Давным-давно, ещё в начале века… Звучит уже загадочно и завлекательно, правда? Этого, конечно, века, так что, не так уж и давно на самом деле (ироничная усмешка). Я просто привлекла ваше внимание к тому, как просто обмануться, даже если никто и не обманывает нас намеренно. Наш мозг сам дорисовывает картинку, прекрасную или ужасную, любую, но свою. В зависимости от своих желаний, предпочтений, надежд и страхов, просто настроения. На этом и построен мир маркетинга, рекламы и продаж. Рекламный слоган или ролик или хороший продающий текст всегда использует эту функцию мозга - дорисовать картинку счастья исходя из собственных представлений о нём. Рекламщику не нужно точно знать, чего конкретно хочется его клиенту, достаточно лишь набросать эскиз, клиент достроит образ сам. И этот образ будет идеальным, бьющим точно в цель. А цель всегда одна - продать товар. Для этого нас убеждают в том, что товар нам нужен, абсолютно необходим, без него никак не обойтись. Купите эту «всемнужку» (смотрели мультик «Лоракс»?), и будет вам счастье. Эта функция мозга - дорисовать - известна людям испокон веков. Она необходима нам для выживания. В тёмном первобытном лесу очертания предметов нечёткие, обманчивые, и наш мозг дорисовывает неясные кусочки пазла окружающего мира, складывая их в понятную картинку. Мозг всегда старается нас защитить, вовремя распознать опасность, притаившуюся в кустах, вычислить засевшего в засаде хищника. Мозг достраивает реальность, чтобы нас не смогли обмануть и попадает в ловушку - обманывается сам. «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!», - кто не знает эти бессмертные строки Пушкина? И кто над ними хоть раз серьёзно задумывался? Кроме самых умных, желанных, соблазнительных женщин и самых крутых маркетологов? Ведь так работают соблазн и маркетинг - немножко «вкусной» правды, немножко яркой и красивой упаковки, немножечко игры, интриги, тайны, недоговорённости и вызова «хочешь попробовать?». И покупатель сам всё дорисует, обманется, сам соблазнит себя картинкой будущего счастья. И купит всё, что автору «сладкой картинки» нужно продать. И кошка поймана, сама того не зная, даже если сначала хотела убежать. «При чём здесь кошка?», - спросите вы. А вот при чём. Давным-давно, ещё в начале века... Я, тогда ещё наивная юная девочка, выпускница педагогического университета, ничего не знающая ни о каких «маркетингах, рекламах и пиарах», попала на работу в крупную западную компанию. Просто за ум, сообразительность, крутое знание английского и «многообещающий потенциал». И окунулась с головой в маркетинг и продажи. Не зная ничего о них СОВСЕМ. И понеслось… Конечно, первым делом меня отправили на курсы маркетинга. ЗА ГРАНИЦУ! (усмешка). Сейчас даже не объяснить, что это значило тогда. Уже забылось, что когда-то «заграница» была почти другой планетой, другим загадочным и ярким миром, живущим по другим законам. Это сейчас, ну до коронавируса, конечно (грустная усмешка), почти все могут путешествовать по ставшему глобальным миру, работать и учиться где угодно, нигде не чувствовать себя совсем чужим. Тогда всё было абсолютно по-другому. Но это тема отдельного рассказа. Может, позже. Так вот, там, за границей, в Австрии, мне вдруг открылся целый новый неизвестный мир. И бытовой - другие люди, образ жизни и культура, и деловой - его величество Маркетинг. Преподаватель - гуру маркетинга - Джон, ну допустим, Уэйн (не помню точно имени, ведь это было аж в начале века) нам сходу объяснил, что маркетинг - это искусство соблазнения. И девочкам, конечно, стало интересно, все навострили ушки - вот так он сразу нас поймал. Ну что тут скажешь? - классный маркетолог! Он говорил: «Нам нужно, чтобы покупатель страстно захотел купить товар, даже если этот продукт ему сейчас совсем не нужен. Клиент должен поверить, что без этого продукта ему теперь совсем никак не обойтись. Что с этим продуктом его жизнь изменится в лучшую сторону кардинально и резко. Практически сразу. Как по волшебству». Мы слушали, конечно, но не особо понимали и спрашивали: «Что за бред? Как можно страстно захотеть то, что тебе совсем не нужно? Как может нормальный психически здоровый человек захотеть купить за собственные деньги!!! какую-то совсем ему не нужную фигню?!» Джон отвечал: «Легко! Я объясню на кошках». «При чём здесь кошки?», - спрашивали мы. «Ну вот, допустим, вам нужно не клиента нового привлечь, а поймать кошку. Кошка - создание умное и независимое, и, конечно, ловиться не желает. Она сбегает, ускользает, уворачивается, царапается и кусается. И если даже супер ловкий человек её поймает, то вряд ли с лёгкостью удержит. Кошка при первой же возможности освободится и сбежит. И всё придётся начинать сначала. И в результате - максимум усилий с минимальным КПД. Нам это надо? Вряд ли. Как сделать так, чтобы она не улизнула? Лишать свободы нашу кошечку по правилам нельзя». Актёрская многозначительная пауза, в которой почти слышно было как у нас старательно скрипят мозги, перебирая все возможные варианты ответа. «Маркетинг?», - пискнул неуверенно мой робкий голосок. Ведь я была отличницей и чётко понимала, что раз у нас курс по маркетингу, то он и есть ответ на все глобальные вопросы. Хотя это было пока что единственным, что я понимала в предмете (усмешка). «Конечно!», - радостно-торжественно воскликнул Джон, - «МАРКЕТИНГ кардинально меняет ситуацию в нашу пользу - не надо ловить кошку, она сама захочет к нам прийти, сама останется, без принуждения и без избыточных усилий с нашей стороны. Её просто нужно чем-то привлечь. Нужно узнать её потребности. И дать ей что-то, что ей нужно - укрытие, еду… Ну это ж просто кошка - не так уж заморочены её желания. Поставь ей миску с лакомством и отойди в сторонку, спрячься. Пускай не знает, что ты намеренно пытаешься её завлечь. Она придёт сама. Сначала будет осторожничать. Но не найдя опасности расслабится. И даже не поймёт, что она поймана, приручена, соблазнена. Вы думаете, с человеком не так просто? Вы ошибаетесь - мы те же кошки, и нас не сложнее поймать, чем её. Мечты, желания, воображение...Я расскажу вам как использовать всё это в своих целях. Я научу вас соблазнять.»
Продолжение следует...