«Eclipse»: Настольный Master of Orion

Oct 29, 2013 16:57




Зарубежное название: Eclipse: New Dawn for the Galaxy
Издатель: Lautapelit.fi
Геймдизайнеры: Touko Tahkokallio
Сайт: http://www.lautapelit.fi/
Тип: настольно-печатная
Число игроков (и оптимальное): 2-9 (4-6)
Сложность освоения: высокая
Время подготовки: 20-30 минут
Время партии: более 2 часов

Галактика долгие годы была мирным местом. И после беспощадной войны Земли и Ориона (30.027 - 33.364) основные космические цивилизации постарались сделать всё возможное, чтобы подобное не повторилось. Общими усилиями был создан Галактический Совет, который должен был поддерживать хрупкий мир. Он предпринял множество мужественных попыток предотвратить распространение агрессии в Галактике. Тем не менее, среди основных цивилизаций и в самом Совете растут напряжённость и разногласия. Распадаются старые союзы и в тайне подписываются новые необдуманные соглашения. Противостояние сверхдержав неизбежно - осталось только выяснить результат этого конфликта. Кто выйдет из войны победителем и станет повелевать Галактикой?




So it goes.
Eclipse - настольная космическая стратегия в жанре 4X: eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate (исследуй, расширяй, эксплуатируй, уничтожай). Каждый игрок принимает бразды правления одной из космических цивилизаций и пытается привести ее к господству над Галактикой. В процессе игры цивилизации открывают новые технологии (explore) и заселяют пустые сектора космоса (expand). Иногда там встречаются враждебные корабли Древних и их уникальные технологии. С освоенных планет добываются нужные ресурсы (exploit). Когда пустых систем не остается, их приходится освобождать, громя космические флоты других игроков (exterminate) и посыпая их беззащитные планеты нейтронными бомбами. Естественно, что такие бомбы сперва нужно изобрести. А еще кто-то должен оплатить все эти завоевания!

ГАЛАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ


Принадлежности игрока в начале игры, включая фигурки доступных кораблей и стартовый мир.
Обилие компонентов пугает, но на самом деле пользоваться ими просто и удобно.В Eclipse очень интересная и умная экономическая модель, которая связывает воедино доходы цивилизации, количество подконтрольных миров и число совершенных действий. Игроку ничего не мешает совершать масштабные маневры флотов, завоевывать гигантские просторы и перевыполнять пятилетки по производству крейсеров. Даже все сразу и за один ход. Но цена за это - стремительно разрастающиеся расходы всей цивилизации. Так масштабные завоевания в центре Галактики могут способствовать вымиранию миров периферии - их будет просто не на что содержать!



Подробности: Нижний ряд обозначает расходы цивилизации. Диски снимаются с него для освоения систем и совершения действия, которые обозначены в верхнем правом углу.
Последнее открытое число в этом ряду - расходы в данный ход (здесь это 17).
Чем больше систем вы хотите контролировать и чем больше действий совершаете, тем выше будет это число.
Три ряда кубиков наверху - прирост денег (18), науки (21) и промышленности (12).
Перекладывая кубики с этих рядов на освоенные планеты, вы тем самым повышаете ваш доход определенного ресурса.
Подконтрольные игроку планеты заселяются и начинают приносить деньги, а также ресурсы науки и производства. Первые идут на содержание цивилизации, вторые нужны для разработки научных технологий, а третьи - для производства космических кораблей и полезных космических сооружений. Например, можно изучить технологию «Орбиталей» (Orbital) и строить кольцеобразные миры вокруг звезд. Люди смогут там жить и двигать вперед науку или приносить деньги.



"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною"
Неисследованная Галактика на старте игры. Скоро ее заполнят гексы и боевые корабли.
Научных технологий в игре много и делятся они на три типа - военные (military), матричные (grid) и нанотехнологии (nano). Каждый ход на специальное поле выкладывается несколько случайных технологий, доступных для изучения. Стартовый ассортимент технологий также случаен. Любой игрок может потратить указанное число научного ресурса и приобрести жетон приглянувшейся технологии. Причем если стараться скупать технологии одного типа, они будут становиться дешевле.



Основной игровой планшет, общий для всех игроков.
Подробности: На верху видно три ветки технологий, внизу - запас модулей. Справа находятся прочие нужные фишки,
включающие корабли Древних,открытия и космические постройки - Орбитали и Монолиты.
Технологий тут масса. Есть здесь новые типа построек (Орбитали, Звездные базы), разные улучшения экономики и конечно же новые виды вооружения. Купив такой жетон технологии, игрок получает право устанавливать новые виды модулей на свои звездолеты. Тут есть плазменные ракеты, фазовые защитные поля и прочие тахионные двигатели... Любой каприз за ваши научные ресурсы!

