Кабинет Л. Н. Толстого в Хамовниках. С фотографии. Государственный музей Л. Н. Толстого. Москва
(Хозяин и работник; Отец Сергий; После бала; Фальшивый купон)
Толстой Л.Н. Хозяин и работник
1.Персонажи:
Василий Андреевич Брехунов - купец;
Никита - его работник.
2.Сюжет - Василий Андреевич, очень жадный и успешный купец, выезжает со своим работником к соседнему помещику, чтобы выторговать у него рощу.
2.1.Они немного сбиваются с пути, заезжают в деревню Гришкино, в сторону от нужной дороги.
2.2.Оттуда выезжают в правильную сторону, но теряют дорогу и приезжают опять в Гришкино.
В.Г. Перов. Последний кабак у заставы. 1868
2.3.Отдохнув и попив чаю в доме у крестьянина, вновь выезжают. Тем временем начинается буран. Купец с работником теряют дорогу, останавливаются в чистом поле, их постепенно заносит снегом.
2.4.Купец (он в двух шубах) видит, что его работник, одетый намного хуже, сейчас замерзнет насмерть. Купец ложится на него сверху, чтобы согреть и не дать погибнуть. В итоге к утру, когда их находят, купец сам замерзает, а работник остается живым. Лошадь, конечно, тоже гибнет.
3.Описано чаепитие в крестьянском доме. Этикет при чаепитии вызывает некоторую оторопь. Когда пьют чай с сахаром - берут сахар с блюдечка, откусывают, а потом остаток кладут обратно в блюдце:
3.1."Никита ничего не сказал, но только покачал головой и, осторожно вылив чай на блюдечко, стал греть о пар свои, с всегда напухшими от работы пальцами, руки. Потом, откусив крошечный кусочек сахару, он поклонился хозяевам и проговорил:
- Будьте здоровы, - и потянул в себя согревающую жидкость."
3.2."Никита тоже встал, положил назад в сахарницу свой обкусанный со всех сторон кусочек сахару, обтер полою мокрое от пота лицо и пошел надевать халат."
4.Оригинально сформулирована концовка - о смерти Никиты, через много лет после этих событий:
"Лучше или хуже ему там, где он, после этой настоящей смерти, проснулся? разочаровался ли он или нашел там то самое, что ожидал? - мы все скоро узнаем."
5.В примечаниях читаем:
"В статье "Удобная мораль" М.Протопопов говорил об отсутствии в образе Никиты активного, творческого начала и человеческого достоинства: "Никита учит нас покорности... Тут прозябание, тут неумолимые законы природы, но при чем тут творческие силы человека?" ("Русское богатство", 1895, № 4, С.177)".
Для меня это замечание критика полная загадка. Чему он собрался учиться у Никиты? С какой стати - если персонаж, то у него надо непременно учиться? Вот Никита, на мой взгляд, совершенно не тот тип, у которого можно научиться хоть чему-то.
И.Е. Репин. Мужичок из робких. 1877
Толстой Л.Н. Отец Сергий
1.Степан Касатский, князь, командир лейб-эскадрона гусарского полка, собирается жениться на красавице графине Коротковой. Накануне свадьбы он узнает, что она была любовницей императора.
1.1.Он разрывает помолвку, подает в отставку, удаляется в монастырь.
1.1.1.При этом Л.Н. особо оговаривает, что в этом выборе кроме оскорбленной гордости в князе говорит и искреннее религиозное чувство:
"В нем было и другое, истинно религиозное чувство, которого не знала Варенька, которое, переплетаясь с чувством гордости и желанием первенства, руководило им."
1.2.В монастыре на третий год послушания он постригается под именем Сергия.
1.3.Со временем его переводят в столичный монастырь. Однако вскоре, убегая соблазнов, он добивается перевода в Тамбинскую пустынь, где становится затворником.
