофеоз чернухи и всеобщей гибели. Тут то же самое.

13.Очерки об Америке "Железный Миргород". У Есенина весьма необычный взгляд на проблемы краснокожих, не могу удержаться от обширной цитаты (С.476):
13.1."Что такое Америка?
 Америка это прежде всего была страна краснокожих. Вслед после открытия этой страны Колумбом туда потянулся весь неудачливый мир Европы. Искатели золота и приключений, авантюристы самых низших марок, пользуясь человеческой игрой в государства, шли на службу к разным правительствам и теснили красный народ всеми средствами.
 Красный народ стал сопротивляться. Начались жестокие войны, и в результате от многомиллионного народа краснокожих осталась маленькая горсточка (около 500 000), которую содержат сейчас, огородив тщательной стеной от культурного мира, кинематографические предприниматели. Дикий народ пропал от виски. Политика хищников разложила его окончательно. Гайавату заразили сифилисом, опоили и загнали догнивать частью на болота Флориды, частью в снега Канады.
 Но и все ж, если взглянуть на ту беспощадную мощь железобетона, на повисший между двумя городами Бруклинский мост, высота которого над землей равняется крышам 20-этажных домов, все ж никому не будет жаль, что дикий Гайавата уже не охотится здесь за оленем. И не жаль, что рука строителей этой культуры была иногда жестокой.
 Индеец никогда бы не сделал на своем материке того, что сделал "белый дьявол".
 Культура к индейцам не прививается. Мне рассказывали, что в Америке нет ни одного мало-мальски интеллигентного индейца.
 Были опыты. Брали какого-нибудь малыша, отдавали в школу, а лет через пять-шесть в один прекрасный день он снимал с себя ботинки и снова босиком убегал к своим. Сейчас Гайавата - этнографический киноартист, он показывает в фильмах свои обычаи и свое дикое несложное искусство. Он все так же плавает в отгороженных водах на своих узеньких пирогах, а около Нью-Йорка стоят громады броненосцев, по бокам которых висят десятками уже не шлюпки, а аэропланы, которые подымаются в воздух по особо устроенным спускным доскам, возвращаясь, садятся на воду, и броненосцы громадными рычагами, как руками великанов, подымают их и сажают на свои железные плечи."

14.Очень интересный сборник эссе "Памяти Сергея Есенина" - он вышел сразу после смерти поэта, по горячей памяти. Замечательно, очень правильно, что составитель решил его целиком поместить в этом томе. Оказывается, этот сборник быстро пропал из продажи, потому что предисловие к нему написал Л.Д.Троцкий. Я, кстати, и до этого слышал, что у Сталина и Троцкого даже в этой области было что-то вроде соревнования: фаворитом Сталина был Маяковский, фаворитом Троцкого - Есенин.
15.Любопытный человек: поэт Николай Клюев. Надо будет его тоже прочитать. Про него много упоминаний в этом томе, вот сейчас про него пишет Иван Розанов. Клюев тоже явился "из народной гущи", тоже весь такой народный, как и Есенин. То есть, если бы не было Есенина - Клюев заполнил бы его нишу певца крестьянской Руси. Видимо, так и работают общественно объективные законы: появление гения случайность, но, не будь гения, его место бы досталось таланту рангом пониже - так что необходимая общественная функция все равно была бы выполнена.
16.Смешные воспоминания у Семена Фомина. Как будто школьное сочинение читаешь - по стилю так. Например, Фомин честно предупреждает, когда переходит от одного эпизода воспоминаний к другому (С.550):
"От первых стихотворных опытов Есенина перехожу к воспоминаниям моментов из моих личных встреч с поэтом".

17.Общий вывод: стихи прекрасные, общественное мнение не ошиблось. Подтверждаю.

Сергей Есенин, стихи, россия, ссср, XX век

Previous post Next post
Up