Когда-то я хотела стать олимпийский чемпионкой по плаванию. И я тренировалась, как проклятая. Во время одной из тренировок, которая была не в бассейне, а на суше, ко мне подошла девочка лет пяти. Она посмотрела на мою спину - футболка была мокрой от пота. Потом посмотрела на моё лицо - пот тёк ручьём. Я поймала её взгляд и улыбнулась.
- Это ведь очень сложно? - робко спросила она.
- Да, сложно, - не переставая улыбаться ответил я. - Но это очень здорово!
Она тоже заулыбалась и побежала что-то шептать маме.
Когда я была маленькой, у меня тоже была бабушка. Вспоминая её, первым делом в голову приходит ванна, в которую набирают побольше воды, чтобы я могла поплавать. Я очень любила плескаться, причём мне было абсолютно всё равно, холодная вода или нет, и я всегда всех просила посмотреть, как хорошо я плыву в этой казавшейся огромной ванне. Взрослых это, конечно, забавляло, но кажется мне, что именно тогда бабушка начала шептать родителям, что меня надо отвести в бассейн. Но родители не спешили...
Папа, понимая и разделяя мою любовь к воде, всегда брал меня с собой, выбираясь на какое-нибудь водное пространство. Помню, мы плавали на лодке или катамаране по маленькому пруду, заплывали на его середину, он спрыгивал в воду и я прыгала за ним, держась за бортик нашего транспортного средства. Я болтала ногами, плескалась, иногда отпуская лодку, и у меня никогда не возникало страха утонуть.
- Плывёшь, окунёк? - спрашивал папа.
- Плыву! - гордо отвечала я.
Поскольку такие вылазки были крайне редкими и недолгими, меня всё же отвели в бассейн. У папы, конечно же, оказался друг-музыкант, который в своей обычной жизни работал тренером по плаванию. Когда ему сказали, что я не умею плавать, он растерялся: "У меня спортивная группа, все плавают на глубине... Ну не знаю, оставляйте". Мне дали большую досочку для рук, я спустила туда, где помельче, и всё. Мне никто не говорил, что делать, вокруг меня плавали ребята, которым я явно мешала, но тогда меня это совершенно не смущало. Смотрела, как плавают другие, и потихоньку, потихоньку, но плавать научилась.
Через какое-то время тренер понял, что плыву я уверенно, и меня пустили для глубину. Событием это для меня не стало, радовало лишь то, что теперь я могу проплывать всю дорожку, а не плескаться на мелководье, мешая другим. В конце первого года плавания у меня случились первые соревнования по плаванию: тогда я плыла почему-то на спине. Вообще довольно смутно их помню. Помню лишь, что было очень много детей, мы все сидели на лавочках, нам было очень холодно, и мы ждали, когда, наконец, нас позовёт тренер, чтобы уже проплыть и пойти греться в тёплый душ. Это было начало лета, время, когда бассейн закрывался на каникулы и профилактику.
Осенью, когда бассейн вновь заработал, я уже вместе с остальными плавала в спортивной группе. Сначала всерьёз меня никто не воспринимал, поскольку я была и младше, и, считай, только пришла. Но вот когда я стала быстрее всех проплывать задания, первыми напряглись девочки. "Ты просто считать не умеешь", - говорили мне они. "Нет, я просто не треплюсь на поворотах", - отвечала я. Тогда мне действительно казалось, что обгоняю я их только потому, что плаваю всё время, не останавливаясь отдышаться или поговорить на развороте. Ну кто тогда задумывался о каких-то победах, рекордах, Олимпиадах? Я плыла и плыла. Когда рассказывали родителям, что сегодня снова всех обогнала, они говорили, что я молодец=) И всё=)
На год я выпала из этой группы, поскольку в школе было объявлено, что мы всем классом идём в бассейн учиться плавать. Я обрадовалась: вот, думаю, научат нормально, а то что я ни как все! Вот сейчас я думаю: нахрена мне это надо было? Но тогда это было забавно: никто плавать не умеет, а я на плещусь на глубине. К тому же, именно на мне тренер, которая учила нас всех плавать, показывала, что и как надо делать.
Потом начался новый сезон, я снова оказалась в спортивной группе. И начала обгонять пацанов. И мне, и родителям, опять бы задуматься, но нет, нет. Хотя они, думаю, понимали, как обстоят дела, но не хотели меня загонять. Тогда подошёл тренер и сказал слова, которые я до сих пор не могу понять: "Ты хорошо плаваешь. А кто хорошо плавает, ходит через день. Каждый день ходят только те, у кого плохо получается". Это, ребята, был пипец. Потому что вот тогда и надо было брать меня и таскать по соревнованиям. Ну нет же, блин, я хорошо плаваю. И я начала забивать. Тренировки-то были в 9 утра, а я - та ещё соня. Нет, я любила бассейн, я очень любила и люблю плавать, но утренние тренировки - это жесть. А потом мне зачем-то нашли репетитора по английскому. И занятия тоже были утром. И в те дни, когда был бассейн. Я часто скулила, что не хочу на английский, и меня надо отвести в бассейн. Если время одно и тоже, то зачем идти туда, где не нравится? И вот в эти дни я особенно отрывалась в бассейне. Когда я приходила туда, у меня буквально очищалась голова ото всего лишнего. Только плыть.
