Клеопатра - последняя из фараонов, первая из женщин - политиков, мечтавшая о египетско-римской империи, которая стала реальным фактом после смерти Клеопатры с разницей лишь в том, что монархи империи вели свой род от Октавиана, внучатого племянника Цезаря, а не от Цезариона, его сына.
История жизни Клеопатры, её любви и трагической смерти остаётся до конца не разгаданной. Более двух тысяч лет образ Клеопатры окутан романтическим ореолом тайны.
Историки, как древние, так и современные, сходятся в том, что Клеопатра была женщиной исключительного интеллекта, властолюбивой, обаятельной, дерзкой, честолюбивой, беспринципной, проницательной. Она говорила на семи языках, была автором книг по философии, единицам веса, измерений и монетной системе, а также книг о причёсках и косметике.
Клеопатра возродила обряды древней религии Египта, приняла символ Богини Хатхор - дочери Бога Ра и считала, что является представительницей Бога - Солнца на Земле, посредницей между человеком и Богами.
На стенах египетских храмов (Дендера, Гермонтис) выполнены барельефы, на которых изображена Клеопатра, беседующая с Богом Амоном. В поздние годы правления Клеопатры события датировались, ведя отсчёт «от (или после) союза Клеопатры с Амоном».
Миф о божественной связи Клеопатры не был чем-то удивительным или оригинальным. Мифологический вымысел подобного рода использовался в Древнем Египте в отношении рождений Хатшепсут и Аменхотепа III.
Клеопатра добивалась желаемого результата своим блестящим умом, храбростью и безграничным оптимизмом, с помощью хитрости, игр, уловок, интриг.
Как говорят эзотерики, «запускала мыслеформы или мыслеобразы в материализацию», а потом «отпускала ситуацию» и добивалась желаемого.
Для древнеримского поэта Горация Клеопатра была женщиной «достаточно сумасшедшей, чтобы вынашивать самые фантастические надежды, будучи любимицей судьбы».
Клеопатра была последней царицей Древнего Египта, одной из дочерей царя Птолемея XII. Она стала царицей в 18 лет и до самой смерти (в 39 лет) оставалась личностью, о которой рассказывают самые прекрасные и самые загадочные истории. Вот некоторые из них:
Клеопатру отождествляли с Исидой, Венерой - Хатхор, Венерой - Афродитой. Сохранилось предание о том, что одна из её знаменитых жемчужных серёжек была разрезана на две части и украсила уши статуи Венеры в римском пантеоне. Были найдены монеты, на которых Клеопатра изображена как Афродита с младенцем Цезарионом, который олицетворял Эроса.
В древнем городе Эфесе (современная Турция) была обнаружена гробница родной сестры Клеопатры - Арсенои. Анализ останков говорит о том, что мать Арсенои была африканкой. Учёные предполагают, что матерью Клеопатры и Арсенои была наложница Птолемея XII. Возможно, в Клеопатре текла африканская кровь.
Однако, как пишет Артур Вейгал в книге «Клеопатра. Последняя царица Египта», «в венах Клеопатры, вероятно, текла и толика сирийской крови, так как её бабушка, любовница её деда Птолемея Латира, была из этого народа. Клеопатра, несомненно, имела македонские, греческие и иранские гены».
Из рассказа древнегреческого философа Плутарха известно, что Юлия Цезаря «покорило доказательство смелого ума Клеопатры», когда она велела Аполлодору с Сицилии закатать её в одеяла, обвязать верёвкой, и так пронести через дворцовые ворота на встречу с Цезарем.
Юлианский календарь, на котором основывается наша нынешняя календарная система, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. благодаря предложению Клеопатры пригласить в Рим её придворных астрономов, которые внедрили новую календарную систему, основанную на египетском календаре.
Когда Марк Антоний звал Клеопатру на первую встречу, она несколько раз её откладывала. В это время Клеопатра тайно воздвигала грандиозный корабль - сюрприз. Огромное судно из драгоценной древесины под алыми парусами, источающее фантастическое благоухание, приплыло к Антонию в сумерках, под звуки нежнейшей музыки. Когда Антоний пришёл в себя от потрясения, сумерки сгустились, и на корабле зажглась грандиозная иллюминация.
В исторических хрониках упоминается пари Клеопатры с Антонием, суть которого заключалась в том, что она сама может легко потратить сумму, равную нескольким сотням тысяч сестерциев, на один прием пищи. Когда в конце пиршества Антоний подсчитал общую сумму расходов, Клеопатра сказала: «теперь я попробую потратить оговоренную сумму на себя». Царица сняла серьги с двумя огромными жемчужинами, каждая из которых стоила больше половины суммы, заявленной в пари, вынула одну из жемчужин, бросила её в чашу с уксусом и выпила содержимое.
По словам Плутарха, по окончании пиршеств, которые Клеопатра организовывала для Антония, царица дарила каждому гостю диван, на котором он возлежал, кубки, стоявшие перед ним на столе, а самым главным гостям - паланкины вместе с рабами-носильщиками. Менее значительным гостям она предоставляла лошадей в золотой сбруе.
