"Тринадцатая сказка"

Jan 29, 2014 02:02

Сегодня я расскажу вам историю. Историю о "Тринадцатой сказке".

"Тринадцатая сказка" Дианы Сеттерфилд - особенная для меня книга. С детства я проводила все свое свободное время в далеких мирах. Если вы меня теряли, то скорее всего тут же находили в кресле с новой книгой. Когда я читала, я не реагировала ни на что. Мне не мешали ни разговоры, ни телевизор, думаю, внезапное появление инопланетян тоже отвлекло бы ненадолго.
К старшим классам школы я перестала так удобно помещаться в кресло целиком. Телевизор стал настойчиво жужжать, разговоры отвлекали, а интересных и непрочитанных книг как будто стало меньше. Я все еще читала, куда же без этого, но такого запойного чтения, как в 10 лет, уже не знала.
И вот в 16 мне подарили "Тринадцатую сказку". Это было как вернуться домой, где тебя ждет крестная фея и принц одновременно. Я не расставалась с книгой ни днем, ни ночью, пока не прочитала ее до конца. И когда она все же закончилась - я вернулась в библиотеку. Откуда, кажется, и не выходила с тех пор.
Вы, наверное, уже догадываетесь, какие чувства породила во мне новость об экранизации. Сам факт был подарком, но Ванесса Редгрейв, Оливия Колман - I couldn't hope for more. И экранизация вышла чудесной. Правда, они сделали все, что могли. У них было 90 минут - и книга, в которой играет каждая деталь. 90 минут - и никакой возможности показать все, потянуть за все ниточки. И все же было ошибкой перечитать книгу перед тем, как смотреть. Возможно, и не замечала бы я каждую мелочь. Возможно, было бы проще. Это хорошая экранизация: в ней прекрасные степи и чудесный дом (хоть он и представлялся мне более запущенным), в ней чудесная музыка (жаль, я и без того знала, где пугаться), в ней прекрасные актеры (не только упомянутые выше дамы), но мне не хватило. Мне попросту не хватило.
Они взяли прекрасную историю и причесали ее. Они лишили ее готики, мистики, лишили ее ощущения подспудного ужаса, страха, тоски осознания. Но больше всего мне жаль двух моментов. Моментов, на которых строилась для меня эта история:
[спойлеры]
1) История самой Маргарет. Здесь мы видим близняшку, потерявшую сестру в сознательном возрасте, по причине, в которой могла быть часть ее вины. Мы видим человека, потерявшего близкого. И нам это понятно, или мы пытаемся это понять. Но что значит потерять человека, которого ты никогда не знал? Потерять сестру-близнеца при рождении, когда и вспомнить-то не можешь, что она была. И потом всю жизнь жить с этим шрамом на боку и видеть ее в каждом зеркале, тосковать по той, которую не знала? В этом для меня история Маргарет, в этом ее боль, которую пытаешься понять, но все равно можешь осознать только смутно.
2) История Виды Винтер. История, боль которой до конца понимаешь, только в конце. Боль от того, что ты спас любимого человека. Или не любимого? И никогда-никогда не узнать правды: кто умер в огне, Аделина или Эмеллина? Кого удалось спасти: любимую сестру или чудовище? И все равно до конца беречь. И даже верить, наверное, до конца. И вот эта часть и без того мрачной истории всегда вызывала у меня тоску и отчаяние. И именно ее меня лишили. Виду лишили.
3) Сама Тринадцатая сказка. Жестокая, хлесткая, наотмашь - та, что так объясняет и так подытоживает эту историю.

Я покажу этот фильм маме. Я честно посоветую его друзьям. Но если я захочу еще раз услышать историю Виды Винтер - я открою книгу. И снова погружусь в тот далекий, затягивающий мир.

книжное, эти прекрасные британцы, books

Previous post Next post
Up