Автор: Борис
tielestr Самарин
Зарубежное название: Power Grid, Alta Tensao, Funkenschlag
Издатель: Rio Grande Games, Hobby World
Геймдизайнеры: Friedemann Friese
Сайт:
http://riograndegames.com/games.html?id=5 Тип:
настольно-печатнаяЧисло игроков (и оптимальное): 2-6 (4-5)
Сложность освоения: умеренная
Время подготовки: 5-15 минут
Время партии: до 2 часов
«Энергосеть» - экономическая настольная игра про развитие сетей электроснабжения в отдельно взятой стране. В Америке или Германии - на ваш выбор. Каждому игроку здесь предлагается возглавить собственную энергетическую компанию и повести ее к лидерству в отрасли. И сделать это предстоит в честной конкурентной борьбе.
Механизм игры прост по сути, но в достаточной степени моделирует процесс электроснабжения.
Аудитория:
Взрослая
Взаимодействие:
Конкуренция
Случайность:
Математичность
Вживание:
Не нужно
Настрой:
Спортивный - Однажды, сэр, вы обложите его налогом.
Ответ Майкла Фарадея на вопрос о практической пользе электричества
Электрификация всей страны
Победит в игре тот, кто обеспечит энергией больше всех городов. Города должны быть подключены к непрерывной энергосети. Расширение ее стоит денег, которые идут на строительство линий между городами и подстанций в городах.
Карта Америки и Германии.
Чтобы сеть заработала, покупаются электростанции. Они отличаются потреблением ресурсов и производительностью.
К купленным станциям на рынке приобретаются ресурсы. Рынок подчиняется одной простой закономерности: чем выше спрос на ресурс, тем выше его цена. Механика регулирования цен выполнена просто и элегантно. Фишки ресурсов заранее выставляются на краю игровой доски, и каждая стоит больше предыдущей. Каждый ход игроки покупают фишки, какие захотят, а в конце восстанавливается фиксированное количество топлива.
Карта Германии.
Наконец, закупленные ресурсы расходуются на станциях и в сети появляется электрический ток. За каждый город в сети, которому хватило энергии, начисляются деньги.
В общем, процесс электроснабжения таков: Ресурсы -> Станции -> Сеть -> Города -> Прибыль
Повторяется он с небольшими вариациями каждый ход на протяжении всей партии. Звучит однообразно? Пожалуй. Интересно ли это на деле? Очень, от первого и до последнего хода.
Каждый ход состоит из следующих фаз:
Определение порядка игроков. Порядок игроков очень важен и определяется количеством городов в сети каждого. Игрок с наибольшим числом городов - лидер, при этом игра для него усложняется. И напротив, отстающий игрок, который ходит последним, получает преимущество - покупку станции без наценок. Таким образом здесь борются с монополистами.
Такие станции доступны на первом ходы игры.
Слева направо - мазутная, угольная, гибридная станции и станция на вторсырье.
Аукцион электростанций. Постоянно доступны для покупки восемь станций, отсортированных от дешевых к дорогим. Игроки по очереди выставляют интересующие их станции на торги, выбираемые из четырех самых дешевых, и борются за них. Кто больше дал - тому она и достанется.
Помимо стартовой цены, станции различаются еще по нескольким параметрам: типу и количеству потребляемого топлива и числу снабжаемых городов. При этом имеются гибридные станции, работающие на двух видах топлива, и экологические, не требующие его вовсе.
Взять количеством не выйдет - больше трех станций иметь нельзя. Новые станции будут заменять старые.
Покупка ресурсов. Большинство электростанций необходимо снабжать ресурсами, причем регулярно. Рынок ресурсов здесь имеет очень простую, но любопытную модель. Имеется четыре вида топлива: уголь, мазут, вторсырье и уран. Они пополняются каждый ход с разной скоростью. Угля на рынок поступает много, урана, понятное дело, мало. И цена этих ресурсов напрямую определяется доступным их количеством. Например, если у всех игроков угольные заводы, раскупать уголь станут быстрее, чем он будет возобновляться, - и тогда цены вырастут до максимума. А пока ни у кого нет ядерных станций, уран понемногу поступает на склады, простаивает там и теряет в цене.
Склады электростанций вмещают двойную норму ресурсов, то есть могут работать два хода при полной загрузке. И иногда имеет смысл запасаться ресурсами впрок - например, если ожидается рост цен.
