Лев Толстой играет в городки в своей усадьбе "Ясная Поляна". 1909 год. С фотографии В. Г. Черткова
(Два брата и золото; Ильяс; Где любовь, там и бог; Свечка; Сказка об Иване-дураке и его двух братьях)
Толстой Л.Н. Два брата и золото
1.Рассказ написан в конце февраля 1885 года. Опубликован в начале 1886 года.
2.1.Недалеко от Иерусалима жили-были два брата, Афанасий и Иоанн. Монашествовали, работали бесплатно, а жили подаянием. Каждое воскресенье их за такую жизнь благословлял ангел. Однажды оба брата нашли золото: Иоанн отпрыгнул и убежал.
Н.А.Ярошенко. Иерусалим. 1896
2.2.А Афанасий взял золото, переселился в город и понаделал добра (три месяца занимался этим делом):
"И прожил Афанасий в городе три месяца, построил в городе три дома: один дом - приют для вдов и сирот, другой дом - больница для хворых и убогих, третий дом - для странников и нищих. И нашел Афанасий трех благочестивых старцев, и одного поставил над приютом, другого - над больницей, а третьего - над странноприимным домом. И осталось еще 3000 золотых монет у Афанасия. И отдал он каждому старцу по тысяче, чтобы на руки раздавать бедным. И стали наполняться народом все три дома, и стали люди хвалить Афанасия за все то, что он сделал. И радовался на это Афанасий, так что и не хотелось ему уходить из города. Но любил Афанасий брата своего и, распрощавшись с народом, не оставив себе ни одной монеты, в той же старой одеже, в какой он пришел, в той же и пошел назад к своему жилищу."
2.3.И только он подумал собой возгордиться, как явился ему ангел, который их обычно по воскресеньям благословлял, и строго ему выговорил:
"- Иди отсюда. Ты недостоин жить с братом твоим. Один прыжок брата твоего стоит дороже тех твоих дел, которые ты сделал золотом твоим.
И стал Афанасий говорить о том, сколько бедных и странных он накормил, сколько сирот призрел. И ангел сказал ему:
- Тот дьявол, который положил это золото, чтобы соблазнить тебя, научил тебя и словам этим."
2.4.Афанасий покаялся, и только тогда его простили:
"Тогда отстранился ангел с дороги и открыл ему путь, на котором уже стоял Иоанн, ожидая брата. И с тех пор Афанасий не поддавался соблазну дьявола, рассыпавшего золото, и познал, что не золотом, а только трудом можно служить богу и людям.
И стали братья жить по-прежнему."
3.Впечатление от рассказа: какая-то нечеловеческая логика. Очень трудно догадаться, в чем можно упрекнуть Афанасия (правда, были у него элементы гордости собой - может, за это?). В примечаниях к этому рассказу написано:
"В письме от 30-31 марта 1885 года Чертков прислал Толстому подробный отзыв о рассказе. Ссылаясь на впечатление, какое он произвел на крестьян - кучеров и мастеров, когда был прочитан им вслух, Чертков писал, что в рассказе «чего-то существенного недостает»: у читателя неизбежно возникает симпатия к Афанасию, который на случайно найденные деньги стал творить добрые дела, а истратив все, ушел из города в той же старой одежде, ничем для себя не воспользовавшись. Суровый приговор ангела становится непонятным, как непонятен и ужас другого брата перед найденным случайно золотом. В ответном письме от начала апреля Толстой сообщил Черткову, что «немного поправил» рассказ в связи с его замечаниями (см. т. 85, с. 159-162)."
Иными словами, это текст рассказа, уже поправленный в связи с аналогичными замечаниями. В оригинале он, надо думать, еще непонятнее.
Толстой Л.Н. Ильяс
1.Рассказ написан во втоой половине марта 1885 года в Крыму, после чего несколько раз исправлялся. Издан уже в 1886 году.
2.В Уфимской губернии жил Ильяс, башкирин. Хорошо и много трудился, и развился из бедняка в богача с большими стадами.
