Энергосеть / Power Grid

Jun 07, 2013 18:55

Автор: Борис tielestr Самарин


Зарубежное название: Power Grid, Alta Tensao, Funkenschlag
Издатель: Rio Grande Games, Hobby World
Геймдизайнеры: Friedemann Friese
Сайт: http://riograndegames.com/games.html?id=5
Тип: настольно-печатная
Число игроков (и оптимальное): 2-6 (4-5)
Сложность освоения: умеренная
Время подготовки: 5-15 минут
Время партии: до 2 часов

«Энергосеть» - экономическая настольная игра про развитие сетей электроснабжения в отдельно взятой стране. В Америке или Германии - на ваш выбор. Каждому игроку здесь предлагается возглавить собственную энергетическую компанию и повести ее к лидерству в отрасли. И сделать это предстоит в честной конкурентной борьбе. Механизм игры прост по сути, но в достаточной степени моделирует процесс электроснабжения.


Аудитория:
Взрослая


Взаимодействие:
Конкуренция


Случайность:
Математичность


Вживание:
Не нужно


Настрой:
Спортивный

- Однажды, сэр, вы обложите его налогом.
Ответ Майкла Фарадея на вопрос о практической пользе электричества

Электрификация всей страны
Победит в игре тот, кто обеспечит энергией больше всех городов. Города должны быть подключены к непрерывной энергосети. Расширение ее стоит денег, которые идут на строительство линий между городами и подстанций в городах.


Карта Америки и Германии.

Чтобы сеть заработала, покупаются электростанции. Они отличаются потреблением ресурсов и производительностью.

К купленным станциям на рынке приобретаются ресурсы. Рынок подчиняется одной простой закономерности: чем выше спрос на ресурс, тем выше его цена. Механика регулирования цен выполнена просто и элегантно. Фишки ресурсов заранее выставляются на краю игровой доски, и каждая стоит больше предыдущей. Каждый ход игроки покупают фишки, какие захотят, а в конце восстанавливается фиксированное количество топлива.


Карта Германии.

Наконец, закупленные ресурсы расходуются на станциях и в сети появляется электрический ток. За каждый город в сети, которому хватило энергии, начисляются деньги.



В общем, процесс электроснабжения таков: Ресурсы -> Станции -> Сеть -> Города -> Прибыль

Повторяется он с небольшими вариациями каждый ход на протяжении всей партии. Звучит однообразно? Пожалуй. Интересно ли это на деле? Очень, от первого и до последнего хода.

Каждый ход состоит из следующих фаз:

  • Определение порядка игроков. Порядок игроков очень важен и определяется количеством городов в сети каждого. Игрок с наибольшим числом городов - лидер, при этом игра для него усложняется. И напротив, отстающий игрок, который ходит последним, получает преимущество - покупку станции без наценок. Таким образом здесь борются с монополистами.


    Такие станции доступны на первом ходы игры.
    Слева направо - мазутная, угольная, гибридная станции и станция на вторсырье.

  • Аукцион электростанций. Постоянно доступны для покупки восемь станций, отсортированных от дешевых к дорогим. Игроки по очереди выставляют интересующие их станции на торги, выбираемые из четырех самых дешевых, и борются за них. Кто больше дал - тому она и достанется.

    Помимо стартовой цены, станции различаются еще по нескольким параметрам: типу и количеству потребляемого топлива и числу снабжаемых городов. При этом имеются гибридные станции, работающие на двух видах топлива, и экологические, не требующие его вовсе.

    Взять количеством не выйдет - больше трех станций иметь нельзя. Новые станции будут заменять старые.

  • Покупка ресурсов. Большинство электростанций необходимо снабжать ресурсами, причем регулярно. Рынок ресурсов здесь имеет очень простую, но любопытную модель. Имеется четыре вида топлива: уголь, мазут, вторсырье и уран. Они пополняются каждый ход с разной скоростью. Угля на рынок поступает много, урана, понятное дело, мало. И цена этих ресурсов напрямую определяется доступным их количеством. Например, если у всех игроков угольные заводы, раскупать уголь станут быстрее, чем он будет возобновляться, - и тогда цены вырастут до максимума. А пока ни у кого нет ядерных станций, уран понемногу поступает на склады, простаивает там и теряет в цене.

    Склады электростанций вмещают двойную норму ресурсов, то есть могут работать два хода при полной загрузке. И иногда имеет смысл запасаться ресурсами впрок - например, если ожидается рост цен.

