Айхоле

Feb 19, 2013 23:03

Однажды грозный бог Парашурама, в быту Рама с топором, был зол на воинов-кшатриев за то, что они притесняли касты брахманов. Европейского суда тогда еще не существовало, разбирались с оппозиционерами быстро.Верховный  Бог Вишну, еще раз провернувшись в колесе сансары, переродился в свою новую шестую инкарнацию - аватару и стал богом Рамой с топором. Владелец топора просто вырубил кшатриев своим мачете, семь раз по семь  заходов (как уточняет легенда о древнеиндийской резне бензопилой) и устав от этих тяжких забот пришел на берег речушки Малапрабхи передохнуть. То ли от усталости, то ли надеясь спрятать концы в воду, он опустил топор в речку . Речушка тут же окрасилась в красный цвет. Неподалеку даже в те древние времена у реки тусовались индийские женщины. Наверное, они как всегда стирали свое белье, неистово стуча свернутой пеленочкой о жесткий камень ("На тебе, на тебе, получай камень, получай, скотина" - именно, с таким видом они колотят камни во время стирки). Может, стирка белья с использованием беззащитного камня - это древний способ выместить свою злость на жизнь (вместо боксерской груши). Например, на мужа, которого выбирали родственники, и которого ей удалось увидеть всего два раза перед свадьбой. Уже в первый раз она поняла, что муженек - "не фонтан". Но родичи настояли - и насильно поставили женщине красную точку бинди на лоб. С тех пор ей осталось только что каждый день ходить на реку под предлогом постирать - и неистово выколачивать камни, чтоб вернуться домой снова кроткой индийской женой, которая в 95 % случаев не просит развода.
Так вот. При виде красной воды женщины стали кричать "Ай Холе, Ай, Холе....аааай хххххооооле!!!".Может, они кричали Парашураме "Паразит, зачем воду испортил? Как мы будем выводить пятна после твоей резни??! Ай холе... ай холе, какой кошмар. Нет пятновыводителя, нет пятновыводителя, неееееет" Может, они кричали именно это. Но на дворе стоял пятый век нашей эры. И древняя легенда на этом месте как раз обрывается.
Что обозначали вскрикивания женщин эта витиеватая и путаная история не поясняет. Но известно, что после этого деревня Айхоле вдруг встала из тьмы веков и стала колыбелью храмовой индийской архитектуры. Не уверена, что эта правда, но некий автор брошюрки про деревню Айхоле - товарищ Басурадж, а так же министерство туризма штата Карнатака в этом уверены.




За оградой - маленький археологический комплекс, первые строения которого датируются 450 годом нашей эры. Это все, что археологическому обществу удалось отбить у местных жителей, которые жили столетиями и продолжают жить в храмовых постройках 5-6 веков, как в своих домах. Общество надеется, что к концу 2013 года оно отобьет еще пару раритетных домов и передвинет ограду комплекса на метров 10-20 влево. А пока что по улицам напротив комплекса, где притаились не менее старинные камни, разгуливают черные свиньи и болтается непросушенное белье.
Мальчик айхолевец (или айхолец..) выпасает быков, точнее волов. В храмах наездное животное Шивы избражают именно такими быками с горбами. Наверное, это и есть воплощение бычка Нанди.



Статуя бога Шивы со своим бычком. В другом углу мирно притаилось существо, похожее на доброго помощника из диснеевских мультиков. Иногда в таком стиле изображали другого слугу - птицу Гаруду, на которой летал другой бог - Вишну. так что может быть, половина этой статуи - это Шива, половина Вишну.. Каждая индийская статуя- это ребус. если угадаешь , что он держит в руке и во что одет. сможешь дать правильный ответ, хто це.



Резьба по камню. Красный песчаник. Если что-то не нравится, нужно повторять себе, как заклинание "пятый век, пятый век, полтора тысячелетия". И тогда многое становится милым сердцу.



В старых храмовых фресках друзья-архитекторы были довольно свободными моралистами и могли изобразить, например, пьяную женщину в разной степени не_стояния, или вот эту сомнительную оргию...



Современная индийская семья осматривает руины



Такие вот еще не совсем кайфовые избушечки, но пятый век, пятый век. Они учились, это был как первый класс, как черновик, как храмовые прописи. Они смотрели на эти мандапы и молельные залы со стороны, бередя косматую бороду, и им мерещились все новые вычурные образы.



Самые старые храмы в Карнатаке - очень теплые, мирные, уютные и домашние. Действительно, как волшебная каменная избушка, в кторой хочется пожить.



Местные жители не дремлют и начинают просить бакшиш.



Ну или хотя бы просит с ней поговорить и сделать фото..



Ииндийские женщины продолжают посещать древние храмовые избушки



Если вам когда-нибудь попадется купюра в 50 рупей, переверните ее и посмотрите на здание индийского парламента в Дэли. Жители деревни Айхоле утверждают, что форма, пропорции и все-все-все списано с этого старого необычного полугкруглого храма 6 века. Что это самый главный прадедушка индийского парламента. Пусть им это греет душу. Может быть, это правда.



Загадочный бык Нанди преданно стережет вход в святилище Шивы. Бычок прекрасен. Спасибо всем, кто жил в этом храме, как в доме, молол здесь муку и перец, спал, жег костры, сушил листья манго, мял тростниковые стебли, что все эти люди за полтора тысячелетия относились к Нанди как к самому любимому домашнему животному, которое просто лежит и не шевелится. Не отрубили ему горба и не спилили бусы, а наоборот - каждодневным почитанием и поглаживанием сделали его форму совершенной.



В полях у деревни Айхоле продолжается такая же неторопливая и простая жизнь, которая была здесь и на заре династии Кадамбов, которые всю эту кашу с царством, первой столицей Айхоле и колыбелью  - и заварили.


india, занимательный индуизм

Previous post Next post
Up