Строительство. Города на карте соединены трубами, подписанными числами. Они символизируют линии электропередач. А числа показывают стоимость строительства линии между данными городами. Каждый игрок начинает с одного города и по трубам присоединяет к нему следующие. При этом нужно оплатить все задействованные трубы и сам факт подключения города. Вначале игроки не могут включать в свои энергосети чужие города, но впоследствии каждый город сможет войти в две или три сети сразу. Принадлежность города к той или иной сети обозначается разноцветными домиками.
Расширение сети - очень значимый стратегический аспект игры. Подключение разных городов сильно разнится по цене и открывает разные пути дальше. В интересах каждого игрока занять самые дешевые места, и как можно быстрее.
Бюрократия. Самая последняя фаза по порядку, но не по важности. Здесь игроки запускают свои электростанции, тратят ресурсы и получают деньги за каждый город в сети, который оказался снабжен электричеством. Это самый важный нюанс игры - подключенные, но не снабженные города не оплачиваются. И напротив, переизбыток энергии, который некуда было направить, теряется впустую.
Также в этой фазе происходит пополнение рынка ресурсов.
Борьба за мегаватты
Однако накопление денег - не самоцель. Игра закончится, когда на поле появится сеть из семнадцати городов. И победителем станет тот, кто сможет снабдить электричеством наибольшее количество городов. Причем освоение игроком семнадцатого города еще не означает его победу. Победителем может оказаться и сеть из меньшего количества городов, в которой энергоснабжение налажено лучше.
Игра, помимо ходов и фаз, разделена еще и на три этапа. Этапы отражают прогресс в науке, технике и энергопотреблении. C каждым этапом растет приток ресурсов на рынок и число сетей, к которым может принадлежать каждый город. В то же время на рынке появляются чрезвычайно мощные электростанции, которые были в принципе не доступны в начале игры. Хотя станции попадают на рынок из перетасованной стопки, правила предписывают удалять оттуда самые дорогие и откладывать отдельно.
Развитие энергосетей ко второму и третьему этапу соответственно.
Как должно быть видно из описания структуры хода, в «Энергосети» раздолье для конкурентной борьбы. Она идет и за станции, и за города, и за ресурсы. Влияние случайности здесь практически отсутствует и есть возможность просчитывать ходы далеко вперед, как в шахматах. Прибыли, цены на рынке ресурсов, торги за станции - все это подконтрольные игрокам факторы. Но так как каждый действует согласно собственному плану, общая картина получается довольной сложной, а игра - глубокой.
«Эта ядерная станция хороша, но, чтобы окупить ее, мне понадобится дорогой уран, три города и прокладка длинной сети между ними. Пожалуй, лучше приобрести экологическую станцию и взять два города в сеть. Меньше электроэнергии, но экономия на топливе. К тому же у других игроков есть запасы урана, и они могут составить слишком сильную конкуренцию на аукционе. Решено, поторгуемся за экостанцию» - примерно так приходится рассуждать игроку постоянно. И это еще упрощенная ситуация, обычно желательно спланировать свои действия еще дальше. Может быть, скоро грядет второй этап и урана станет больше? Может быть, скоро удастся включить в сеть несколько городов почти задаром, лишь бы энергии на них хватило? Может быть, на рынке появятся гораздо более эффективные станции и с покупкой стоит вообще повременить? На такие вопросы игрокам предстоит отвечать постоянно, а правильные ли были ответы - покажет время.
Основным поставщиком электроэнергии в стране должен остаться только один!
Увлекательность 2 из 3
достоинства: интересный игровой процесс, реиграбельность
недостатки: слишком длинные партии
Взаимодействие 1 из 3
достоинства: широкое поле для конкурентной борьбы
недостатки: воздействия на противника только косвенные
Проработка 3 из 3
достоинства: продуманная и сбалансированная игровая механика
недостатки: много времени уходит на подготовку к игре
Атмосфера 1 из 3
достоинства: воспроизведен процесс работы электросети
недостатки: нет объяснения некоторым игровым условностям
Качество 3 из 3
достоинства: очень хороший картон поля, качественные фигурки
недостатки: низкокачественная бумага игровой валюты
Вердикт: Простая по сути, но глубокая по содержанию экономическая евронастолка. Выверенная игровая модель должна прийтись по вкусу любителям вдумчивых игр. Несмотря на всю свою математичность, не лишена романтики будней бизнесмена-электрификатора.