1.4.На шестой год затворной жизни его пытается совратить одна "разводная жена, красавица и чудачка, удивлявшая и мутившая город своими выходками". Чтобы избежать нравственного падения, отец Сергий отрубает себе топором указательный палец левой руки. Это производит такое впечатление на женщину, что через год она сама постригается в монашки.
1.5.Со временем слава отца Сергия растет, к нему ходит все больше народа, он начинает чудодейственно исцелять.
1.6.Понятно, что к затворнику с такой репутацией люди начинают идти потоком. Из-за постоянной занятости исцелениями и советами приходящим отец Сергий совершенно погружается в суету, теряет благодать и духовные совершенства.
"С каждым днем все больше и больше приходило к нему людей и все меньше и меньше оставалось времени для духовного укрепления и молитвы. Иногда, в светлые минуты, он думал так, что он стал подобен месту, где прежде был ключ. ... Так думал он в редкие, светлые минуты; но самое обыкновенное состояние его было: усталость и умиление перед собой за эту усталость."
1.7.Однажды, когда отцу Сергию оставили для исцеления слабоумную купеческую дочь, она его все-таки соблазняет.
1.8.В ужасе от содеянного, отец Сергий покидает монастырь и начинает скитаться, не называя никому своего имени.
1.9.Однажды во сне отец Сергий видит свою двоюродную сестру Прасковью и слышит голос, велящий идти к ней и узнать, в чем его грех и его спасение. Он действительно посещает ее, видит, что она в бытовых заботах остается совершенно праведной, и отец Сергий принимает это как урок.
1.10.Продолжает скитаться, пока его не арестовывают за бродяжничество и не ссылают в Сибирь. Там живет батраком.
2.Про высшее общество:
"Высшее общество тогда состояло, да, я думаю, всегда и везде состоит из четырех сортов людей: из 1) людей богатых и придворных; из 2) небогатых людей, но родившихся и выросших при дворе; 3) из богатых людей, подделывающихся к придворным, и 4) из небогатых и непридворных людей, подделывающихся к первым и вторым."
3.Про эпизод с купеческой дочерью: возможно, это наказание за гордыню?
Чувствуется некая логика. Князь, если судить по фактической стороне дела, жил действительно праведно: исцелял людей, постился.
Единственная проблема - он себя при этом считал хорошим, а это грех. Но грех неочевидный, непонятный - трудно решить, плохо ли считать себя хорошим, если ты и вправду хороший. Так вот, именно для разрешения этой логической проблемы он получил грех очевидный. Грех материальный и бесспорный, как вразумление свыше.
Толстой Л.Н. После бала
1.Рассказ из школьной хрестоматии.
Уважаемый Иван Васильевич делится воспоминаниями о своем ухаживании за Варенькой Б...
1.1.Эпизод на балу: молодой Иван Васильевич танцует с Варенькой, он влюблен, и угадывает взаимность. В одном из танцев полковник, отец Вареньки, танцует с дочерью.
1.2.Эпизод наутро после бала - Иван Васильевич наблюдает, как тот же полковник руководит на плацу экзекуцией провинившегося солдата: солдата прогоняют сквозь строй, т.е. его ведут, привязанного к ружьям, мимо двух шеренг солдат, которые бьют его палками.
1.3.Того, кто бьет недостаточно сильно, полковник уже сам бьет по лицу.
1.4.После такого зрелища любовь к Вареньке у Ивана Васильевича постепенно пропадает.
2.Интересно про молодежь того времени (особенно про "не пили водку"):
"Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами (в то время мы ничего, кроме шампанского, не пили; не было денег - ничего не пили, но не пили, как теперь, водку). Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы."
3.Помнится, на уроке литературы учительница задала вопрос: был ли полковник лицемерным и двуличным. После дискуссии класс пришел к выводу, что полковник был двуличен, т.к. по-разному вел себя на балу и на плацу, однако не был лицемерен, т.к. в обоих случаях он был искренен.
