Балтийский завод по праву является одним из символов Санкт-Петербурга. В советские времена его имя гремело по всей стране. Он был основан в очень нелёгкую для России годину - после поражения в Крымской войне, когда стало совершено очевидно, что сохранить статус великой морской державы Россия могла только при условии реорганизации военно-морского флота и изменении концепции всего кораблестроения.
Первоначально завод специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота России, а также паровых машин и других судовых механизмов. А в начале ХХ века на Балтийском заводе начали строиться уже и первые линейные корабли. Такие, как «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна»"- это были первые российские дредноуты.
В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни.
Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа «Пекин» (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа «София» (62 тыс. т.). С 1974 по 1992 годы на Балтийском заводе была построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя «Арктика», в 1974 году в активном арктическом плавании он достиг Северного полюса.
А в апреле 2004 года Балтийский завод завершил выполнение крупнейшего международного заказа в области надводного кораблестроения - строительство серии фрегатов для военно-морских сил Индии.
Ну а сегодня на его верфи прошёл спуск головного атомного ледокола проекта 22220 "Арктика», открывающего новую веху в истории российского арктического флота.
Теперь немного о самом ледоколе. Он был заложен в ноябре 2013 года и на сегодняшний день является самым большим и мощным атомным ледоколом в мире. Атомоход будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.
Главными задачами этих ледоколов являются обслуживание Северного Морского Пути и проведение различных экспедиций в Арктику. Благодаря использованию переменной осадки ледоколы данного проекта способны равноэффективно работать как на глубоких арктических водах, так и в устьях полярных рек.
Данный ледокол является головным в группе из трёх ледоколов.
Спуск начался по старой морской традиции с того, что настоятель Николо-Богоявленского Морского собора освятил атомный ледокол. После этого спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, следуя древним традициям кораблестроителей, разбила бутылку шампанского о корпус атомохода.
Ну а затем рабочие завода срезали задержник - устройство, удерживающее корабль на стапелях, и новый ледокол сошёл на воду.
Событие это знаменательное, благодаря этому судну мы можем смело выходить на качественно новый уровень освоения Арктики, которая является сегодня одним из приоритетных направлений.