  • Строительство. Города на карте соединены трубами, подписанными числами. Они символизируют линии электропередач. А числа показывают стоимость строительства линии между данными городами. Каждый игрок начинает с одного города и по трубам присоединяет к нему следующие. При этом нужно оплатить все задействованные трубы и сам факт подключения города. Вначале игроки не могут включать в свои энергосети чужие города, но впоследствии каждый город сможет войти в две или три сети сразу. Принадлежность города к той или иной сети обозначается разноцветными домиками.

    Расширение сети - очень значимый стратегический аспект игры. Подключение разных городов сильно разнится по цене и открывает разные пути дальше. В интересах каждого игрока занять самые дешевые места, и как можно быстрее.



  • Бюрократия. Самая последняя фаза по порядку, но не по важности. Здесь игроки запускают свои электростанции, тратят ресурсы и получают деньги за каждый город в сети, который оказался снабжен электричеством. Это самый важный нюанс игры - подключенные, но не снабженные города не оплачиваются. И напротив, переизбыток энергии, который некуда было направить, теряется впустую.

    Также в этой фазе происходит пополнение рынка ресурсов.

    Борьба за мегаватты
    Однако накопление денег - не самоцель. Игра закончится, когда на поле появится сеть из семнадцати городов. И победителем станет тот, кто сможет снабдить электричеством наибольшее количество городов. Причем освоение игроком семнадцатого города еще не означает его победу. Победителем может оказаться и сеть из меньшего количества городов, в которой энергоснабжение налажено лучше.



    Игра, помимо ходов и фаз, разделена еще и на три этапа. Этапы отражают прогресс в науке, технике и энергопотреблении. C каждым этапом растет приток ресурсов на рынок и число сетей, к которым может принадлежать каждый город. В то же время на рынке появляются чрезвычайно мощные электростанции, которые были в принципе не доступны в начале игры. Хотя станции попадают на рынок из перетасованной стопки, правила предписывают удалять оттуда самые дорогие и откладывать отдельно.



    Развитие энергосетей ко второму и третьему этапу соответственно.

    Как должно быть видно из описания структуры хода, в «Энергосети» раздолье для конкурентной борьбы. Она идет и за станции, и за города, и за ресурсы. Влияние случайности здесь практически отсутствует и есть возможность просчитывать ходы далеко вперед, как в шахматах. Прибыли, цены на рынке ресурсов, торги за станции - все это подконтрольные игрокам факторы. Но так как каждый действует согласно собственному плану, общая картина получается довольной сложной, а игра - глубокой.



    «Эта ядерная станция хороша, но, чтобы окупить ее, мне понадобится дорогой уран, три города и прокладка длинной сети между ними. Пожалуй, лучше приобрести экологическую станцию и взять два города в сеть. Меньше электроэнергии, но экономия на топливе. К тому же у других игроков есть запасы урана, и они могут составить слишком сильную конкуренцию на аукционе. Решено, поторгуемся за экостанцию» - примерно так приходится рассуждать игроку постоянно. И это еще упрощенная ситуация, обычно желательно спланировать свои действия еще дальше. Может быть, скоро грядет второй этап и урана станет больше? Может быть, скоро удастся включить в сеть несколько городов почти задаром, лишь бы энергии на них хватило? Может быть, на рынке появятся гораздо более эффективные станции и с покупкой стоит вообще повременить? На такие вопросы игрокам предстоит отвечать постоянно, а правильные ли были ответы - покажет время.



    Основным поставщиком электроэнергии в стране должен остаться только один!

    Увлекательность 2 из 3
    достоинства: интересный игровой процесс, реиграбельность
    недостатки: слишком длинные партии
    Взаимодействие 1 из 3
    достоинства: широкое поле для конкурентной борьбы
    недостатки: воздействия на противника только косвенные
    Проработка 3 из 3
    достоинства: продуманная и сбалансированная игровая механика
    недостатки: много времени уходит на подготовку к игре
    Атмосфера 1 из 3
    достоинства: воспроизведен процесс работы электросети
    недостатки: нет объяснения некоторым игровым условностям
    Качество 3 из 3
    достоинства: очень хороший картон поля, качественные фигурки
    недостатки: низкокачественная бумага игровой валюты

    Вердикт: Простая по сути, но глубокая по содержанию экономическая евронастолка. Выверенная игровая модель должна прийтись по вкусу любителям вдумчивых игр. Несмотря на всю свою математичность, не лишена романтики будней бизнесмена-электрификатора.
  • сложно?немного, партия:60-90мин, игроков:4, вживание:нет, игроков:6, игроков:2, жанр:еврогейм, игроков:3, случайно?логика, рубрика:обзор, автор: Борис Самарин, взаимодействие:конкуренция, тип игры: коробочная, настрой:спортивный, игроков:5, аудитория:взрослые, подготовка:5-9мин

    Previous post Next post
    Up