ЛМ-57 - советский четырёхосный трамвайный вагон. ЛМ означает «Ленинградский Моторный». Первый прототип вагона ЛМ-57 был построен на ленинградском ВАРЗе в 1957 году (отсюда индекс 57 в названии вагона). Серийный выпуск начался в том же году и продолжался до 1968 года, когда ЛМ-57 был заменён в производстве следующей моделью ВАРЗа, ЛМ-68. Внешний дизайн трамвайного вагона был отражением духа той эпохи с устремлением ввысь - он получил «зализанные» аэродинамические формы.
Вагон разработан известным ленинградским архитектором, профессором И. А. Ваксом, основателем школы ленинградского дизайна.
Первый выпущенный вагон получил ампирную хромированную эмблему ВАРЗа и также хромированные молдинги. Последующие серийные вагоны были оформлены более скромно, но тем не менее получили у трамвайщиков неофициальное прозвище «Стиляга».
Трамваи ЛМ-57 работали в Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Горьком, Магнитогорске, Казани, Саратове, Архангельске и Нижнем Тагиле. В 1983-1985 годах они были выведены из эксплуатации. В отличие от ЛМ-49, многие вагоны этого типа уже были на грани выработки ресурса, поскольку в начале 1960-х годов уже началась экономия на металле несущих конструкций вагона с целью увеличения их выпуска. По субъективному мнению значительного числа вагоновожатых, ЛМ-57 был самым красивым трамвайным вагоном, на котором им приходилось работать. Надёжность вагона в целом была достаточно высокой, хотя и уступала более простым по конструкции довоенным и первым послевоенным трамваям.
В конструкции вагона решили применить сразу несколько прогрессивных технических решений: торможение двигателями, электромагнитный рельсовый тормоз и дополняющие его барабанный дотормаживающий и стояночный - с пружинным приводом и соленоидом для растормаживания, а также электрические приводы дверей, стеклоочистителей и звонка. Позднее этот вагон обозначили ЛМ-57. В нем использовали тележки мостового типа с быстроходными тяговыми электродвигателями, а для снижения шума при движении в конструкцию колес встроили 16 резиновых вкладышей. Салон с приточно-вытяжной вентиляцией обогревался пуско-тормозными реостатами.
Первый вагон ЛМ-57 с заводским номером №5001 изготовили к 40-летию Октябрьской революции, почему-то передали в Киев, где эксплуатировали в депо им. Ленина на маршруте №5 по Брест-Литовскому проспекту до Святошина. В1958-1960 гг. изготовили 30 опытных ЛМ-57. В 1961 г. - освоили серийный выпуск ЛМ-57 упрощенной конструкции без «архитектурных излишеств». Кузов ЛМ-57 собирали на сварном каркасе из вертикальных стоек и продольных поясов. Листы дюралевой обшивки крепили заклепками, внутренние их стороны покрывали звукопоглощающей пастой, пространство между наружной и внутренней обшивкой заполняли пакетами с теплоизолирующими материалами.
Специально для ЛМ-57 разработали несколько вариантов окраски яркими цветами. За это ЛМ-57 прозвали «стилягами». В трамвае было 26 окон, из них 18 - с откидной поворотной форточкой в верхней части. В салоне разместили мягкие диваны: 16 одноместных, 8 двухместных и один четырехместный на задней площадке. Деревянный пол в проходе покрывали резиновым ковриком, а под сиденьями - линолеумом. Каркас потолка в виде дуги обшивали фанерой, на которую устанавливали круглые плафоны освещения.
ЛМ-57 серийно строили в 1961-1969 гг. В Ленинград поставили 711 вагонов. Номера этим трамваям присваивали на заводе и в дальнейшем не изменяли. По традиции у моторных вагонов были нечетные номера с 5001 по 5999. Поскольку прицепные вагоны серийно не выпускали, то нумерацию в дальнейшем продолжали четными номерами с 5002 до 5424.
Вагоны ЛМ-57 работали на маршрутах всех ленинградских трамвайных парков, кроме Совмещенного трамвайно-троллейбусного. В 1964 г. этими вагонами полностью укомплектовали парк им. Скороходова. Кроме Ленинграда и Киева ЛМ-57 работали еще в семи городах страны: Горьком и Ташкенте - по 75, Магнитогорске - 70, Нижнем Тагиле - 55, Саратове - 30, Архангельске - 13, Казани - 9 вагонов.
Жаот, что теперь на питерских улицах уже не встретишь подобного красавца