Фрэнсис Бэкон. Эссе-4

Mar 18, 2011 23:28

 Фрэнсис Бэкон. Эссе (электронная версия)

29.Ф.Бэкон дает и еще рекомендации по развитию "воинского духа" у населения.
29.1.Некоторые мне кажутся абсурдными:
"Несомненно, сидячая жизнь и тонкие ремесла (требующие скорее ловкости в пальцах, нежели силы в руках) по природе своей противоположны воинственному духу. А все воинственные народы вообще несколько склонны к праздности и опасности любят больше, чем труд. Да они и не должны быть к нему чрезмерно принуждаемы, если надобно сберечь их силу. Поэтому большим преимуществом древних государств -- Спарты, Афин, Рима и других -- был труд рабов, которые обычно и занимались подобными ремеслами. Это, однако, христианским законом почти повсеместно отменено. Остается в таком случае предоставить эти ремесла чужеземцам (коих для этого надлежит с большей легкостью принимать в свою среду), а коренным жителям простого звания оставить три занятия: хлебопашество, услужение по найму и те ремесла, кои воспитывают силу и мужество, как-то: ремесло каменщика, кузнечное и плотничье дело, и др., не считая солдатского."
29.2.Другие - слегка аморальными, но очень интересными:
"Заметим, кстати, что государству надлежит иметь такие законы и обычаи, которые предоставляли бы справедливые (или могущие быть названы таковым) поводы к войне. Ибо люди по врожденному чувству справедливости не вступают в войну (отчего происходит множество бедствий), если нет к тому хоть сколько-нибудь благовидных предлогов. У турок таким удобным предлогом к войне служит распространение их веры; этот предлог всегда у них под рукой. ... Пусть нации, стремящиеся к величию, будут, во-первых, чувствительны к обидам, кому бы они ни были нанесены -- пограничным жителям, купцам или посланникам, и не сносят бесчестье безропотно. Во-вторых, пусть постоянно будут готовы не медля прийти на помощь союзникам..."
29.2.1.Вообще, мне кажется, что Ф.Бэкон в глубине души был убежденным макиавеллистом. Иногда он вслух высказывает, что Макиавелли в том или ином вопросе прав (хотя при этом частенько добавляет, что мнение Макиавелли "возмутительно"). Иногда он высказывает де-факто такие же мнения, но уже от себя. А иногда даже ухитряется перещеголять его. Например, он говорит, что искренний атеист никогда не объявил бы себя атеистом в религиозной стране, т.к. атеисту должно быть без разницы, к какой вере себя причислить на словах:
"И более того, заметьте, что безбожники стремятся иметь учеников, как это принято и в других сектах, и, что самое важное, среди них есть такие, которые и пострадают за безбожие, и не отрекутся; в то время как если бы они действительно думали, что такого явления, как Бог, не существует, то чего ради им беспокоиться?"
30.В одном вопросе Ф.Бэкон моральнее Т.Мора (хотя в большинстве вопросов Т.Мор симпатичнее):
"Что же касается войн, некогда ведшихся в интересах какой-либо партии или из стремления навязать повсюду свой строй, то им трудно найти оправдание. Такова была война римлян за свободу Греции; войны лакедемонян и афинян за создание или свержение демократий и олигархий; или когда войны велись иноземцами под предлогом защиты или борьбы за справедливость, ради освобождения чужих подданных из-под ига тиранов, и тому подобное."
Как мы помним, у Т.Мора прекрасная Утопия регулярно вела именно такие войны.
31.Интересный факт:
"Именно мощь постоянной армии (хотя это и немалый расход) заставляет всех соседей слушаться или по крайней мере прислушиваться, как это мы видим на примере Испании, где постоянная армия существует вот уже много десятилетий подряд."
Оказывается, только у Испании в то время была постоянная армия.
32.Решительно говорит о необходимости господства на море. Я не так давно прочитал Мэхэна и Коломба, так что с ним полностью согласен:
"Господство на морях имеет для королевства первостепенное значение."
"Одно, во всяком случае, верно: господствующий на море действует с полной свободой и распоряжается войной по своему усмотрению, тогда как имеющие перевес на суше часто, несмотря на это, попадают в беду."
33.Очаровательный рассказ (говорит о предсказаниях):
"Во времена моего детства, когда королева Елизавета была в расцвете лет, в большом ходу было следующее предсказание:
"Как выйдет вся пенька,
Так и Англии конец".
Это толковали так: после царствования государей, у которых начальные буквы имен составляют слово "пенька"[Т. е. "hempe" -- Henry, Edward, Mary, Philip, Elizabeth], в Англии настанет величайшая смута; однако, благодарение Богу, дело ограничилось изменением в титуле короля, который именуется ныне королем не Англии, а Великобритании."
34.О пророчествах - очень здравое суждение, под которым и сейчас можно подписаться. Почему они сбываются:
34.1.Людям свойственно замечать только сбывшиеся предсказания.
34.2.Иногда люди облекают в форму пророчеств вполне рационально сделанные предсказания.
34.3."Последняя и главная причина состоит в том, что почти все эти бесчисленные пророчества суть не что иное, как обман, порождения праздных или лукавых умов, сочиненные уже после события."
35.Встретил упоминание о России - по-моему, единственное в его тексте:
"А в России бывает, что монахи из покаяния просиживают всю ночь в бочке с водой, покуда совсем не обледенеют."
Показателен повод, по которому Россию вспомнили.
36.Опыт о ростовщичестве любопытен.
36.1.Очень дельно говорит, что несмотря на все плохие качества, оно неизбежно и даже необходимо в экономике, а значит, всегда будет.
"Вот почему все толки об уничтожении ростовщичества являются праздными. Всегда и всюду оно было -- не в одном, так в другом виде. Так что с этим замыслом надо отправляться в Утопию."
36.2.Ф.Бэкон предлагает ввести две ставки процента - для купцов и для населения. Причем для купцов он предлагал, чтобы процент был выше, чем для населения. В общем, дело хорошее, но он предлагал установить процентные ставки принудительно (причем в обоих случаях сделать их ниже, чем нынешние рыночные), что, как мне кажется, неразумно.
37.Посвящает отдельные главы детальному описанию оптимального королевского сада и королевского дворца.
38.Говорит о приближенных:
"Свита не должна обходиться дорого, иначе, удлиняя хвост, укоротишь себе крылья. Дорогими считаю я не только тех, кто обременяет кошелек, но и тех, кто докучает просьбами."
39.Интересно говорит о похвале:
"Некоторые похвалы исходят из благих пожеланий и почтения, и это такая форма, в которой подобает из вежливости обращаться к государям и великим людям, "laudando praecipere"["Восхваляя наставлять" (лат.).]; когда говорят людям, каковы они есть, указывают, какими они должны быть."
40.Рассуждает о почестях:
"Чтобы избежать зависти, пагубной для доброй славы, лучше всего заявлять, что целью ваших стремлений является не слава, но единственно лишь служение, и приписывать ваши успехи более божественному промыслу и удаче, нежели собственным вашим достоинствам или образу действий."
Этот совет, кстати, у него проходит лейтмотивом - всегда свои достижения приписывать случаю и удаче, и никогда не хвалиться выдающимся умом, храбростью и т.п. Во-первых, очень полезно, чтобы тебя считали удачливым. Во-вторых, если похваляться своей мудростью - вызовешь зависть.
41.В рассуждениях о гневе говорит, как мне кажется, весьма дельные вещи:
"Чтобы сдержать гнев и не допустить беды, даже если человек уже в гневе, нужно обратить особое внимание на два обстоятельства, с которыми надо быть особенно осторожным. Первое, не допускать чрезвычайной ожесточенности выражений, особенно если они будут ядовиты и крепки; ибо "communia maledicta"["Обычные проклятия" (лат.)] есть многозначительное ничто; и еще, чтобы в припадке гнева не раскрыть секретов, ибо это ставит человека вне общества. Второе, нельзя в припадке гнева бесповоротно ломать какое-либо дело; и как бы вы ни выражали свою горечь, не делайте ничего, чего нельзя было бы поправить."
42.Любопытные замечания про огнестрельное оружие. Про тысячелетнее изобретение пороха в Китае я уже слышал, а вот про то, что с ним столкнулся Александр Македонский в Индии - еще нет:
"Что касается оружия, то здесь трудно привести какое-либо общее правило; однако и тут мы видим превратности и чередования. Известно, например, что огнестрельное оружие применялось в Индии и что именно его македонцы называли громом и молнией или колдовством. И мы знаем также, что в Китае огнестрельное оружие было известно более двух тысячелетий назад."

