В начале семнадцатого века в Киото, в районе устья высохшей реки Камо, появился новый вид развлечений: девушки услаждали гостей эротическими танцами и игрой на музыкальных инструментах, а также отдавались за деньги. Такие представления назывались “кабуку”, что означает "быть диким и агрессивным", это подчёркивало отличие этих женщин от традиционно покорных японских жён. Такие представления стали основой будущего театра Кабуки. Постепенно эротический танец и театральные представления под музыку разделились и стали развиваться самостоятельно. Кабуки остался на сцене, постепенно становясь все более абстрактным искусством, а эротические представления переместились в так называемые “кварталы цветов”, где, помимо секса, клиенты могли получить и более утончённые развлечения. Само слово гейша появилось гораздо позже, и означало оно мужчин, которые развлекали музицированием и увлекательной беседой клиентов, ожидавших встречи с куртизанками. Именно отсюда и пошло название профессии gei - искусство и sha - человек. Потребовались годы, чтобы в эту исключительно мужскую в то время профессию, смогли проникнуть женщины. Итак как всё-таки правильно по-русски Гейша или Гэися? В России официально принята транскрипция японских слов “по Поливанову” и слово гейша согласно этим правилам должно записываться и читаться как гэися. Однако, слова гейша, суши, а так же некоторые географические названия в русский язык пришли из английского, и являются исключениями.
Гейшам запрещалось предоставлять сексуальные услуги, чтобы не создавать конкуренции куртизанкам и подчеркнуть отличие их профессии. На это указывали даже особенности одежды: так, например, пояс кимоно оби: у проституток “оиран” был завязан спереди простым узлом, что позволяло его легко развязывать. В противоположность этому оби гейш завязывается на спине сложным фигурным узлом и быстро развязать, а тем более завязать без посторонней помощи очень непросто.
Культура гейш быстро развивалась, и к концу эпохи Эдо достигла своего расцвета, сформировав пять знаменитых кварталов Ханамати в Киото и других городах.
Жизнь и обучение гейш
Гейша жили общинами во главе с окаа-сан (дословно «матушкой»). Окаа-сан становились наиболее успешные в прошлом гейши, когда возраст вынуждал их оставить работу. Иногда девочки попадали в окия (общину), ещё детьми, некоторые общины были готовы платить выкуп за симпатичных девушек из бедных семей. Однако, гораздо чаще гейшами становились по собственному желанию или по настоянию родителей. Ведь быть гейшей было весьма престижно, особенно в японском обществе того времени, где женщинам отводилась весьма низкая роль.
Обучение включало в себя несколько этапов, сначала девочки работали служанками, параллельно работе они учились игре на музыкальном инструменте: японской лютне - сямисэне, флейте (фуэ) и барабане (цуцуми), изучали традиционные виды пения и танца, постигали искусство чайной церемонии, икэбана, а также изучали поэзию, каллиграфию, живопись. Помимо этого гейши были обязаны были быть в курсе новостей и политики, чтобы поддерживать беседу с клиентами практически на любую тему.
Чтобы стать маико - ученицей гейши, девушке было необходимо найти взрослую гэико, так называемую онэ-сан (дословно «старшую сестру»), которая бы занялась её обучением и воспитанием.
После этого ученица впервые выходила в свет вместе со своей онэ-сан в роли минараи (наблюдателя). Минараи надевала более красочное кимоно, которое было призвано компенсировать неопытность девушки, и участвовала во всех мероприятиях, пусть и в меньшем объеме, чем ее наставница. Постепенно разница между онэ-сан и ученицей начинала стираться, и, когда девушка становилась достаточно самостоятельной и опытной, маико готова была стать взрослой гэико.
Мидзуаге
Кульминацией вступления во взрослую жизнь являлся ритуал первого сексуального опыта юной майко - мидзуагэ. Дословно это слово означает "доставать улов из воды". По сравнению с обычными японками прошлого, майко сравнительно поздно начинали половую жизнь: если обычный возраст брака у девочек в эпоху Эдо колебался между 12-15 годами, то гейша лишалась девственности только к 16-17, ведь девушкам было необходимо завершить обучение. Собственно, до потери невинности гейша всё ещё считалась маико. Происходило это следующим образом: наиболее уважаемым людям города рассылались приглашения принять участие в аукционе за право лишить маико невинности. Приглашение было оформлено в виде рисового пирожное экубо с небольшой впадинкой красного цвета в центре, получить такое приглашение было весьма почётно. Сумма, предложенная на аукционе за невинность девушки, определяла её будущий статус в общине. Обучение гейши стоило немалых денег, которые девушка должна была выплатить общине, прежде чем могла обрести независимость.
Мы называем его экубо, потому что сверху у него есть небольшая впадина с крошечным красным кружочком в центре. Некоторые считают вид этих тортов очень непристойным. Мне он всегда казался похожим на крошечные, слегка примятые подушечки, словно на них только что спала женщина, испачканные посредине красной губной помадой, как будто слишком уставшая женщина не сняла макияж перед сном. (с) «Мемуары гейши», Артур Голден
Сцена из кинофильма Империя чувств, фильм основан на реальной истории бывшей проститутки Абэ Сада, которая в 1936 году она задушила своего любовника Исиду Китидзо поясом от кимоно, затем отрезала его гениталии и бесцельно бродила с ними по Токио, пока её не арестовала полиция.