Сейчас мне кажется, что это типовой вопрос по этому рассказу и типичный же ответ школьников на него. Вообще интересно, пишут ли в методичках по школьным урокам литературы правильные и неправильные ответы школьников? Их ведь нетрудно перечислить, они все повторяются: вариантов ответов не так много, а школ в России довольно много, да и из года в год у последующих потоков программа повторяется. Легко систематизировать все возможные варианты поведения учеников, легко составить табличку - какие ответы говорят о глупости ученика, какие - об уме.
Можно даже составить статистику: какие ответы свидетельствуют о будущей предрасположенности к жизненному успеху, какие - о преступных наклонностях и т.д.
Толстой Л.Н. Фальшивый купон
1.Повесть состоит из мозаичных эпизодов, причинно-следственно вытекающих из первого: пятнадцатилетний гимназист для оплаты долга подделал купон, пририсовав единичку к сумме.
Персонажей в этой повести немногим меньше, чем в "Войне и мире" - каждый на мгновение появляется, чтобы успевать получить свою порцию зла и транслировать его дальше, удвоенным, в следующий эпизод, и исчезает. Поэтому я не буду раздельно перечислять персонажи и ход сюжета, а дам единый конспект эпизодов с именами участников:
1.1.Смоковников Федор Михайлович - председатель казенной палаты. Отец гимназиста. Грубо отказал сыну в деньгах, тем самым косвенно подтолкнул его к преступлению;
1.2.Митя Смоковников - гимназист, подделавший купон; Махин - "гимназист с усами", знакомый Мити. Надоумил его подделать купон:
"- А очень просто. - Махин взял купон. - Поставить единицу перед 2 р. 50, и будет 12 р. 50."
1.3.Продавцища фотографического магазина - первая пострадавшая. Марья Васильевна, жена владельца магазина.
1.4.Евгений Михайлович - владелец магазина. Продал фальшивый купон крестьянину, продававшему дрова.
1.5.Иван Миронов - крестьянин, продававший дрова. Пытался судиться с Евгением Михайловичем, проиграл процесс.
1.6.Василий - дворник, свидетель в процессе со стороны Евгения Михайловича. Кстати, получил за лжесвидетельство от него пятнадцать рублей. Так что уже на этой стадии владельцу фотомагазина было бы дешевле просто отнести потерянные 10 рублей на расходы, чем пытаться их вернуть контрмахинациями.
1.6.1.Василий в результате этого дела морально слетел с катушек, с большим вредом для себя. Он стал воровать и попадаться, потерял несколько работ.
1.7.Петр Николаевич Свентицкий - помещик, бывший таможенный чиновник. Хороший, крепкий хозяин. Из следующей волны пострадавших - у него Иван Миронов украл коней.
1.7.1.Иван Миронов украл в результате морального потрясения оттого, что на своем опыте убедился, что совести нет, все можно.
1.7.2.На Свентицкого эпизод с кражей коней произвел не меньшее впечатление, чем на Ивана Миронова эпизод с купоном. Петр Николаевич возненавидел крестьян, принялся притеснять их, и хозяйство у него вмиг перестало быть крепким, т.к. отношение работников тоже поменялось.
1.8.В воровстве Свентицкий обвинил своего молодого кучера Прошку. Прошку посадили в острог на три месяца, после которого он стал лентяем и действительно вором, так что его опять посадили в острог.
1.9.Марья Васильевна (жена владельца фотомагазина) тем временем узнала на улице Митю Смоковникова, вычислила его адрес и место учебы, и рассказала о его преступлении учителю закона божия, Михаилу Введенскому. Тот, имея личную неприязнь к Мите, привел пример про фальшивый купон в качестве назидания на уроке.
1.10.Федор Михайлович устроил разбирательство (сын от всего отперся) и добился, чтобы законоучитель принес перед ним извинения. Побежденный законоучитель решил изменить свою жизнь, постригся в монахи под именем отца Мисаила и получил место ректора семинарии в Поволжье.
