Оригинал взят у
olegglagolev в
додогматическое богословие Сразу видно, что книга Ерма написана до тринитарных споров, создания системы святоотеческого тринитарного богословия. По этой притче и ее "расшифровке" можно понять, что 2-е лицо Св.Троицы не Сын (раб), а Дух Святой (сын), а Сын сонаследник Духа.
Это говорит о многом. Во-первых, понимание бытия и действия Божьего было более свободным. Христиане размышляли о Боге, познавали Его, наблюдали за Его действием и промыслом, делились доверчиво (не боясь осуждения в ереси) своими наблюдениями, а не просто перенимали авторитетные мысли. Это не только важнейший, один из самых творческих и плодотворных периодов в жизни церкви, но и пример для каждого из нас: наблюдайте, размышляйте, обсуждайте это вместе. Во-вторых, понимание жизни Сына Божьего, Христа было более конкретным, четким, его человеческая природа, осененная Божьем Духом, была открыта христианам, как родная, соприродная им, что очень плодотворно для покаяния и духовной жизни в целом. Его божественная экзистенция, уместившаяся в человеке Иисусе, вдохновляла всех на обожение плоти через личный крест и воскресение.
Увы, догматика, вместе с глубиной познания Бога, церкви, мира и человека, внесла юридизм, а вместе с ним страх приближения нашего ума, а значит и всего нашего естества и самой нашей жизни к Божественному огню и свету, преображающему человека, а через него и весь мир.
Да, образ Троицы у Ерма неполный, неоднозначный. Но у кого он может быть полным, невместимый человеческим разумом и всем миром образ Святой Троицы? Свои немощи есть и всегда будут у любого символа веры.
Ерм. Подобия.5:5 И он отвечал: - Я и прежде говорил тебе, что ты искусен и смел на то, чтобы спрашивать смысл притчей. Так как ты настойчив, то объясню тебе притчу о поместье и о прочем, чтобы ты рассказал всем. Слушай же и разумей. Поместье, о котором говорится в притче, означает мир. Владелец поместья есть Творец, который все создал и утвердил. Сын есть Дух Святой. Раб - Сын Божий. Виноградник означает народ, который насадил Господь. Подпорки суть ангелы, приставленные Господом для сохранения Его народа. Травы, уничтоженные в винограднике, суть преступления рабов Божиих. Яства, которые с пира посылал господин рабу, суть заповеди, которые через Сына своего дал Господь своему народу. Друзья, призванные на совет, суть святые ангелы первозданные. Отсутствие же господина означает время, остающееся до Его Пришествия.