Ладакх. Страна высоких перевалов. В тишине пустых высокогорий, в шуме холодного ветра, дующего над голубыми долинами, в цвете воды серебряных озер люди нашли это имя. «Ла» - перевал, «дахк» - страна.
Ладакх- какое-то голубое слово. А может - и белое. В нем много воды, много неба, много гор, много воздуха, много снега. И одна бесконечная дорога. Любимая.
Летели на самолете из Дели на север, и в какой-то миг я взглянула в окно и увидела, что летим мы над бесконечными синими горными грядами с белым снегом. Как будто это синее горное море с разломами и гребнями белых волн. Гряды не кончались - и казалось, что вся наша земля такая - монолитные кряжи, устремленные в небо, с тонкими прожилками рек и темными венами ущелий. В этих картинах было что-то титаническое и космическое.
Мы летели над горной пустыней - бесконечной, вечной, великой в своем одиночестве.
На подлете к Ле показались горы - огромные земляные валы, лишенные жизни. Мы прилетели в высокогорную пустыню, слегка припорошенную снегом.
********
Земля с запутанной историей. В 7-9-м веке, когда Тибетская империя была большой - и простиралась от Бенгальского залива на Юге (ныне Индия) до Монголии, этой землей правили Тибетские цари. В 842 году империя распалась, и один из потомков древнего тибетского царского рода Ньима-Гон основал Ладакхскую династию. Царство Ньима-Гона и его потомков располагались далеко на Запад от Лхасы и Центрального Тибета. Эти княжества стали со временем звать Западным Тибетом. И центром этих земель был город Ле (Лех), ставший по прошествии столетий столицей Ладакха. Это были независимые мелкие княжества-государства, воевавшие с соседями, подвергавшиеся нападкам мусульман-соседей с северо-запада и периодически возобновлявшими свои культурно-религиозные связи с Центральным Тибетом, Бутаном, а потом и Монголией, когда монголы захватили Тибет.
Ладакх находится там, где слева отмечен город Leh
Что осталось от этой истории? Ныне Центральный Тибет стал частью Китая, который захватил его в 1951 году. Лидер Тибета Далай-Лама бежал на север дружественной Индии и поныне живет в бегах.
Княжества Западного Тибета были со временем в 19-м веке захвачены мощным государством сикхов, существовавшим на севере Индии, точнее их вассалами догри. Позже сикхов со всеми их вассалами захватили англичане. Кода 1947 году происходил дележ Британской Индии (на Индию и Пакистан), махараджа княжества Джамму и Кашмира, куда вошел и Ладакх, долго сомневался, к кому же ему присоединиться - к Пакистану или Индии. В Итоге, он присоединился к Индии. Но многие мусульмане против этого до сих пор. И штат Джамму и Кашмир - до сих пор зона конфликта, партизанских вылазок пакистанцев и даже боевых действий (не каждый день и не каждый год, конечно).
Джамму и Кашмир. узел, который никак не разрубят. Запутанные индо-пакистано-китайские границы. До сих пор многие не принятые.
Но Ладакх стоит немного особняком от этой индо-мусульманской религиозной борьбы. В его жилах течет буддизм, главная молитва на каждый день здесь «Ом мани падме хум», а эту землю до сих пор зовут Западный Тибет.
Говорят, китайцы после захвата Тибета сильно мешали Тибет со всем китайским, чтобы искоренить дух сопротивления и поубавить самобытности. И Лхаса (столица Тибета) сейчас - довольно китайский город, с отстроенными проспектами и домами на китайский манер, где только треть населения составляют тибетцы. То же самое произошло с селами, монахами и монастырями в самом Тибете (автономный округ теперь).
Индия не пыталась как-то подправить самобытность своего, доставшегося ей в нагрузку «Малого Тибета». И говорят, в Ладакхе осталось даже больше тибетской старины и самобытности, чем у территорий на Востоке.
************
В мой последний день в Дели стояла жара в 40 градусов. Когда мы приземлились, капитан самолета сказал, что за бортом 11 градусов. Это была слегка неожиданность. Из лета я прилетела в зиму. Если и не в зиму - то в довольно ощутимый холод на высокогорье, который крепчал с каждой вечерней и ночной минутой после заката солнца.
Зимы и даже нормальной холодной осени у меня не было уже два года, поэтому как настоящее тепличное растение, я стала переживать за совместимость с температурами.