1.11.Василий-дворник ушел из Москвы пешком на юг, перебрал несколько занятий и остановился на воровстве и кутежах.
1.12."Между тем Иван Миронов стал ловким, смелым и успешным конокрадом."
В конце концов, он попался, и его на месте преступления забили насмерть крестьяне.
1.13.Убийц судили, приговорили к острогу. Непосредственно убил Степан Пелагеюшкин, у которого Иван Миронов свел двух коней, и Степан получил год острога.
1.14.Пока Степан был в остроге (еще год ему накинули за тюремную драку), у него сгорел дом, умерла жена и, кажется, дети. Выйдя из тюрьмы, он принялся убивать всех подряд.
1.15.Тем временем начинает проявляться другая - положительная - линия причинно-следственных связей. Некая Мария Семеновна, пожилая вдова, простотой и добротой своей жизни, а также чтением Нагорной проповеди так подействовала на некоего хромого портного, что тот сильно поменял свой взгляд на жизнь.
1.16.Петр Николаевич Свентицкий тем временем устроился управляющим в большое поместье. Так как характер его сильно испортился, он постоянно создавал конфликты с крестьянами. Во время одного из таких конфликтов, в свалке он нечаянно застрелил крестьянина, и его самого избили насмерть.
1.17.Убийц судили, двоих приговорили к повешению.
1.18.Хромой портной из п.1.15. вошел в долю к богатым крестьянам, бравшим в аренду землю у помещика, и сдававшим ее в субаренду маленькими участками.
Под воздействием примера Марии Семеновны, портной организовал что-то вроде секты на базе чтения Евангелия - завлек на свою сторону одного из богатых крестьян, Ивана Чуева, да еще много крестьян победнее.
"И стали к портному и к Ивану ходить, и стали понимать, и поняли, и бросили курить, пить, ругаться скверными словами, стали друг другу помогать. И перестали ходить в церковь и снесли попу иконы. И стало таких дворов семнадцать. Всех шестьдесят пять душ."
Важно то, что для пущей веры они почему-то снесли иконы в церковь. Это напугало архиерея, и он позвал на помощь отца Мисаила, для вразумления паствы.
1.19.Отец Мисаил в своей проповеди высказался насчет зловредности совратителей. Под ее воздействием православные собрались, чтобы поколотить сектантов.
В драке Иван Чуев вышиб одному из православных глаз. Чуева судили и приговорили к ссылке. Отец Мисаил стал архимандритом.
1.20.В приволжском городе той губернии жили на летних каникулах студенты: курсистка Турчанинова, студент Тюрин. Вместе с уездным врачом они организовали что-то вроде кружка: обсуждали несправедливость властей, читали запрещенные книжки, ходили к крестьянам
"...развивая среди них теорию социализма вообще и в частности национализации земли".
В ходе суда над убийцами Свентицкого полиция дозналась, что Тюрин ведет беседы с крестьянами. У него был сделан обыск, нашли революционные брошюры, арестовали и увезли в Петербург.
1.21.Турчанинова уехала за Тюриным в Петербург. Ее не допускали к свиданиям с ним во все дни подряд, а допускали только в дни свиданий по расписанию. Попытавшись пожаловаться последовательно жандармскому офицеру, начальнику полиции и министру, и получив отказ, Турчанинова пришла на прием к министру и принялась в него стрелять из револьвера. К счастью, ни разу не попала.
1.22.Тут уже саму Турчанинову арестовали и принялись допрашивать, чтобы раскрыть заговор.
1.23.Степан-убийца из п.1.14. убил семью Марии Семеновны и ее саму. Однако его сильно поразило, что она не сопротивлялась ему перед смертью, а только уговаривала, чтобы он не губил себя. Это произвело на него такое впечатление, что он сдался властям, во всем признался.
1.24.В тюрьме Степан повстречал Ивана Чуева - еще одного духовного восприемника Марии Семеновны (правда, опосредованного), который читал ему Евангелие. Для того, чтобы лучше усвоить новое знание, Степан даже выучился сам читать.
