Сборник вышел. Теперь можно его и обсудить. Начнем по порядку:
Раздел 1 "Vita"
Горел огонь. Кипело масло.
Еще не замер крик в палатке.
В рассветном небе звезды гасли.
Последний шов - и отдых краткий.
Вчера победу протрубили,
А здесь война еще в разгаре.
Те, кто недавно победили,
Не сразу разберут в угаре:
Кто - не жилец, а кто - калека.
На звезды щурясь близоруко,
Сидел армейский старый лекарь,
С колен устало свесив руки.
Данила Филимонов
Осторожней будь сюда входящий, ибо далее грядут спойлры.
1. Анастасия Парфенова "VITA".
О том, как писалась повесть для сборника "Исправленному верить" я
уже рассказывала. И сия поучительная история поставила меня¸ как автора, перед весьма нелицеприятным фактом. А именно: мне есть ещё (мягко говоря) чему поучиться при работе с малой формой. Как и с большой. Проблема ведь все та же. Созданный мной огромный, восхитительный, великий мир просто не влезает в рамки сюжета. Слишком огромен, видимо. И велик.
В "Вите" сюжет прост: военный врач входит в выкошенный чумой пограничный городок. Пытается разобраться, что же там произошло, ругается с начальством… находит выживших. Но и врач, и граница, и начальство и выжившие - это не сферические понятия в вакууме. У героини есть свои история, судьба, характер, норов. Друзья опять же, коллеги, старые проблемы. Пограничная крепость стоит между кем-то и чем-то. И надо хотя бы намеком, хоть разбросав вереницу мелких деталей, нарисовать образ империи, ее легионов, политики, истории - и ее неспокойных соседей. Мир магический - нужно дать хоть призрачную схему магии. И магических болезней. И того, как все эти магические хвори и лекарства повлияли на развитие общества. Как они изменили самих людей, начиная с банальной физиологии и заканчивая…
Ну вот, опять. В рамки скромного рекламного отзыва моя великая задумка тоже влезать не желает.
В итоге. Я подумала и решила: перечитать весь сборник, от начала и до конца. Произведения признанных мастеров и рассказы никому еще не известных авторов. Прочитать их с вполне четко сформулированной корыстной целью: посмотреть, что и как коллеги делают именно с точки зрения работы над малой формой. Попытаться вычислить траекторию движения ног у сороконожки. И, может быть, чему-нибудь научиться.
2. Елена Шилова. "Дуракам везет";.
Второй рассказ "медицинского раздела" порадовал ясной, прямо-таки хрустальной четкостью, с которой выстроен был его сюжет. Сцена первая: вот наш герой, Конрад, вот где он сейчас живет, а вот и типичный случай из его медицинской практики. Картина душераздирающая. И очень яркая. Сцена вторая. Появляется второй потенциальный пациент, Эрих (который на самом деле вовсе не Эрих). И сразу же становится ясно, что ничего типичного тут не будет. Автор резко, вторжением сцен из прошлого, рисует картину непоправимой врачебной ошибки. А затем берет героя за шиворот и тащит его, не взирая на почтенный возраст и ноющие кости, в будущее. Исправлять некогда сотворенное.
Если б такой сюжет строила я, то, пожалуй, не стала бы вводить злодея (или сделала его злодеем настоящим, избавляющимся от лишних свидетелей, а не оказывающим им протекцию). И, пожалуй, была бы не права. Потому что полностью потеряла бы тему погруженного в свои открытия гения, что людей вокруг видеть не желает в принципе, и получает в итоге вполне закономерный результат. В общем, за построение сюжета в этом рассказе перед автором снимаю шляпу. А за финал - поклон отдельный. Кольцо замыкается, и вопрос, что же на самом деле врач может и должен сделать для своих пациентов остается на рассмотрении читателей.
3. Константин Сыромятников. "Прикладная некромантия";.
Этот рассказ мне показался образцом взгляда на мир "сверху". Если герои - то сразу магиссимус и генерал-прокурор. Если пациент - то ни больше и не меньше, чем сам император. На кону судьба отечества, и, как оказывается, всего мира, находящегося на пороге глобальных катаклизмов. Ну и некромант тоже не абы какой. Был природным прорицателем древних диктаторов аж за две тысячи лет до описываемых событий, и с тех пор магической хватки явно не утратил.
Широко. Внушительно. Не без иронии. Одно описание крепости Моргерун чего стоит! Архитектурный "гимн гармонии и точности", в стенах которого комендант потихоньку организовал пасеку. Красота.
И все это массивное полотно вполне органично вписалось в пару десятков страниц текста. Завидую.
Подводя итоги: первый раздел сборника удался. По его прочтении я книгу и закрыла и ненадолго отложила в сторону. Потому что уходить из темы не хотелось, а хотелось почитать еще про врачей-магов и про медицину в фэнтези. Никто не порекомендует интересных книг? Или, может, тематических сборников?
Настя-тор