БИТВА ЗА ЗВЕЗДЫ
Все, что может быть использовано как оружие, будет использовано как оружие.
-Станислав Лем

Сражения в Eclipse - это не просто способ померяться численностью флотов и крутостью технологий, как бывает обычно. Это еще и способ выяснить, чья раса оказалась самой изобретательной в конструировании кораблей! И это одна из самых замечательных особенностей игры. Конструирование выгодно отличает Eclipse от других игр того же жанра (Space Empires, EVE Conquests) и заставляет вспомнить гениальную компьютерную стратегию Master of Orion.


Эта свалка пластиковых фигурок на самом деле страшный звездный бой на смерть.

У каждой расы на планшете есть чертежи кораблей которые различаются ценой и числом клеток под оборудование. В игре три вида кораблей, перехватчик (4 клетки), крейсер (6), дредноут (8) и неподвижная космическая станция (5). Несколько стандартных видов модулей доступны всем, а остальные требуют изучения соответствующей технологии. Игрок волен заполнять свои звездолеты любыми модулями руководствуясь лишь парой разумных правил: потребление энергии не должно превзойти выработку (многие модули требует энергии, а выдает ее модуль реактора) и корабли не должны остаться без двигателей




Вот что технический прогресс с кораблями делает!
Подробности: Звездочки в белых кружках обозначают дополнительные хиты корабля.
Цифры на фоне белых квадратов это плюс к броску на попадание (для попадания нужен результат 6 или выше)
Желтые и оранжевые квадраты обозначают тип оружия и наносят 1 или 2 урона за попадание соответственно.
За каждое орудие игрок бросает кубик на попадание.
Шестиугольник обозначает двигатель корабля. Большая молния с цифрой - реактор.

В итоге на основе одних и тех же технологий можно создавать непохожие корабли. А каждая новая технология это не просто бонус «+1» всему флоту. Каждое открытие - это масса непростых вопросов.
  1. Против кого это будет эффективно?
  2. А против кого это не поможет?
  3. На какие корабли ставить этот модуль?
  4. Сколько их ставить?
  5. Какие модули придется снять?



Жетоны открытия можно найти исследуя новые сектора космоса. Зачастую их охраняют корабли Древних.
Среди них встречаются добавочные ресурсы, бесплатные технологии и уникальные модули кораблей с потрясающими характеристиками.

Однако как ни старайся, идеальный корабль не построить. Противник может отыскать противодействие для каждого. И модернизировать дизайны кораблей приходиться не раз и не два.

Случай из игры: Автор этой статьи в своей первой игре очень долго и успешно воевал используя тяжело бронированные корабли со слабым вооружением. Однако когда на горизонте замаячили высокотехнологичные вражеские дредноуты, тактику пришлось менять. С кораблей была снята вся броня, а на ее место установлены свежеразработанные плазменные орудия. Несколько таких крейсеров с высокой инициативой атаковали дредноудты первыми. В итоге исполинские корабли погибали от первого залпа и выстрелить в ответ просто не успевали.



Корабельных модулей хватит на всех и это радует.
Огорчает лишь отсутствие в игре органайзера.

Наконец, не последнюю роль в игре играют маневры кораблей. Один маленький перехватчик, прорвавшись за линию фронта, может уничтожать целые системы в одиночку. Поэтому грамотное планирование, хорошие двигатели и тактические технологии вроде маскировочных устройств (Cloaking Device) могут перевесить трехкратное превосходство в огневой мощи.

ПО ОЧКАМ В ДЕВЯТИ РАУНДАХ
Побеждают в игре по очкам и это наверное единственное, что портит ее атмосферу эпических звездных завоеваний. На девятом ходу игра заканчивается и начинается подсчет очков. Конечно же за эти очки нужно бороться, но полное уничтожение противника крайне затруднительно. В первую очередь очки дают за подконтрольные системы, исследованные технологии и разумеется славные победы в сражениях. Кроме того, некоторые расы имеют особые условия их получения. К примеру Наследники Дракона (Descendant of Draco) с Древними на короткой ноге и получают очки за выживание их кораблей. А растительная цивилизация Планта (Planta) склоняется к широкой экспансии и набирает очки за большие подконтрольные территории.



