Образование: "формировать" или "заражать"?

Mar 30, 2015 16:53

Оригинал взят у mka в Образование: "формировать" или "заражать"?
В разговоре об образовании порой встречаются две тенденции. Если посмотреть разные документы, там постоянно встречается слово "формирование": у учащихся должно быть "сформировано" то-то и то-то и т.д. В каком-то смысле апофеозом звучит задача высшего образования: "формирование свободной личности".

Однако тут сразу видна проблема. Личность не формируется, ее нельзя вылепить, она только рождается. Все наверняка могут вспомнить из собственной жини примеры учителей или преподавателей, коорые буквально заражали своим интересом к предмету и к ученикам, вдохновляли на изучение своих дисциплин и щедро делились своими знаниями. Часто именно  благодаря таким людям учащиеся делают и свой выбор в пользу определенной профессии.

И все-таки: преподаватель, готовя свой курс, должен уже ориентироваться не определенный результат, требовать на выходе конкретных знаний и умений. То есть неизбежно - есть вдохновение или нет - он должен чему-то учить и чему-то научить. Совершенно очевидно, что не все преподаватели гениальны. Значит, должны быть и определенные методики обучения, и ожидаемый результат. Причем результат этот - чаще всего ответ на запрос общества или власти. И если в античности этот запрос был почти бескорыстным, познание предполагалось в значительной степени ради ценности самого познания, то со временем все больше эти интересы становились утилитарными.

Утилитарное образование - по большому счету не образование, точнее, не все образование. Профессиональная составляющая играет в нем большую роль, но без закладывания фундаментального интереса к процессу познания мира оно будет весьма однобоким. А этот базовый интерес возникает явно не как результат выполнения многочисленных упражнений. Интересом к жизни можно только "заразить", чтобы человеку стало самому жизненно необходимо ставить перед собой какие-то вопросы и задачи, а потом учиться их решать.

Сегодня у нас довольно непростая задача в этой области. При множестве методик и неоднозначных запросах постараться не потерять смысл образования как такового, не увлечься крайностями, не выплесныть с водой ребенка. Будет ли в данном случае будущее за глобальными образовательными центрами с огромным списком возможностей или за небольшими университетами - ответит время.

Previous post Next post
Up