1.25.Чтение его слушали палач Махоркин (осужденный за убийство, но продолжавший регулярно вызываться на работу, т.к. специалистов в этом деле не хватало) и Василий-дворник из п.1.11. Под влиянием Степана Махоркин отказался работать более палачом. Из-за этого казнь двоих убийц Свентицкого откладывалась.
1.26.Тем временем Махин, гимназист из п.1.2, научивший Митю подделывать купон, вырос и стал успешным адвокатом. По служебной обязанности (он был судебным следователем) он много допрашивал Степана и был поражен его душевным состоянием. Махин рассказал об удивительном арестанте на вечере у Еропкиных, и сильно подействовал на воображение девушки, за которой ухаживал. А именно - на Лизу Еропкину.
Лиза Еропкина пожелала раздать свое имение бедным, поделилась своей мыслью с Махиным, тот принялся ее поддерживать и сам увлекся всеми этими высокими стремлениями.
1.27.Вдова убитого Свентицкого, узнав, что казнь двух приговоренных откладывается из-за того, что палач отказывается ее совершать, направила императору телеграмму с просьбой их помиловать.
1.28.Лиза Еропкина, все еще пытающаяся раздать свое имение, поссорилась с отцом, и поехала исповедаться и просить совета у старца в монастыре (решила передать ему все свои деньги, чтобы он поступил с ними, как считает нужным).
Старец, предупрежденный ее отцом, сначала стал было ее переубеждать. Но под воздействием ее искренности он сам переубедился. Не вступая в дискуссию, он просто отказался распоряжаться ее имуществом. Но вскоре изменил жизнь свою собственную - стал затворником, стал читать искренние проповеди, на которые повалил народ.
1.29.Василий, как Робин Гуд, отбирал деньги у богатых и раздавал их бедным. Когда его взяли - на суде смеялся и хвалился своими добрыми делами.
"И защита его была такая веселая, добрая, что присяжные чуть не оправдали его. Приговорили его в ссылку."
1.30.Прославившегося своими проповедями Исидора пригласили выступить в дворцовую церковь. Тот выступил с проповедью, настолько революционной, что сразу после этого его отправили в Суздальский монастырь.
"После беседы с митрополитом и обер-прокурором старичка отправили тотчас же назад в монастырь, но не в свой, а в Суздальский, где настоятелем и комендантом был отец Михаил."
1.31.Прокофий-Прошка из п.1.8. после второй отсидки не исправился. Вновь попался на воровстве, сел в острог, заболел чахоткой.
В лазарете познакомился со Степаном, под его воздействием сильно переменился и умер хорошим человеком.
1.31.Евгений Михайлович, владелец фотомагазина из п.1.4., будучи на грани разорения, получает от своего дворника Василия подарок - 400 рублей (понятно, краденые) - именно столько, сколько надо для спасения от банкротства.
1.33.Про отца Исидора в п.1.30 было сказано, что его перевели в Суздальский монастырь (там я даже дал цитату). Но здесь говорится, что он оказался не просто в монастыре, а в Суздальской тюрьме для отпадших от православия:
"В Суздальской тюрьме содержалось четырнадцать духовных лиц, всё преимущественно за отступление от православия; туда же был прислан и Исидор."
Он принялся вести беседы с настоятелем - отцом Михаилом. Через месяц таких бесед отец Михаил освободил из заключения отца Исидора, еще семерых заключенных, а сам уволился.
"Через месяц Михаил подал бумаги об освобождении, как раскаявшихся, не только Исидора, но и семерых других и сам попросился в монастырь на покой."
1.34.Через десять лет Митя Смоковников, работавший инженером на золотых приисках в Сибири, познакомился со Степаном. Под воздействием разговоров со Степаном он задумался над своей жизнью, помирился с отцом, женился, купил имение и стал жить для народа.
