На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита
«Пашков дом» был построен в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Первоначально, как указывается в некоторых источниках, здание было оранжевого цвета, а купол бельведера венчала статуя Минервы, которую сняли по личному распоряжению императора Павла.
После посещения
буфета, я прогулялась по залам дома Пашкова.
Первым я посетила зал картографических изданий.
Самый интересный предмет здесь - это глобус, стоящий на черепахе.
Зал отдела нотных изданий и звукозаписей.
В 1863 году, в царствование государя Александра III, открылись Румянцевская библиотека и Румянцевский музей. Николай Петрович Румянцев, сын Петра Румянцева-Задунайского, фаворита Екатерины Второй, был страстным коллекционером.
У него были коллекции по нумизматике, этнографии, минералогические, предметы искусства, кроме того у него была богатая библиотека. Со временем Румянцев сделал свой музей общедоступным, и библиотеку тоже.
Император повелел, чтобы экземпляр каждой изданной в России книги обязательно доставлялся в Румянцевскую библиотеку. Так началось формирование того уникального книгохранилища, которое мы сейчас знаем под названием «Российская государственная библиотека».
Сейчас в Румянцевском зале (он же читальный зал отдела рукописей) проходит выставка «Жизнь ради книги: к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина»
В той части зала, где по каталогам надо искать нужное издание, находится настоящий раритет - шкаф, который был отдан наследниками вместе с дневниками А.С. Пушкина.
А вот теперь про то, как я правила нарушила)
Я поднялась по лесенке посмотреть работу, которая висит на самом верху. И не увидев запрещающей таблички, решила посмотреть на румянцевский зал сверху. Как оказалось, выхода туда нет, туда могут ходить только сотрудники.