Мой приготовленный багаж маечек и развеселых штанов-мухоморов оказался непригоден.
Самой дельной вещью в моем походном гардеробе оказался мешковатый черный комбинезон, купленный неизвестно зачем в Арамболе. Когда я, еще в Гоа до отъезда, демонстрировала его Эке, она задумчиво сказала: «Мммм, неплохой, ну.. пригодится, когда беременной будешь ходить». Но он пригодился раньше. Услышав, что за бортом 11 градусов, я испугалась, и еще до таможни побежала в туалет переодеваться и натягивать на себя все, что было плотного. «Таможня подождет, главное - не замерзнуть» - крутилась в голове мысль. Под мешковатый комбинезон залезло две футболки, кофточка сестры «Ля Мурр», и единственный бывший со мной ярко розовый свитер с сердечком, которому пришлось принять на себя удар всего трехнедельного непростого путешествия.
Перед началом своего путешествия сфотографировалась в туалете аэропорта, в зеркале. Последняя моя фотография, где я хороша.
Дальше было в обратно-пропорциональном порядке: чем красивее становилась природа, тем страшнее становилась я.
Высокогорное солнце сожгло нос и щеки, ветер их неимоверно обветрил, и они покрылись какой-то коростой, то же самое произошло с губами - никакие кремы и бальзамы не помогали, а , кажется, только усугубляли дело. Холод и отсутствие нормальных условий мытья в сельских домиках homestay довершили дело - дней через 10 я превратилась в полную чушку, и на вид стала старше лет на 10. А еще через 10 дней я выглядела так жалко и комично - с пунцово-красным обветренным и сгоревшим лицом, которое облазило корками, что когда ехала с рюкзаком в делийском метро, надо мной даже стала смеяться, не удержавшись, одна девушка.Я ей сказала, что нехорошо смеяться над старыми людьми. Она извинилась.
В туалете аэропорта меня попросила сфотографировать себя уборщица. Она стала моей первой моделью из Ладакха.
После переодевания, в шерстяных носках и сандалиях я радостно вышла к таможенникам и пограничникам (миграционный контроль иностранцев). Они посмотрели на меня, изучили маршрут моего путешествия, весело подмигнули - и отпустили.
Наверное, я никогда не видела таких ландшафтов и гор. Такими мне представлялись картины Афганистана и Пакистана, суровой Средней Азии. Горы цвета пустыни, цвета желтой или серой глины, без единого деревца, со снегом на высоких вершинах. Такими оказались горы в Ладакхе.
Здесь чувствуется дух Азии - не тропической, яркой и игривой, как на Юге, а суровой, загадочной, сложной Азии, полной упорства, борьбы, мистики и фатализма.
Я всегда представляла Тибет таким: голубой простор над бескрайней горной пустыней. Он оказался таким. Может быть, даже более диким и суровым, чем хотелось бы. И от этого немного боязно пускаться в путь по его затерянным горным дорогам на скромном сельском автобусе.
Весь день мучают приступы горняшки (Ле находится на высоте 3505 метров, что после равнины очень резко ощущается). Горная болезнь находит волнами. Кружится голова и слабость. Надеюсь, через несколько дней это пройдет.
Из-за болезни и слабости практически не гуляла по Ле в свой первый день. Позади была бессонная ночь в аэропорту. Так что найдя гестхаус на окраине столицы Ладакха, я свалилась спать и отрубилась.
Вот мои первые картинки Ле, сделанные на ходу во время короткой прогулки.
Школьная утренняя линейка.
Далай-Лама под рушником. В одном вкусном и дешевом вегетарианском кафе, которое я потом с ног сбилась искала и не могла найти. Нашла только в свой предпоследний день. Не там искала, как оказалось.
В городе на главных улицах затеяли небывалый ремонт коммуникаций. Как потом сказали мне местные жители - это к приезду Далай-Ламы в Ладакх, который случится в июле.
Первые картинки Замка в Ле, где жили династии ладакхских царей. Замок построили в 17-м веке за 3 года.
Крупная рыба
Ворота дружбы на въезде в центр города
Ступы и буддийские молитвенные флажки повсюду. Такую простую и скромную красоту создают.
Долина Ле (3505 м) и Ладакхский хребет (часть Каракорумского хребта, простирается на 370 км, средняя высота 6100 метров, параллельно хребту течет река Инд).
9 мая.
Продолжение следует..