2.В целом, рассказ очень конспективен и лаконичен - ненамного длиннее, чем получился мой пересказ.
3.Любопытно - кажется, крестьяне используют слово "халява" в смысле "красивая женщина":
"У него здесь, в городе, жен, и не таких, как его нехалява, было сколько хочешь."
4.Описание крестьянских разборок. С конокрадами разговор короток - мир присуждает и линчует на месте:
"Только Иван Миронов стал спускаться с горы, на него набросились и повели в деревню. Наутро перед Старостиной избой собралась толпа.
Ивана Миронова вывели и стали допрашивать. Степан Пелагеюшкин, высокий, сутуловатый, длиннорукий мужик, с орлиным носом и мрачным выражением лица, первый стал допрашивать. Степан был мужик одинокий, отбывший воинскую повинность. Только что отошел от отца и стал справляться, как у него увели лошадь. Проработав год в шахтах, Степан опять справил двух лошадей. Обеих увели.
- Говори, где мои кони, - мрачно глядя то в землю, то в лицо Ивана, заговорил, побледнев от злобы, Степан.
Иван Миронов отперся. Тогда Степан ударил его в лицо и разбил нос, из которого потекла кровь.
- Говори, убью!
Иван Миронов молчал, сгибая голову. Степан ударил своей длинной рукой раз, другой. Иван все молчал, только откидывал то туда, то сюда голову.
- Все бей! - закричал староста.
И все стали бить. Иван Миронов молча упал и закричал:
- Варвары, черти, бейте насмерть. Не боюсь вас.
Тогда Степан схватил камень из заготовленной сажени и разбил Ивану Миронову голову."
5.Поведение Степана на суде похоже на чеховского крестьянина из "Злоумышленника" - убийство для него совершенно не повод волноваться:
"- Что ж нам с таким делать? Разорил нас.
- Почему ж другие не били, а вы? - сказал обвинитель.
- Неправда, все били, мир порешил убить, А я только прикончил. Что ж понапрасну мучить.
Судей поразило в Степане выражение совершенного спокойствия, с которым он рассказывал про свой поступок и про то, как били Ивана Миронова и как он прикончил его."
Правда, Л.Н. утверждает, что это спокойствие оттого, что Степану на службе приходилось расстреливать солдата. Но тут он, мне кажется, усложняет. Степан был не единственный убийца - для других крестьян расправа с уличенным конокрадом тоже была не проблема.
6.К п.1.16.: ощущение снежного кома. Лавина злых дел растет по экспоненте, растет масштаб злодеяний, растут проблемы для последующих пострадавших:
"Петр Николаич изменился к народу, и народ изменился к нему. Не прошло и года, как они срубили двадцать семь дубов и сожгли незастрахованную ригу и гумно. Петр Николаич решил, что жить с здешним народом нельзя.
В это же время Ливенцовы искали управляющего на свои именья... Петр Николаич взялся привести всё в порядок и, отдав свое имение в аренду, переехал с женой в дальнюю поволжскую губернию.
...
Толпа надвинулась. Петр Николаич хотел уйти, но его не пускали. Он стал пробиваться. Ружье выстрелило и убило одного из крестьян. Сделалась крутая свалка. Петра Николаича смяли. И через пять минут изуродованное тело его стащили в овраг.
Над убийцами назначили военный суд, и двоих приговорили к повешению."
Все в мире очень-очень хрупко - каждая неправда запускает новые и новые цепные реакции по распространению в мире зла.
7.К п.1.21: мне кажется, здесь Л.Н. дает художественную интерпретацию дела Засулич.
Н.А. Ярошенко. Террористка. 1881 г.
7.1.Цитата:
"Министр принимал в свой обыкновенный час. Он обошел трех просителей, принял губернатора и подошел к черноглазой, красивой, молодой женщине в черном, стоявшей с бумагой в левой руке. Ласково-похотливый огонек загорелся в глазах министра при виде красивой просительницы, но, вспомнив свое положение, министр сделал серьезное лицо.
