Jan 24, 2012 00:38
Знаете, что самое трудное в работе с детьми? Самое трудное - молчать. Вот просто молчать, не вмешиваться в деятельность ребенка, не давать никаких ценных указаний. Попробуйте, и поймете истинность моих слов.
Пришел как-то ко мне мальчик по имени Женя. Женя не говорил, за столом не сидел и инструкций не выполнял. Мама тратила очень много сил, и физических и душевных, на работу с Женей. Она старалась каждую минуту использовать с пользой и чему-то научить Женю. А потому с ее стороны были тотальный контроль и куча указаний.
Я в лучших традициях коррекционной работы переняла мамину эстафету. Я постоянно что-то требовала от Жени, не переставая, давала задания и инструкции.
Работа шла очень тяжело. Женя не хотел сидеть за столом, кидался в меня игрушками, кричал. Результаты были близки к нулю.
А потом мама с Женей стали посещать консультации психотерапевта. После нескольких консультаций у нас с терапевтом состоялась беседа.
- Ты заметила, что Женя рисует? - спросил он меня.
- Женя постоянно рисует клетки.
- Мне кажется, - сказал терапевт, - что Женя ощущает себя в клетке, поэтому их и рисует. У него совершенно нет своих желаний. Он живет только желаниями мамы. Под ее чутким контролем. Его самого как бы нет.
- Что мне делать? - спросила я.
- Дай ему свободы.
И вот я привела Женю в игровую комнату. Сказала, что он может делать все, что захочет, а сама села на скамейку и стала молчать.
Первые несколько минут Женя был растерян. Он ждал от меня указаний, но я молчала. Ему пришлось самому решать, что делать. Что же он вытворял!!!! Наверное, тут можно использовать термин деструктивное поведение. Но я ожидала этого, поэтому продолжала спокойно сидеть и молчать. Молчать было достаточно легко.
Через пару занятий Женя устал от разрушений. Ему захотелось чего-то другого и он попытался обратиться ко мне за помощью в выборе деятельности. Но я продолжала молчать, предоставляя Жене сделать свой выбор. Тут молчание мне далось уже намного труднее. Очень хотелось подсказать интересную игру или полезное занятие. Но он должен был сам сделать свой выбор. Я же поддерживала любое его стремление. Хочешь кидать мячик вверх? Здорово. Стоять в центре комнаты и громко кричать «Хаз!»? Замечательно.
А вот третий этап был для меня самым сложным. Женя стал активно исследовать среду вокруг себя, экспериментировать с предметами, пробовать разные действия. Как же мне хотелось подсказать ему, помочь, показать как правильно. Но я молчала.
Когда ребенок берет в руки мячик, мы, практически инстинктивно, начинаем давать ему указания: «Брось мне мячик. Мяч можно кидать об стенку» и т.д. Если бы я не сдержала себя в тот момент, вся предыдущая работа пошла бы насмарку.
Потом я узнала, что это такая целая методика - ждать инициативы ребенка и подкреплять ее. А пока я просто молчала.
Через какое-то время мы заключили с Женей договор, что делим наше занятие на две части. Первая часть принадлежит Жене: первые полчаса мы делаем то, что хочет он. А вот вторая часть моя. И мы делаем то, что хочу я.
Женя выполнял договор и в «моё» время спокойно садился за стол и выполнял задания, которые я давала. Но и я выполняла правила договора.
Постепенно «моё» время увеличилось до 45 минут. А потом мы поменялись местами: Женино время перенеслось в конец занятия, став, в некоторой степени, подкреплением.
Для достижения этого результата нам с Женей понадобилось вдвое меньше времени, чем я уже потратила, пытаясь добиться от Жени выполнения инструкций привычными методами. Так что молчание - золото!
истории из жизни,
аутизм