3.Правда, в семье счастья не было: один сын был убит в драке, дочь умерла, другой сын с женой отделились и уехали неведомо куда.
4.Со временем удача от Ильяса отвернулась - падеж скота, нападения бандитов, неурожаи, да и сил в старости стало меньше. Стал старик Ильяс с женой работать у соседа, Мухамедшаха.
5.Однажды гости Мухамедшаха расспросили Ильяса, что он думает о своем прежнем житье и нынешнем. Ильяс и его жена ответили, что теперь, в бедности и посильной работе, нашли они счастье, которого не было, когда они были богаты и в заботах:
"А Ильяс сказал:
- Не смейтесь, братцы, не шутка это дело, а жизнь человеческая. И мы глупы были с старухой и плакали прежде, что богатство потеряли, а теперь бог открыл нам правду, и мы не для своей утехи, а для вашего добра вам ее открываем.
И мулла сказал:
- Это умная речь, и все точную правду сказал Ильяс, это и в Писании написано.
И перестали смеяться гости и задумались."
Толстой Л.Н. Где любовь, там и бог
1.Написан во второй половине марта 1885 года. В начале июня опубликован.
2.Один сапожник, Мартын Авдеич, похоронил жену и сына, и нашел утешение в чтении Евангелия. Однажды во время благочестивых размышлений ему почудился голос свыше:
"- Мартын, а Мартын! смотри завтра на улицу, приду."
3.Назавтра Мартын весь день был в ожидании чудесного гостя. Сверхъестественных гостей не было, но в процессе ожидания Мартын напоил чаем, накормил и утешил, кого мог, из обычных людей, проходивших мимо его каморки.
4.А вечером голос прошептал ему на ухо, что эти люди и были обещанные гости:
"И понял Авдеич, что не обманул его сон, что, точно, приходил к нему в этот день Спаситель его и что, точно, он принял его."
5.Общий вывод: у всех этих рассказов: "Ильяс", "Чем люди живы", "Где любовь, там и бог" - как и идущих далее, очень чувствуется адресат: слабограмотный читатель из простого народа, либо школьник.
И действительно, рассказы очень нравственны, очень полезны, и очень хорошо, что они есть в русской литературе. Я не берусь утверждать, что из-за них революция произошла на пару месяцев позже, но их благотворное воспитывающее действие на простонародье несомненно.
Толстой Л.Н. Свечка
1.Рассказ написан в конце мая 1885 года. Под влиянием редактора Черткова концовка была изменена для публикации 1886 года. Однако в том же году в следующей публикации была восстановлена первоначальная концовка.
2.Дело было еще при крепостном праве ("при господах"). В господском имении приказчик Михаил Семеныч затерроризировал всю деревню: издевался над селянами, увеличил барщину, заставил дополнительно работать на кирпичном заводе.
3.Мужики уже начали сговариваться его убить, да уговор сорвал Петр Михеев, смирный мужик - убедил всех, что надо смириться.
4.И когда приказчик велел мужикам на Христов праздник выйти на работу - Михеев и тут не дал уговориться об убийстве. Хотя самый злой из мужиков - Василий Минаев, грозился, "чтоб у него пузо лопнуло и утроба вытекла".
Но Петр и им не дал бунтовать, и сам вышел на работу безропотно, только свечку на соху поставил ради праздника, да песни распевал при работе.
5.Когда староста доложил о поведении Петра приказчику - тот погрустнел, стал вздыхать и стонать, и вскоре умер, причем как раз пропоров пузо:
"Проехал всю деревню приказчик, подъехал к другим выездным воротам. Ворота заперты, а сам с лошади отворить не может. Покликал, покликал приказчик, чтоб ему отворили, никого не докликался. Слез сам с коня, отворил ворота и стал в воротищах опять садиться. Вложил ногу в стремя, поднялся, хотел на седло перекинуться, да испугалась лошадь свиньи, шарахнулась в частокол, а человек был грузный, не попал на седло, а перевалился пузом на частокол. Один был только в частоколе кол, завостренный сверху, да и повыше других. И попади он пузом прямо на этот кол. И пропорол себе брюхо, свалился наземь.
