- Популярен ли такой вид боевого искусства как «муай-тай» на сегодняшний день?
- Он популярен и в то же время непопулярен. Вся его прелесть состоит в том, что для того, чтобы им заниматься достаточно просто прийти и начать. Он популярен, потому что он всем доступен. Ему присуща мифология и история. Во время соревнований бойцы танцевали ритуальные танцы. Когда раньше человек выходил на ринг - он готовился к смерти, поэтому танец ассоциировался с его отношением к жизни. С помощью танца происходило очищение человека, соответственно он впадал в состояние транса - гармонии в крайнем её проявлении. Оно очень эффективно, так как человек при этом не чувствует боли, у него повышается внимание.
- На современном этапе используют такие традиции?
- Конечно. На всех соревнованиях и тренировках, во время проведения поединков звучит музыка. Необязательно тайская, это в большей степени традиция. Очень хорошо, если музыка живая. Люди начинают резонировать в такт музыки, что, несомненно, помогает.
- Соревнования какого масштаба проводятся по тайскому боксу?
- Бывают чемпионаты города, области, региона, страны, Европы, Азии и мира. ЧМ по традиции проходит в Бангкоке в марте. Если говорить об уровне соответствия между ЧМ по тайскому боксу и Олимпиадой, то он очень высок. Бойцы, которые выступают на ЧМ - это олимпийский уровень.
- Чему учат в вашей секции: самообороне или всё-таки боевому искусству?
- Я тридцать лет занимаюсь боевыми искусствами и не могу сказать наверняка. Думаю, что в конечном итоге человек всё равно перестаёт прибегать к физической силе. Уже через год занимающийся может хорошо за себя постоять, и, причём не перед одним противником, а перед двумя-тремя неподготовленными. Однозначно человек, который ежедневно занимается спортом до изнеможения, истязает себя, вряд ли захочет истязать кого-нибудь ещё. Через истязания себя он осознаёт, что не такой уж и совершенный, появляется необходимость совершенствоваться. Также он начинает понимать, что другие люди тоже не совершенны. В итоге человек учится гармонии.
- Чьей инициативой было создание подобного рода клуба в Краснодоне? И кто вошёл в круг его основателей?
- Это было не просто и не сразу. Первый предложил это сделать Сергей Трофимов - один из основателей тайского бокса в Луганске. Скажу честно, что меня, как человека все взвешивающего, Сергей «раскачивал» долго. Мы занимались вместе стендовой стрельбой и стреляли за сборную Луганска, поэтому этот вопрос всплывал от соревнований к соревнованиям в разных городах. Я, признаться, отношусь практически ко всему скептически, но тут появилась идея сделать в городе что-то новое, тем более что 3-кратный ЧМ Сергей Морозов и ЧМ Виталий Кодин наши земляки. Прилагали усилия «афганцы» Валерий Ромашко, Виктор Перцев. Руководители КраФИМа Руслан Харьковский, Константин Панайотов. Но как-то Трофимов говорит: « Серёга, давай начинать!!!». Я купил оборудование, и мы начали. Собрал ребят и тренировал Морозов - это целиком его заслуга, я занимался оргвопросами. Впоследствии стал помогать Александр Пасюгин, КМС. Вот по сути и всё.
- Соблюдают ли ваши ученики кодекс чести?
- Я думаю, сколько человеку ни рассказывай, что да как нужно делать, он всё равно будет смотреть на тренера. То есть моя линия поведения ложится в основу их будущего алгоритма жизни. Большую роль играет ответственность за то, как я себя веду с ними. Я не вижу среди занимающихся в нашем клубе агрессивных людей. Мы существуем уже как год, и у нас не было такой практики. Спорт сам по себе не допускает таких людей, ведь агрессия, отсутствие морали не позволяют человеку в полной мере работать над собой.
- Какие техники используют в вашем виде спорта?
- Я боюсь сказать что все. Он тем и хорош, что «муай-тай» - это вид единоборств, где используется всё. Он настолько прост и доступен, что все с него только брали. Тут нет никаких мифических названий, методик, всё очень просто. Причём занятия обычные: желание, умноженное на вечность.