Новая Атлантида
43.Это фрагмент повести - разновидности утопии. Написан в 1623 году (одновременно с "Городом Солнца" Кампанеллы). Фрагмент был издан в 1627 году, а повесть до конца так и не была дописана.
44.Как я понимаю, это научная утопия. На процветающем острове в Тихом океане есть тысячелетнее учреждение - "Соломонов дом", которое обладает огромной властью и тратит ее на усердные научные эксперименты и изыскания.
45.Забавная нестыковка:
45.1.В момент обнаружения острова он описывается как плоская:
"Поэтому направили мы наш корабль туда, где всю ночь виднелось это подобие земли, а на рассвете ясно увидели, что это и была земля -- плоская на вид и весьма лесистая, отчего казалась темнее."
45.2.В похвальбе ученого из Соломонова дома звучит упоминание о горах высотой в две с половиной мили с башнями в полмили на вершине:
"Есть у нас высокие башни; самые высокие из них достигают полумили, а некоторые выстроены на высоких горах; так что если прибавить еще и высоту горы, то в самой высокой из башен будет не менее трех миль."
46.В качестве научных достижений есть и такое:
"Из гнили выводим мы различные породы змей, мух и рыб, а из них некоторые преобразуем затем в более высокие виды живых существ, каковы звери и птицы; они различаются по полу и производят потомство. И это получается у нас не случайно, ибо мы знаем заранее, из каких веществ и соединений какое создание зародится."

философия, Фрэнсис Бэкон, англия, XVII век

Previous post Next post
Up