В выходные я побывала на экскурсии «
История наружной рекламы» от Бюро инди-экскурсий «Книжка». Тема оказалась очень любопытной - вот вроде столько раз гуляла по Китай-городу и Мясницкой, а снова видела то, на что раньше не обращала внимания.
Начали мы из глубины веков, потому что реклама существует столько же времени, сколько и торговля. Но поскольку реклама - вещь по большей части сиюминутная, то исторические свидетельства сохраняются мало.
И тут же под рассказ о разных видах рекламы и об одном из них - вывески, тут же встречаем хрюшку над дверью паба)
Да, в Москве все виды рекламы на каждом шагу практически...
А вот на Торговом доме Расторгуевых на Солянке, что долгое время стоял закрытый строительной сеткой, нет вывесок, но красуются кадуцеи - символ бога торговли Гермеса, жезл, обвитый двумя обращёнными друг на друга змеями. На некоторых медальонах змеи мне больше напомнили дракончиков)
Очень интересно обнаруживать клейма на разных объектах. Сейчас в Москве работает трудкоммуна «Вспомнить всё», спасает вывески и другие исторические объекты от ремонта коммунальщиков. Вот они и обнаружили клеймо «М.С.Н.Х. Моссиликат» раннего советского периода на одном из домов в переулках Хитровки. Это тоже было одним из средств рекламы, по клеймам можно было узнать производителя, и если понравилось качество кирпича, то заказать его.
Одна из любимых вывесок, и масштабная работа реставраторов - рекламный фасад Чайной на Хитровке. Это один из самых больших торговых фасадов в Москве, сохранившийся с 1910-х годов.
И если про вывеску на Хитровке я знала, то на Покровке, на особняке купцов Карзинкиных - для меня стала открытием, хотя сколько раз мимо ходила)
Здесь она не простая, реставраторы оставили два шрифта из разных эпох, это оригинально!
Самым любопытным примером рекламы, а точнее полит-агитации для меня стал несохранившийся экспонат (да, и так тоже бывает). Это политическая сатира на тему попов и церкви. А находилась эта картина на стене Иоанно-Предтеченского монастыря.
Об этом и о многом другом можно узнать на экскурсии от Бюро «Книжка», например какие особенности привнесла Россия в мировой рекламный опыт или как выглядел “визуальный шум” на улицах 200 лет назад. И это очень любопытно!
А еще можно получить небольшой сувенир, если ответить на вопрос гида, вот вроде пустячок - а приятно)