Приехали мужики с пахоты; фыркают, нейдут лошади в ворота. Поглядели мужики - лежит навзничь Михаил Семеныч, руки раскинул, и глаза остановились, и нутро все на землю вытекло! и кровь лужей стоит, - земля не впитала.
Испугались мужики, повели лошадей задами, один Петр Михеич слез, подошел к приказчику, увидал, что помер, закрыл ему глаза, запряг телегу, взвалил с сыном мертвого в ящик и свез к барскому дому.
Узнал про все дела барин и от греха отпустил мужиков на оброк.
И поняли мужики, что не в грехе, а в добре сила божия."
6.Это будет посильнее "Брата-2":
"И попади он пузом прямо на этот кол. И пропорол себе брюхо, свалился наземь. ... И поняли мужики, что не в грехе, а в добре сила божия."
Воистину, добро побеждает.
Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах
1.Сказка была написана в октябре 1885 года, опубликована в 1886 году.
2.Три сына имеют таланты и наклонности соответственно своим именам: Семен-воин служит, Тарас-брюхан по купеческой линии развивается, а Иван-дурак с сестрой живут у отца и просто работает по земле. Да еще и при случае братьям материально помогает - у тех не получается самим прожить.
3.Дьявол с тремя сыновьями взялись рассорить Ивана с братьями, заодно и разорить всех. Сначала за дело взялись чертенята: братьев легко разорили, но на этом успехи и кончились. В борьбе с Иваном все трое чертенят были посрамлены: попадались в плен, для освобождения вынуждены были рассказать ему по одному волшебному секрету, после чего все равно гибли (потому что Иван, отпуская их на волю, приговаривал: "С богом" - а это их уничтожало). После этого Иван помог своим братьям стать царями. А вскоре и сам стал царем - вылечил царскую дочь от болезни, стал царским зятем, а после смерти старого царя-отца унаследовал престол.
4.Иван-царь продолжал работать, и жену-царевну приучил:
"Подумала, подумала жена Иванова, а она тоже дура была.
- Что же мне, - говорит, - против мужа идти? Куда иголка, туда и нитка.
Посняла царское платье, положила в сундук, пошла к девке немой работе учиться. Научилась работать, стала мужу подсоблять."
5.Армия и суд были упразднены, в Ивановом царстве наступил анархокоммунизм:
"И ушли из Иванова царства все умные, остались одни дураки. Денег ни у кого не было. Жили - работали, сами кормились и людей добрых кормили."
6.Наконец, в дело попытался вмешаться дьявол лично: организовал вторжение тараканского царя. Население Иванова царства не сопротивлялось, в результате завоеватели морально разложились и сами разбежались:
"Походили, походили солдаты, видят - нет войска; а все народ живет, кормится и людей кормит, и не обороняется, и зовет к себе жить.
Скучно стало солдатам, пришли к своему тараканскому царю.
- Не можем мы, - говорят, - воевать, отведи нас в другое место; добро бы война была, а это что - как кисель резать. Не можем больше тут воевать.
Рассердился тараканский царь, велел солдатам по всему царству пройти, разорить деревни, дома, хлеб сжечь, скотину перебить.
- Не послушаете, - говорит, - моего приказа, всех, - говорит, - вас расказню.
Испугались солдаты, начали по царскому указу делать. Стали дома, хлеб жечь, скотину бить. Все не обороняются дураки, только плачут. Плачут старики, плачут старухи, плачут малые ребята.
- За что, - говорят, - вы нас обижаете? Зачем, - говорят, - вы добро дурно губите? Коли вам нужно, вы лучше себе берите.
Гнусно стало солдатам. Не пошли дальше, и все войско разбежалось."
7.Тогда дьявол попытался внедрить в анархическом царстве деньги:
"Так и ушел старый дьявол - не пронял Ивана солдатами.
