Чай и женщина в русской традиции: от женственности до испорченной репутации - один шаг

Jul 14, 2011 11:34

 Сегодня хочу буквально чуть-чуть рассказать о чае т женщине в русской чайной традиции.



Не смотря на то, что чай был привезен в Россию мужчиной ( боярским сыном и послом Василием Старковым), опробован мужчиной (царем Михаилом Федоровичем, который, если верить легенде отер бороду после первой чашки и сказал «еще»), описан мужчиной («когда привыкнешь - становится гораздо укусно»), долгое время считался мужским напитком (пока не было традиции пить чай с сахаром), все же к 18 веку чай и женщина становятся … практически родственными понятиями.

18 век, 19 век - умение заваривать чай - это символ женского мастерства, хочется сказать хозяйственности, но нет, скорее … женственности.

Например, хранение чая. Чай должен был хранится у хозяйки дома. При чем не просто хранится или валятся на какой-нибудь там кухонной полке, а нет - чай хранился в святая-святых - в спальне хозяйки дома. Для чай отводилось специальное место в комоде. Для хранения чая были всевозможные приспособления в виде шкатулочек, которые закрывались на ключик. Так же с особой бережности и трепетом хранился сахар. Кстати о сахаре - ведь в деле появления сахара-рафинада, тоже как говорится, « шерше ля фам».

Заваривание чая - тоже важная вещь в русской традиции. Как в 18 веке, так и в 19 веке - когда чай переходит из … «напитка роскоши» в «напиток гостеприимства» - заваривание чая - святая женская обязанность. Будь то в богатых семьях (где было кому заниматься хозяйством), или семьях среднего достатка чай заваривала старшая женщина дома - хозяйка дома. В крайнем случае, старшая дочь в семье. Со временем, конечно, многое стало упрощаться. И у Пушкина в «Евгении Онегине» чай заваривает и младшая дочь. Помните:

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая:
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукой,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал…

Опять-таки, женская репутация и чай. Уж не знаю, как создать себе репутацию, но испортить себе ее через чай можно было запросто. Банальным жестом - не-предложением гостю чая. Зашел к вам гость - за спичками, за луковицей, в картишки перекинуться, посплетничать - повод и продолжительность визита не важны. Будь добра предложить гостю чай. Он (или она) запросто могли и отказаться - особенно если повод пустячный- тут никто бы не обиделся. НО ЕСЛИ ЭТО НЕ ДЕЛАЛОСЬ!!!! Если это не делалось - все, гость запросто мог идти и с чистой совестью рассказывать, что эта женщина - оооочень плохая, пустая, никчемная. И дел с ней иметь не стоит. Ведь даже чаю не предложила. Так что чай - это было важно.

Опять же - что подавать к чаю, какие чайные закуски - бублики-баранки, пирожки, варенье, сливки, сухарики - мода на все это менялась. И женщина должна была быть в курсе всех этих ….изменений.


Застольная беседа. В русской традиции молчание за чайным столом - было признаком дурного тона. За столом нужно было говорить, беседовать. Теме зачайной беседы даже были посвящены книжки и брошюрки. А тон, тему, направление беседе задавала, как вы понимаете, хозяйка чаепития. Писалось, что хозяйка, умеющая направить зачайную беседе в нужное русло - благословение дому.


Увы, время шло, традиция менялась (к сожалению, не в лучшую сторону). Но кто знает, может наступит момент, когда чай опять станет неким ритуалом, священнодействием, символом.

Чайные девичники. Почему бы и нет?


Необычный День рождения или 9 «за» в пользу чайной церемонии.

Организаторам праздников 

чай и женщина, русская чайная традиция

Previous post Next post
Up