Недавно прочитала, как архитектор сетует на то, что люди совершенно перестали рисовать, и теперь полагаются исключительно на фотокамеры, чтобы запечатлеть какой-то момент. И правильно ведь говорит. Раньше хоть как-то выбирали, что фотографировать, заботясь о том, чтобы не тратить зря пленку. А сейчас, в век цифры, мы фотографируем всё, что движется на что падает взгляд, не сильно задумываясь.
Вот сидим мы, например, позавчера в Британском музее рядом со скульптурой, Катя её рисует. И сразу люди, до этого на эту каменную даму никакого внимания не обращавшие, глядя сначала в наши блокноты, потом повнимательнее на тетеньку, начинают ее фотографировать. Я бы сказала, даже устраивать вокруг неё некоторый ажиотаж. Конечно, а вдруг она тут самая важная, а они не знали? И при этом, даже не читают табличку с названием.
Только вот вопрос, часто ли мы потом эти фото пересматриваем? Я - почти никогда, если речь не идет о собирании некоторого архива для работы, на который буду потом где-то ссылаться в дальнейших проектах. Но это - уже другое. Это - фотография с определенной целью, а не "щелк-щелк-щелк вокруг". А много ли мы помним тех сцен, которые вот так надокументировали в бесконечных количествах? Если вы мне ответите "да", я все равно не поверю.
Так о чем это я? Да о том, что хочется быть избирательной во всем, и постараться обойтись без этого личного информационного мусора. Другими словами, хочется смысла в том, что меня окружает. Ответ "Да просто нравится" меня уже не устраивает. Именно поэтому, будучи сегодня по делам на Портобелло Маркете, я, взяв с собой, как обычно, свой фотоаппарат, его так и не достала из рюкзака. Далось это не просто. Зато мне удалось почувствовать забытое ощущение, которое испытываешь, когда пытаешься определить главное. Выделить это "главное" для себя, отряхнуть его от мусора, и уж тогда запомнить. Но запомнить уже на 100%, потому что то, что выбрала в итоге, и было, на самом деле, самым важным.
Вот в этом и помогает блокнот и ручка. Зная, что многого запечатлеть не получится, как бы ни хотелось, начинаешь поневоле по-другому смотреть на вещи. А рисуя что-то, предварительно выбранное, еще больше углубляешь то впечатление, которое изначально привлекло. И вот, запретив себе доставать камеру, и еще не умея быстро рисовать, я всё-таки не смогла пройти мимо этого стола с огромными сковородами с паэльей и танцующими вокруг них поварами. Вот он, признак "важности" момента - когда не получается пройти мимо, даже если процесс зарисовки этой сцены, стоя в течение часа среди толпы постоянно любопытствующих людей, чертовски пугает. Но навык появится, а запечатленный, и действительно важный, момент - вот он. И не только в блокноте, но и в памяти. На этот раз, действительно надолго.
Все эти рассуждения - результат того обучения, который я сейчас прохожу в колледже. И, самое важное, что мне это не на лекции сказали, как было бы у нас в институте, а к этим выводам я пришла сама в процессе работы над проектами, за чтением книг, и за написанием одного из курсовых проектов. Анализ не только своей работы, но и происходящего вокруг - неотъемлемая часть учебного процесса здесь. Примерно так, как этот пост, будет выглядеть та часть проекта, книга, называемая Reflective Journal ("Дневник размышлений", если перевести грубо). Не могу пока описать словами ценность конкретно этой части работы, но она огромна.
P.S. Пока я рисовала, хозяин этой маленькой испанской "кухни" Ник неожиданно предложил мне порцию паэльи в обмен на скан этого скетча, посланный ему по е-мейлу! Так что, там было не только весело, но и очень вкусно. Вот и награда за мучения. Хотя и не единственная, конечно.