Затем наступила проза жизни: пару лет родители вообще не пускали меня в бассейн. Я ходила на карате, теннис, в изо-студию, занималась ещё какой-то абсолютно ненужной и, что самое главное, совершенно мне не интересной херью. И думала про бассейн...
Летом мы, как обычно, поехали отдыхать. По соседству жила семья с мальчишками-хоккеистами. Летом они должны были, как и все тренирующиеся, ехать на сборы. Но родители уговорили тренеров и взяли ребят с собой. Так вот, чтобы держать их в форме, каждый день ранним утром папа гонял их по округе. Сначала я думала, что это гон. Но как-то совершенно случайно мне не спалось. Я пошла посмотреть, как там погода на улице, может, дойти до реки поплавать? Выглядываю... а там картина маслом: папаша и двое его сыновей отжимаются. "Ваще больные", - подумала я, и моментально вернувшийся сон прервал мои мыли. Тогда я ещё не знала, что будет дальше...
Ближе к осени началась Олимпиада. Вечером, прямо как и сейчас, первый канал показывал сборную солянку олимпиадных событий за день. Папа, как человек интересующийся, смотрел. Мне было совершенно не интересно, но поскольку делать больше ничего не хотелось, я села смотреть с ним. Вот тут всё и случилось. "Здравствуйте, уважаемые телезрители - любители спорта. Начинается наш репортаж из Акватик центра. Сегодня здесь случилось невиданное". Дальше я помню только ключевые слова: Ян Торп, 17 лет, мировой рекорд, олимпийское золото. "Интересно, интересно... а вот обогнала бы я его?" И тогда я решили, что обогнала бы.
Ждать олимпийских заплывов я стала как наркоман. Мне было интересно, что и за сколько плывут, кто из наших the best, но это был очень горький год для нашего плавания. Попов ещё плыл, но уже не так, а больше-то никого и не было. И тогда я решила, что мне надо изменить эту ситуацию. Начала тренироваться дома, сказала родителям, что я бросаю все эти хреновые кружки и иду в бассейн. Они даже не сопротивлялись. Ни о каких спортивных группах я не думала: хотела записаться просто на плавание три раза в неделю, сама буду плавать. Но как-то так всё сложилось... Пришла на собрание по поводу начала нового сезона, мой старый тренер, не раздумывая, снова взял меня к себе в группу, уже на каждый день. И понеслось...
Пока не залили воду в бассейн, мы занимались на суше по три раза в неделю: силовые нагрузки, кросс. Помню, как приходила домой после первых занятий: у меня ноги заплетались, я не могла даже переодеться, потому что руки не поднимались. По-началу тренировки давались тяжело: организм не понимал, что я с ним делаю, но мозг был настроен решительно, и буквально через две недели я летала после двухчасовой нагрузки, ощущая лишь приятную усталость. Воду залили только в начале ноября. Никогда такого не было! Теперь всё было по-взрослому: тренировки каждый день, кроме воскресенья, по три часа. На каникулах - два раза в день: в 8 утра и в 3 дня. И тогда меня уже не смущало, что вообще-то у меня каникулы и надо вставать ещё раньше, чем в школу. Просто я понимала, что хочу на Олимпиаду, что хочу побить все эти рекорды и доказать, что Россия - самая лучшая в олимпийском бассейне. Девочки снова начала тревожно оглядываться, но я соревновалась только с ребятами, ибо надо было догнать и обогнать самого Яна Торпа!
Летом, когда закрылся бассейн, мы снова поехали отдыхать. И тут со мной случилось всё то же самое, от чего меня воротило ещё год назад. Я отсыпалась до 12, а потом тащилась на реку и наматывала метры и километры: туда-сюда, туда-сюда. И мне безумно нравилось всё, что я тогда делала.
В начале осени случилось непредвиденное: у наших друзей заболел сын, который тоже серьёзно занимался спортом. Долго не могли понять, что же такое... После долгих обследований поставили диагноз: рак мозга. В 14 лет. И тут с моей системой ценностей что-то произошло: я поняла, что не нужны медали, если нет здоровья, не нужны рекорды такой ценой. Я ходила в бассейн, я тренировалась, но постоянно задавала себе вопрос: а что будет дальше? Какое у меня будущее в этой стране, если я и побью все эти рекорды? И организм засбоил: я начала болеть. Много и часто. Это была обычная простуда, но не успевала я выздороветь, как заболевала снова. После выздоровления я шла в бассейн, и организм, чувствуя себя после болезни, как ни странно, посвежевшим и отдохнувшим, выдавал результат на дистанции всё лучше и лучше. Я радовалась, но снова заболевала. И тогда я поняла, что это всё не просто так, что мне нужно принять решение. Мама очень боялась, что я всё брошу. Тренер пророчил мне олимпийскую сборную и игры в Пекине. Папа был в другой стране, а мне очень хотелось поговорить с ним обстоятельно по поводу всего этого.