- Расскажите, насколько сложно «тайцу» противостоять борцу? Какая тактика должна быть против борца?
- Чудес на самом деле не бывает. Борцы очень сильные и коварные соперники. Если не брать в расчет случайности, то чтобы победить борца нужно заниматься борьбой. Как минимум иметь представление о приёмах, но скорее всего это первое.
- Существуют ли какие-либо критерии при отборе для вступления в секцию по «муай-таю»?
- Каждый человек приходит и может заниматься «муай-таем», независимо от возраста, пола, физического состояния, он очень доступен как на самом первом уровне, и бесконечен, когда человек достигает совершенства. Люди очень быстро проявляются в нём, но в то же время этот спорт очень непредсказуем.
- Сколько ребят занимается в клубе?
- Их очень много на самом деле. Если судить по голосованию в нашей группе, то получилось около 130 человек, 52 в том году занималось, а сейчас приходят те, кто не боится свежего воздуха.
- Расскажите, в каких соревнованиях участвовали ваши ребята, и каких успехов достигли?
- В том году мы участвовали в двух областных турнирах, причём первый турнир был после полтора-двух месяцев занятий. В результате получили и серебряные медали, и бронзовые. А уже в первенстве области в апреле наши ребята участвовали во всех категориях, и мы получили две золотые медали, четыре серебряные и девять бронзовых. Я, признаться, переживал больше чем они, так как они ещё не обладали требуемым арсеналом знаний, а против них выходили достаточно достойные соперники.
- Были ли травмы?
- Вы знаете, нет. В нашей секции было принято решение во время проведения соревнований, что мы снимаем наших спортсменов в виду явного преимущества противника, потому что здоровье - прежде всего. Наше правило - не навреди.
- Как проходят тренировки в вашем клубе «Молодая гвардия»?
- Очень просто. Вначале - обычная разминка, как и на любом уроке физкультуры, тем более на начальном этапе. В основном она занимает большую часть. Тайским боксом можно заниматься сколько угодно, в среднем мы занимаемся в течение двух часов. Разминка длится половину всего занятия. Каждому спортсмену мы создаём определённую методику.
- Поделитесь полезной информацией для ребят, которые хотят заниматься тайским боксом в вашей секции.
- Пусть приходят и всё. Я на протяжении своей жизни сталкивался с тем, что у одних людей есть желание, но они не имеют физических возможностей. Мы же можем создать для них такие методики, чтобы они чувствовали себя комфортно. По сути дела, в тайском боксе нет разрядов, их не было в Таиланде, какие могут быть разряды у крестьянина, который выращивает рис? (смеётся). Это занятие длиною в жизнь. Если человек приходит в «муай-тай» - он остается в нём на всю жизнь, он всё время находит что-то для себя. Некоторые занимаются танцами, изучают традиционные техники, другие выступают на состязаниях, третьи просто совершенствуют себя. Я не знаю ни одного человека, который ушёл из «муай-тая».
- Зачастую родители, которые отдают своих детей в подобные секции, не до конца осознают все последствия, которые могут из этого вылиться - будь то синяки, ушибы или даже переломы. Но обвиняют потом тренеров. Что же становится причиной таких ситуаций? Недостаточная осведомлённость и ответственность родителей или непрофессионализм тренеров?
- Во-первых, непрофессионализм тренеров: на тренера ложится ответственность - рекомендовать родителям занятия ребенка таким видом спорта или все же дипломатично помочь подсказать им другой путь для его развития. Во-вторых, ответственность родителей: все-таки родителям надо отдавать отчет о состоянии здоровья ребенка, его возможностях и прежде всего желании заниматься этим видом спорта, а не то, что хотят другие. В-третьих, несогласованность: безусловно, амбиции как родителей, так и тренера должны быть направлены на здоровье, развитие и моральное состояние ребенка, а не на попытки реализовать в ребенке свои так и не сбывшиеся мечты. В-четвёртых, главное: это умение найти общий язык всем участникам воспитательного процесса во благо ребенка.