Оборотился старый дьявол в господина чистого и приехал в Иванове царство жить: хотел его, так же как Тараса-брюхана, деньгами пронять.
- Я, - говорит, - хочу вам добро сделать, уму-разуму научить. Я, - говорит, - у вас дом построю и заведенье заводу.
- Ну что ж, - говорят, - живи.
Переночевал господин чистый и наутро вышел на площадь, вынес мешок большой золота и лист бумаги и говорит:
- Живете вы, - говорит, - все, как свиньи, - хочу я вас научить, как жить надо. Стройте мне, - говорит, - дом по плану по этому. Вы работайте, а я показывать буду и золотые деньги вам буду платить.
И показал им золото. Удивились дураки: у них денег в заводе не было, а они друг дружке вещь за вещь меняли и работой платили. Подивились они на золото.
- Хороши, - говорят, - штучки.
И стали господину за золотые штучки вещи и работу менять. Стал старый дьявол, как и у Тараса, золото выпускать, и стали ему за золото всякие вещи менять и всякие работы работать. Обрадовался старый дьявол, думает: “Пошло мое дело на лад! Разорю теперь дурака, как и Тараса, и куплю его с потрохом со всем”. Только забрались дураки золотыми деньгами, роздали всем бабам на ожерелья, все девки в косы вплели, и ребята уж на улице в штучки играть стали. У всех много стало, и не стали больше брать. А у господина чистого еще хоромы наполовину не отстроены и хлеба и скотины еще не запасено на год, и повещает господин, чтоб шли к нему работать, чтоб ему хлеб везли, скотину вели; за всякую вещь и за всякую работу золотых много давать будет.
Нейдет никто работать и не несут ничего."
7.1.(комментарий) Вообще-то индейцев такая стратегия привела к вымиранию - белые люди вытеснили их в резервации. Дуракам повезло, что дьявол не стал размножаться. Но надо помнить, что дуракам везет только в сказках.
8.Тогда дьявол решил их научить умственному труду:
" - Затем я себя и мучаю, что я вас, дураков, жалею. Кабы я себя не мучал, вы бы век дураками были. А я головой поработал, теперь и вас научу.
Подивился Иван.
- Научи, - говорит, - а то другой раз руки уморятся, так их головой переменить.
И обещался дьявол научить.
И повестил Иван по всему царству, что проявился господин чистый и будет всех учить, как головой работать, и что головой можно выработать больше, чем руками, - чтоб приходили учиться.
Была в Ивановом царстве каланча высокая построена, и на нее лестница прямая, а наверху вышка. И свел Иван туда господина, чтобы ему на виду быть.
Стал господин на каланчу и начал оттуда говорить. А дураки собрались смотреть. Дураки думали, что господин станет на деле показывать, как без рук головой работать. А старый дьявол только на словах учил, как не работамши прожить можно.
Не поняли ничего дураки. Посмотрели, посмотрели и разошлись по своим делам.
Простоял старый дьявол день на каланче, простоял другой - все говорил. Захотелось ему есть. А дураки и не догадались хлебца ему на каланчу принесть. Они думали, что если он головой может лучше рук работать, так уж хлеба-то себе шутя головой добудет. Простоял и другой день старый дьявол на вышке - все говорил. А народ подойдет, посмотрит-посмотрит и разойдется. Спрашивает и Иван:
- Ну, что господин, начал ли головой работать?
- Нет еще, - говорят, - все еще лопочет.
Простоял еще день старый дьявол на вышке и стал слабеть; пошатнулся раз и стукнулся головой об столб. Увидал один дурак, сказал Ивановой жене, а Иванова жена прибежала к мужу на пашню.
- Пойдем, - говорит, - смотреть: говорят, господин зачинает головой работать.
Подивился Иван.
- Ну? - говорит.