Решилось всё очень просто: мне приснился сон, в котором я сказала папе, что бросаю. Он обнял меня и сказал "Слава Богу!". Проснувшись утром, я сказала маме о своём решении. Сказать, что она была в шоке, ничего не сказать. Стала звонить папе, говорить ему. И тут я вижу, что глаза у неё становятся ещё более удивлёнными: "Папа обрадовался и даже перекрестился по поводу этого радостного события", - сказала она, всё ещё разговаривая с папой, и теперь уже совершенно не понимая, как же реагировать. Тем и кончилось.
Когда я поступила в институт, я практически сразу записалась в бассейн. Потому что, если ходишь в бассейн, не надо ходить на физкультуру. В конце семестра совершенно неожиданно выяснилось, что надо проплыть две дистанции на время. Мне было всё равно, но ходила я с однокурсницей, которая еле держалась на воде, и для неё это был неприятный сюрприз.
- Ну что, девочки, когда поплывёте? - спросила у нас местная тренер, которая почему-то с самого начала нас не полюбила, хотя мы и плавали сами по себе, без её участия.
- Да я сейчас и проплыву, - меланхолично ответила я.
- Одну дистанцию сегодня, а вторую тогда через неделю?
- В смысле? Сразу две проплыву, в чём проблема-то?
- Ой, знаю я это сразу. Только потом не говорите, что у вас результаты не те, и вы не выплыли из времени.
- А время-то какое?
- Надо выплыть из минуты на полтиннике и из двух минут на стольнике.
- Ааааа... - поржала я. - Ну, засекайте.
Конечно, я уже не тренировалась к тому моменту оооооочень долго, но это решительно ничего не изменило. Когда я финишировала, у неё были круглые глаза и она говорила:
- Вот это да! Я такого не видела! А вы в сборную не хотите?
- Нет, в сборную не хочу.
А в марте были соревнования, на которых можно было проплыть всего одну дистанцию с любым результатом, и не ходить весь семестр на физру. Я проплыла штуки четыре. В конце семестра пришла к преподше по физре. Она смотрит на меня, как кот на сметану, и говорит:
- А что вы сейчас пришли? Вы же весь семестр не ходили! Я вам уже двойку поставила!!!
- Я ж в соревнованиях плыла, это же вроде считается?
- В соревнованиях?.. Ну тогда идите в бассейн, пусть там тренер вам справку напишет, где вы участвовали.
Я пошла в бассейн, и там меня с распростёртыми объятьями встречает та самая, которая звала в сборную:
- Ну наконец-то вы пришли! У меня же ваши грамоты, подарки!
- Грамоты? Подарки?
- Ну да, да! Я всё жду, когда вы придёте! А в сборную, в сборную-то не надумали?
- Нет, спасибо, - поблагодарила её и пошла обратно к преподше по физре.
- Ааааа, у вас же грамоты, у вас же места! А я смотрю, фамилия знакомая, меня-то всё после соревнований поздравляли! Давайте зачётку, я вам сейчас всё поставлю. Ну и двойку исправлю, конечно!
Цирк, да и только.
На следующий год я тоже плыла в соревнованиях, и тоже выиграла. И тем последним моим первым местом я почему-то особенно горжусь. Больше у меня не было стартов. Ни Олимпиады, ни чемпионаты по водным видам спорта я не смотрела. А на этой неделе опять включила Олимпиаду. В сборной Австралии уже нет Торпа - он не отобрался в сборную после запрета гидрокостюмов, в которых он всегда плавал. Питер ван ден Хугенбанд, обгонявший и Попова, и Торпа, перебрался на сушу и ведёт трансляции из бассейна.
Теперь я смотрю на Фелпса, который на сегодняшнее утро пока ещё 17-кратный олимпийский чемпион, и на своё не сильно, но отожравшееся пузо, в котором через прослойку жирка всё ещё проглядывают кубики, ыыыы=))) И всё равно думаю, что это круто, вот так стоять на олимпийском пьедестале, держать золотую медаль и слышать гимн своей страны. Как трогательно было вчера, когда Флоран Монаду выиграл самую престижную, "королевскую" дистанцию - 50 метров кролем, к нему подбежала его сестра Лаура, обняла. Вот они, настоящие моменты ЖИЗНИ. И где-то там, в глубине, копошится мысль, что я ещё не такая старая для женского плавания, что я ещё могу, и что четырёх лет мне вполне хватит на подготовку...