В память о женитьбе Антония и Клеопатры были отчеканены монеты, на которых изображены их головы и написаны их имена. В честь этого события Клеопатра начала новое летосчисление своего правления, и на монетах, выпущенных шестью годами позже, рядом с головами Антония и царицы есть надпись: «В правление царицы Клеопатры, в 21-й, который также есть 6-й год Богини».
Для развлечения римлян на пиру, Клеопатра как-то приказала усыпать пол в пиршественном зале розами высотой в полметра. Цветы образовали сплошной ковёр благодаря сеткам, которые были натянуты над ними и прикреплены к стенам, а гости шли к своим ложам по ароматному ковру.
Поскольку расточительство Клеопатры не знало границ, а ее богатство казалось неисчерпаемым, алхимики тех времён верили, что царица владела философским камнем, который давал ей возможность превращать простые металлы в золото.
О Клеопатре говорили, что царица не пьянеет благодаря магическому кольцу с аметистом, который обладает способностью изгонять винные пары из головы того, кто его носит.
У Галена (античного медика) сохранился любопытный рецепт Клеопатры для лечения облысения. Возможно, это был тот самый рецепт, который она составила для Цезаря, скрывающего свою плешивую макушку под лавровым венком императора. В качестве лечения Клеопатра советовала: «Истолочь красную серу с мышьяком и смешать со смолой дуба. Положить смесь на тряпицу и прикладывать, предварительно хорошенько намылив лысое место».
Клеопатра собирала коллекции всевозможных ядовитых снадобий и часто ходила в темницу, чтобы там проводить свои эксперименты на осужденных преступниках.
Из всех историй, рассказанных об огромном научном любопытстве Клеопатры, самой необычной является история, изложенная в Талмуде (Ниддах), которая повествует об экспериментах, проводимых царицей с её служанками, приговорёнными к смерти. Эксперименты проводились, чтобы определить, в какой момент плод в утробе обретает форму, становится эмбрионом, и установить, когда реально зарождается человек путем вхождения в него души.
Историк Кристофер Шефер полагает, что Клеопатра умерла не от укуса змеи, как было принято считать, а от смертельного коктейля из опиума и растения болиголов. Изучив древние медицинские тексты, учёный сообщил, что смерть от укуса кобры наступает в течение нескольких дней, а на теле жертвы выступают пятна. Клеопатра же хотела оставаться красивой и после смерти, поэтому использовала смесь опиума с ядовитыми растениями, и умерла в течение нескольких часов, не испытав при этом мучений.
Однако, их всех писателей древности вопрос о смертельной силе змеиного укуса и предполагаемом использовании его Клеопатрой, разрешил Элиан Клавдий - древнеримский писатель и философ, который писал: «чрезвычайно трудно обнаружить проявления или следы змеиных укусов, а змеиный яд удивительно быстродействующий. Когда придворные Октавиана заметили два крошечных прокола и след змеи на песке, они поняли, что без змеи тут не обошлось».
Смерть Клеопатры была неким ритуальным действом с глубоким смыслом, обрядом, подчинённым строгому канону. Клеопатра просила Октавиана разрешить похоронить Марка Антония в Египте. Она хотела быть похороненной рядом с мужем, поскольку мечтала воспроизвести миф об Осирисе и Исиде.
Из рассказов Плутарха известно, что гробница Клеопатры была частью храмовых построек, чтобы останки царицы покоились на территории святилища Богини Исиды, с которой её отождествляли. Мавзолей поражал своей высотой и был построен из ценных пород мрамора. Плутарх сообщает, что по приказу Октавиана последняя царица Египта была погребена подле своего поверженного супруга - римлянина.
Римский историк Дион Кассий утверждает, что тело Клеопатры, как и Антония, было забальзамировано. Только вот где находится могила Клеопатры и Антония, никому неизвестно.
Землетрясения, цунами, вооруженные конфликты стёрли с лица земли тот древний квартал, где 300 лет жили поколения семьи Клеопатры. Теперь величие и слава древней Александрии покоятся глубоко на морском дне.
В апреле 2009 года министр по делам древностей Египта Захи Хавасс сообщил, что радарная съёмка в храме Тапосирис Магна (современный Абусир) показала три важных аномалии, одна из которых может быть гробницей Клеопатры и Марка Антония.
Храм Осириса расположен в 45 километрах к западу от Александрии и был построен в правление царя Птолемея II. Это священное место - одно из тех, где по легенде было захоронено тело Осириса (или один из его фрагментов).
Под развалинами храма обнаружен 120-метровый тоннель, заполненный песком. Очистив его, ученые нашли посмертную маску Антония, статую Клеопатры и 20 монет с её изображением, отчеканенных в Египте во времена правления царицы.
Клеопатра заранее всё спланировала - как ей жить, как умереть и как должны найти её саркофаг. Осталось только ждать завершения раскопок.