Сам по себе ритуал занимал ни много ни мало, а около недели: каждую ночь к маико приходил избранный мужчина, он разбивал яйцо, выпивал желток, а белок пальцами размазывал по половым органам девушки, используя его в качестве смазки. С каждым разом такое воздействие становилось всё интенсивнее и глубже, завершаясь настоящим половым актом. При этом каждую ночь ритуала глава общины ожидала за перегородкой и деликатно покашливала, напоминая девушке и заодно мужчине, что они не одни.
После мидзуагэ начинающая гейша начинала носить новую прическу, соответствующую её новому статусу, с красным шёлковым бантом у основания пучка. По правилам, мужчина, лишивший маико девственности, в дальнейшем не мог быть её клиентом. Этот ритуал был объявлен вне закона в 1959 году, и с тех пор официально не практикуется.
Есть несколько спорных утверждений касательного мидзуаге и его роли в жизни гейш. Само существование ритуала сомнений не вызывает, но имел ли он отношение к гейшам? В частности автор книги “Мемуары Гейши”, Артур Голден подробно описывает мидзуаге, откуда он перекочевал в одноимённую экранизацию. Однако после выхода книги на японском языке, бывшая гейша Минэко Ивасаки, рассказы которой легли в основу книги, подала на автора в суд. Среди претензий наряду со вторжением в личную жизнь, значилось неправильное представление образа гейш. В частности Минэко Ивасаки утверждала, что гейши никакого аукциона из своей девственности не делали, а отдавались только своему покровителю и то далеко не всегда. А сам ритуал мидзуаге относится к общинам ойран, где проходил именно так как описано выше. В то же время существует ряд других упоминаний этого ритуала, в связи с жизнью именно гейш. Вероятно, данные традиции отличались от одной общины гейш к другой.
Татуировки
Татуировки не были обязательным элементом жизни гейши, но многие девушки их практиковали. Рисунок на коже подчёркивал их отличие от обычных женщин. Орнаменты имели скрытый смысл и могли как отражать характер той или иной девушки, так и являться чем-то вроде талисманов. Например изображение правителя указывало, на популярную девушку, а татуировка в виде паутины должна была привлекать богатых клиентов. Так же татуировка указывала на принадлежность гейши к той или иной общине. В наше время популярным направлением татуировок стали сами изображения гейш.
Nyotaimori Нётаимори(еда на обнажённом теле)
Одним из направлений услуг гейш была нётаимори, употребление пищи (в первую очередь суси и сасими) с тела обнажённой девушки. Как правило в роли “стола” выступала майко, во первых ниатомори полагалось проводить только девственницам, а во вторых этот ритуал учил девушку терпению. Майко нужно было тщательно вымыться, принять холодную ванну (чтобы суси дольше не нагревались и не утратили вкус), а затем оставаться неподвижной в течение нескольких часов. Вступать в разговоры с клиентами девушке запрещалось. В наши дни в западном мире традицию нётаимори возродил в 1941 году Сальвадор Дали, который накрыл стол для светского общества Нью-Йорка на теле своей жены. После чего, данные представления обрели популярность.
Конец эпохи цветов
До начала второй мировой войны в Кварталах цветов, существовавших почти в каждом крупном городе Японии, работало более 80 тысяч гэико и маико.
Война разрушила самую основу профессии - образ жизни коммуны. Гейши были рассеяны по стране, и на протяжении нескольких лет были вынуждены заниматься совсем другой работой, нежели чайная церемония и игра на флейте. К тому же сам образ гейш как элитной компаньонки, женщины-загадки, был изрядно подпорчен тем фактом, что для американских солдат практически все японские женщины, которые отдавались им, были “Geysha-Girl”. До сих пор в мировом сознании слово гейша прочно ассоциируется с образом дорогой проститутки.
Современность наложила серьёзный отпечаток на традиции окия. Небольшие школы гейш сохраняются в Киото и сейчас, но сексуальная составляющая их работы почти полностью сошла на нет. Изменился и возраст тех, кто занимается культурой и сохранением традицией гейш, сегодня это всё больше пожилые люди. А при желании в образ гейши может войти каждый, есть много студий предлагающие услуги по кимоно и атрибутике гейши на прокат, для фотосессии. Пусть число настоящих гейш сокращается с каждым годом, образ прекрасной, сексуальной и одновременно недоступной гейши неразрывно связан с образом самой Японии.
Мемуары гейши - художественный фильм достаточно полно охватывающий традиции и образ жизни Гейш. Примечательно, но большинство актёров в фильме китайцы, что вызвало массу критики как со стороны Японии, где посчитали, что китаянки не могут играть японок и тем более Гейш, китайцев же оскорбил сам факт китайских актрис в роли “проституток” в итоге фильм был запрещён к прокату в Ките и крайне негативно принят в Японии, но в целом оказался успешным.