Завернул лошадь, пошел к каланче. Приходит к каланче, а старый дьявол уж вовсе с голоду ослабел, стал пошатываться, головой об столбы постукивать. Только подошел Иван, спотыкнулся дьявол, упал и загремел под лестницу торчмя головой - все ступеньки пересчитал.
- Ну, - говорит Иван, - правду сказал господин чистый, что другой раз и голова затрещит. Это не то что мозоли, от такой работы желваки на голове будут.
Свалился старый дьявол под лестницу и уткнулся головой в землю."
8.1.(комментарий) Тут уже отрицание умственного труда доведено до предела, до нигилизма. Мне кажется, писателю-романисту даже и не к лицу такие высказывания.
9.После этого дьявол пропал и у дураков началась жизнь вообще райская:
"Живет Иван и до сих пор, и народ весь валит в его царство, и братья пришли к нему, и их он кормит. Кто придет, скажет:
- Корми нас.
- Ну что ж,- говорит,- живите - у нас всего много.
Только один обычай у него и есть в царстве: у кого мозоли на руках - полезай за стол, а у кого нет - тому объедки."10.В целом рассказ выглядит манифестом и евангелием анархизма.
11.(комментарий) У американского писателя-фантаста Уильяма Тенна есть любопытный рассказ "Нулевой потенциал", который можно считать развитием либо пародией сказки Л.Н.
11.1.(комментарий) Сюжет, вкратце: после второй атомной войны американские медики и статистики во время планового обследования населения обнаружили Джорджа Абнего - идеального среднего гражданина США. Этот Джордж Абнего в точности соответствовал всем среднеамериканским параметрам - от роста до количества детей, и был, так сказать, выдающейся посредственностью.
11.2.(комментарий) На забавный парадокс обратили внимание газеты, а затем и население. У него возникли свои фанаты, и когда его выставили кандидатом в президенты на выборы - население проголосовало за Абнего, баллотировавшимся под лозунгом "Назад, к норме, с нормальным человеком".
11.3.(комментарий) Тут я дам несколько цитат. Вот начало правления Абнего:
"Абнего избегал каких бы то ни было решений, пока это было возможно. Когда же уйти от решения было нельзя, он принимал его исключительно на основе прецедентов. Он редко высказывался на актуальные темы и никогда не брал на себя никаких обязательств. Разговаривать он любил лишь о своей семье.
"Как напишешь памфлет против пустого места?" - жаловались многие оппозиционные публицисты и карикатуристы в первые годы абнегистской революции, кольца во время предвыборных кампаний кое-кто все еще пытался выступать против Абнего. Снова и снова Абнего пытались спровоцировать на какое-нибудь нелепое заявление или признание, но без всякого успеха. Абнего был просто не способен сказать что-нибудь такое, что большинство населения сочло бы нелепым.
Кризисы? Но каждому школьнику было известно, что Абнего однажды сказал: "Знаете, я заметил, что даже самый сильный лесной пожар рано или поздно выгорит. Главное - не волноваться". Он привел людей в мир пониженного кровяного давления. И после многих лет созидания и разрушения, лихорадки и конфликтов, нараставших забот и душевных мук они свободно вздохнули и преисполнились тихой благодарности."
11.4.(комментарий) Более того, когда через несколько десятилетий Америку заново переоткрыли европейцы и обнаружили тихое сонное царство - они также подпали под обаяние такого образа жизни:
"Народы Европы, жившие среди радиоактивных развалин, оставленных современной войной, с благоговением внимали проповеди Фуффника. Их зачаровывала картина мирной монотонности, существовавшей в Соединенных Штатах, и не интересовал академический анализ ее сущности. Сущность же эта состояла в том, что правящая группа, сознавая свою "неисключительность", избегала бесконечных конфликтов и трений, вызываемых необходимостью доказывать собственное превосходство, и волей-неволей стремилась как можно быстрее загладить любые серьезные разногласия, так как обстановка напряжения и борьбы грозила создать благоприятные возможности для творчески настроенных, энергичных людей.