- Что вам угодно? - сказал он, подойдя к ней.
Она, не отвечая, быстро вынула из-под пелеринки руку с револьвером и, уставив его в грудь министра, выстрелила, но промахнулась.
Министр хотел схватить ее руку, она отшатнулась и выстрелила другой раз. Министр бросился бежать. Ее схватили. Она дрожала и не могла говорить. И вдруг расхохоталась истерически. Министр не был даже ранен."
7.2.Если это действительно намек на дело Засулич, стоит вспомнить некоторые детали:
Архип Петрович Емельянов (псевдоним Боголюбов, род.1852) - народник, занимавшийся хождением в народ, и приговоренный к 15 годам каторги. Летом 1877 г. он содержался в доме предварительного заключения; во время прогулки на дворе он не снял шапки перед Треповым, и за это был высечен розгами. Год смерти и обстоятельства смерти неизвестны (можно сделать вывод, что никто его судьбой после этого розгосечения не интересовался).
Фёдор Фёдорович Трепов - петербургский градоначальник (1812-1889).
Вера Ивановна Засулич (1849 - 1919) - революционерка. Уже в 1869 году ее арестовывают по "нечаевскому делу", потом она кочует по всей России по разным революционным задачам. Вполне возможно, что порка Боголюбова - это только повод выстрелить в чиновника. Ведь, как известно, у революционеров была железная дисциплина (особенно у нечаевцев) - просто так, по порыву души, вряд ли кто-то пошел бы на дело.
Примечательно, что любой человек может попасть на прием к министру. Без какой-либо проверки службой безопасности, обыска на входе и т.п.
Еще один момент - в википедии говорится, что он стреляла в грудь, а вообще по интернету (например, здесь [
http://nbp-info.ru/subs/limonka/142_terror.html]) ходит информация, что стреляла она в пах: "пуля попала в область малого таза".
Суд присяжных оправдал Засулич. Определение: "Нет, невиновна".
Апофеозом законности руководил знаменитый А.Ф.Кони. Понятно, что после такого результата председатель суда попал в немилость: ему предлагали уволиться самостоятельно - он отказался, обходили в наградах, назначали на рассмотрение старые, неинтересные дела. Однако просто уволнять так и не стали, чтобы не нарушать принцип несменяемости судей.
Хотя некоторые изменения предприняли: с того момента нападения на должностных лиц передавались военному суду, а не суду присяжных.
7.2.1.По-моему, для общества история Засулич-Кони послужила чем-то вроде индикатора серьезности отношения власти к судебной реформе: даже для самозащиты Александр II не стал включать свои абсолютные полномочия.
7.3.Для художественной убедительности Л.Н. сделал, что покушение (пусть даже действительно спонтанное) было совершено девушкой не за постороннего человека, а за любимого, а ранений вообще нанесено не было. Мне это напоминает аналогичный случай с О'Генри - история с написанием рассказа "Обращение Джимми Валентайна".
Как эти изменения характеризуют рассказчика, пусть каждый решает сам.
8.К 1.22 - хорошо сказано, как надо читать Евангелие, чтобы верить, что люди - братья:
"Ему открылся общий смысл всего учения в том, что люди - братья и им надо любить и жалеть друг друга, и тогда всем хорошо будет. И когда он слушал, то воспринимал, как что-то забытое и знакомое, все, что подтверждало общий смысл этого учения, и пропускал мимо ушей то, что не подтверждало его, приписывая это своему непониманию."
9.Отличная формулировка крестьянского атеизма (впрочем, ее высказывает еще дядя Ерошка в "Казаках"):
"- Что-то не видать его; я, брат, не верю, - думаю, помрешь - трава вырастет. Вот и вся."
10.В примечаниях сказано, что повесть неотделана и обрывается неожиданно, на начале главы. Но это совсем не чувствуется - у нее и не было ни кульминации, ни развязки, так что ее можно обрывать на любом месте.