Любой мир можно значительно улучшить благодаря науке. На картинке слева - стартовый мир цивилизации Механема.
Справа он же после застройки и модернизации. Белые кубики - население планет, приносящее ресурсы
.
Вообще все расы сильно различаются и каждая обладает неповторимым стилем игры. У Гегемонии Ориона (Orion Hegemony) сильные корабли и оттого безудержная тяга к сражениям. А Прогресс Гидран (Hydran Progress) любит науку и на сражения плевать хотел... до тех пор, пока не будут изучены антиматериальные орудия и глюонные компьютеры управления огнем! Ну а люди (Earth Federation) как всегда оказались крепкими середнячками, которые могут заниматься всем в меру эффективно.

ИТОГ
Высокая реиграбельность, неповторимость каждой партии и умеренная сложность - замечательные особенности Eclipse. Порог вхождения для игры такого жанра относительно низок, ведь правила игры логичны и интуитивно понятны. И поэтому новые игроки могут проявить себя даже в своих первых сражениях.

Что же касается длительности, то здесь игра немного привирает говоря о 30 минутах на одного игрока. На деле игра вчетвером может длиться около четырех часов и даже дольше, но это чертовски интересные часы! Для игры такого формата это не так уж и много, особенно в сравнении с монструозной Twilight Imperium. И если игроки не спорят насчет правил и продумывают свои ходы заранее во время чужих действий, то партия может пройти очень быстро.

Если вы ищите глобальную стратегию с продуманной механикой, и абстрактный набор очков в качестве критерия победы вас не смущают, то Eclipse может стать отличным выбором.

ДОПОЛНЕНИЕ: ПОЯВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ
Eclipse: Rise of the Ancients
Семерка цивилизаций продолжает бороться друг с другом за власть над Галактикой, а в это время из отдаленных и плохо изученных секторов начинают поступать тревожные сигналы. Системы, ранее считавшиеся безжизненными, оказываются населенны Древними! Их миры охраняются кораблями, чьи возможности превосходят все виденное ранее.
И с ними нельзя договориться.

Rise of Ancients - единственное крупное дополнение Eclipse, расширяющее размах игры и оттачивающее ее баланс. В нем появляются новые расы, технологий и открытия, а также несколько новых механик, используемых по желанию.
Список враждующих народов пополнился пиратским Синдикатом Ро Инди (Rho Indi Syndicate). Они не умеют строить дредноуты, но зато отлично сражаются малыми кораблями и делают деньги на войне. Недавно вернувшиеся в Галактику Изгнанники (The Exiles) вместо звездных баз строят вооруженные и населенные Орбитали. А Просветленные Лиры (Enlightenment of Lyra) возводят на своих планетах Храмы, обеспечивающие легкий доступ к могущественным технологиям.


Планшеты новых фракций в дополнении.
Слева направо: Ро Инди, Изгнанники и Просветленные Лиры.

Благодаря введению новых фракций максимальное количество игроков увеличилось до 9, и был введен режим одновременного хода. Расширилась дипломатия - теперь игроки могут заключать альянсы и совместно участвовать в сражениях, вместе делить победу или поражение в конце игры (очки победы альянса равны среднему арифметическому очков его участников).

Наконец, Древние получили десяток уникальных кораблей и несколько богатых родных миров. Крейсеры, которые их охраняют, уничтожить не так-то просто и к каждому нужен индивидуальный подход. Среди новых гексов также встречаются Ульи Древних. В них находятся несколько стандартных кораблей, которые вылетают оттуда в случайных направлениях и кошмарят игроков поблизости. Разумеется не обошлось и без новых модулей, которые можно выбить из Древних.


Слева направо: Улей Древних, родной мир Древних и Галактический Центр окупированный Дредноутом Древних.
Ниже на картинке все виды крейсеров Древних.

В целом это дополнение усиливает и делает интереснее PvE составляющую и значительно расширяет возможные варианты игры с любым числом участников. Оно также выправляет некоторые перекосы баланса базовой игры. Так, например, появилось несколько технологий противодействия плазменным ракетам, которые в базовой игре были очень сильны. И в общем Появление Древних - это дополнение из серии must have, делающее игру гораздо разнообразнее, глубже и интереснее.

игроков:7, игроков:4, вживание:нет, подготовка:9+мин, игроков:6, игроков:9+, игроков:2, сложно?да!, игроков:1, игроков:3, рубрика:обзор, автор: Борис Самарин, жанр:американка, партия:90+мин, тип игры: коробочная, настрой:спортивный, игроков:5, игроков:8, взаимодействие:конфликт, аудитория:взрослые

Previous post Next post
Up