Кое-где все еще оставались олигархии и правящие классы; в одной стране еще пользовалась влиянием древняя религия, в другой - народ продолжали вести за собой талантливые, мыслящие люди. Но проповедь уже звучала в мире. Среди населения появились шаманы - заурядные на вид люди, которых называли абнегами. Тираны убедились в том, что истребить этих шаманов невозможно: они избирались не за какие-нибудь особые способности, а просто потому, что они представляли средний уровень любого данного слоя людей; оказалось, что, пока существует сам этот слой, у него остается и середина. Поэтому философия абнегов, несмотря на кровопролития, распространялась и крепла. Оливер Абнего, который стал первым президентом мира, был до этого президентом Абнего VI Соединенных Штатов Америки. Его сын в качестве вице-президента председательствовал в сенате, состоявшем в основном из его дядей, двоюродных братьев и теток. Они и их многочисленные потомки жили в простоте, лишь немногим отличавшейся от условий жизни основателя их династии."
11.5.(комментарий) Мне кажется, даже по стилю это повествование похоже на сказку Л.Н. - мы наблюдаем толстовского Ивана-дурака-царя в его развитии. Но это еще не конец - сюжет у Уильяма Тенна продолжает неторопливо раскручиваться:
"Когда вскоре после этого иссякли запасы нефти, люди с полной невозмутимостью перешли на уголь.
...
Выдающимся явлением культуры этого периода были точно зарифмованные и безукоризненно ритмичные стихи, посвященные довольно абстрактным красавицам и неопределенным прелестям супруг или возлюбленных. Если бы давным-давно не исчезла антропология, то можно было бы установить, что появилась удивительная тенденция ко всеобщему единообразию в строении скелета, чертах лица и пигментации кожи, не говоря уже об умственном и физическом развитии и индивидуальности. Человечество быстро и бессознательно сводилось к среднеарифметическому уровню.
...Примерно в это же время человек, истощив запасы угля, вернулся в обширные, вечно возобновляющиеся и неистощимые леса."
11.6.(комментарий) А вот и развязка. Вот теперь - точно конец:
"Царство "гомо абнегус" длилось четверть миллиона лет. В конце концов оно пало, покоренное собаками ньюфаундлендами. Эти животные уцелели на одном из островов Гудзонова залива после того, как еще в ХХ веке затонуло везшее их грузовое судно.
Эти крепкие и умные собаки, силой обстоятельств вынужденные в течение нескольких сотен тысячелетий довольствоваться обществом друг друга, научились говорить примерно таким же образом, как научились ходить обезьяны - предки человека, когда внезапное изменение климата истребило деревья, служившие им исконным обиталищем, то есть просто от скуки. Наделенные разумом, обостренным трудностями жизни на суровом острове, обладающие фантазией, побуждаемые к действию холодом, эти овладевшие членораздельной речью твари построили в Арктике замечательную собачью цивилизацию, а потом устремились на юг, чтобы поработить, а затем и приручить человечество.
Приручение состояло в том, что собаки разводили людей ради их умения бросать палки и другие предметы (выделение мое - Н.М.; см. также фото вверху данного поста): приносить их стало видом спорта, все еще популярным среди новых властелинов планеты, хотя часть наиболее эрудированных индивидуумов была склонна к сидячему образу жизни. Особенно высоко пенилась порода людей с невероятно тонкими и длинными руками; однако часть собак предпочитала более коренастую породу, у которой руки были короткие, но крайне мускулистые. Время от времени благодаря рахиту выводились любопытные особи с настолько гибкими руками, что они казались почти лишенными костей. Разведение этой разновидности, любопытной как с научной, так и с эстетической точек зрения, обычно осуждалось как признак упадочнических склонностей хозяина и порча животных. Со временем собачья цивилизация, конечно, создала машины, способные бросать палки дальше, быстрее и чаще, чем люди. После чего, если не считать самых отсталых собачьих общин, человек исчез с лица Земли."
11.7.(комментарий) Вот, пожалуй, окончательный вердикт утопии дураков.