Игросказ vs. Once Upon A Time

Apr 02, 2013 18:30

Автор: Владимир Торцов



Название: Игросказ / Once Upon A Time
Издатель: Мир Фэнтези / Atlas Games
Геймдизайнеры: Антон Карелин / Richard Lambert, Andrew Rilstone, James Wallis
Сайт: http://igrology.ru/ / http://blog.atlas-games.com/
Тип: настольно-печатная
Число игроков (и оптимальное): 2-12 (4-6) / 2-6 (5-6)
Сложность освоения: низкая
Время подготовки: до 5 минут
Время партии: до 30 минут

За тридевять земель
«Однажды давным-давно...» - сколько сказочных историй начинается такими словами - не перечесть.

Создатели игры настольной карточной игры Once Upon A Time еще в далеком 1994 году решили: пусть эта присказка звучит еще чаще, даешь сказки, сочиняемые непосредственно в процессе игры! Сказано - сделано: Once Upon A Time увидела свет шестнадцать лет назад; в 1995-м вышло второе издание, и победный марш по Америкам и Европам этой во всех смыслах сказочной игры начался.

К сожалению, на 1/6 части суши игра долгое время не пользовалась широкой популярностью. Основной причиной этого скорее всего стоит считать отсутствие русского издателя и отечественной локализации Once Upon A Time. Однако относительно недавно на улицу всех любителей словесок, отчаянных выдумщиков и фантазеров пришел внезапный праздник:


Аудитория:
Всех возрастов


Взаимодействие:
Конкуренция


Случайность:
Cлучайность до игрового выбора


Вживание:
Необходимо


Настрой:
Юмористический

Ох уж эти сказочники!
Once Upon A Time и «Игросказ» замешаны на совершенно одинаковом тесте - в обеих играх перед участниками стоит задача совместными усилиями рассказать сказочную историю и привести ее к уникальному финалу. Выглядит это следующим образом: игроки набирают себе в руку несколько так называемых сюжетных карт (строительный материал для будущих рассказов), а также одну единственную карточку-финал (содержащую текст окончания сказки), чтобы затем с помощью собственной фантазии и смекалки создать неповторимую историю. Поскольку каждый игрок стремится закончить сказку именно так, как это нужно ему, борьба между андерсенами, пушкиными и гофманами разворачивается нешуточная - рассказчики перехватывают друг у друга инициативу, смело вводят новых персонажей и закручивают лихие сюжетные твисты в стиле кинорежиссера М. Найта Шьямалана.




Различия в игровой механике Once Upon A Time и «Игросказа» носят чисто косметический характер. В заморской версии игроки могут использовать специальные карточки прерывания, позволяющие вклиниться в чужой рассказ и продолжить сочинять историю вместо автора.



В «Игросказе» этот тип карт сохранился, но разработчики решили добавить игре дополнительной остроты и обязали прерывающего предлагать свою версию последних событий взамен той, что была у предыдущего рассказчика. Таким образом, в игре запросто возможна ситуация, когда вместо доброй феи в чаще леса герой внезапно встречает банду разбойников, ведьму, а то и вовсе старуху Смерть. Большинством голосов участников игры выносится вердикт - стала ли история интереснее после таких нововведений, или же старый сюжет лучше, и, в зависимости от общего решения, ход либо переходит к дерзкому выскочке, либо остается за предыдущим оратором.


До «Звездных войн»
император Палпатин снимался в сказках.

Вторым нововведением «Игросказа» можно назвать систему «аплодисментов» - своеобразной внутриигровой «валюты». В Once Upon A Time победитель определялся вполне однозначно - кто смог рассказать свою историю целиком (сбросив при этом все сюжетные карточки с руки) и успешно привел рассказ к своей концовке - тот и победитель, сказочке конец, а кто слушал - молодец.



«Игросказ» дает возможность выиграть не только самым упорным, но и самым креативным - правила игры позволяют всем участникам в любой момент наградить талантливого рассказчика несколькими фишками-аплодисментами, а в конце партии игрок с наибольшим количеством этих фишек может претендовать на победу, даже если не сумел благополучно завершить историю.


Яд - незаменимый ингредиент
практически каждой драматической истории.

В теории такой подход позволяет сделать игру интереснее и поощряет игроков к нестандартным выдумкам и смелым проявлениям фантазии, но на деле о существовании фишек-аплодисментов частенько забывают. В самом деле, если сидящего рядом рассказчика вполне можно поощрить аплодисментами самыми настоящими, то необходимость в фишках как-то сама собой отпадает.

Красна колода картами
«Игросказ» и его англоязычный аналог сближает и прекрасное оформление. Если Once Upon A Time отличают стильные минималистичные зарисовки, которые лишь намекают на значение той или иной карты, то «Игросказ» совсем не стесняется демонстрировать полноразмерные картинки, как какой-нибудь «Берсерк».




Это интересно: с последним, кстати, связан забавный факт: одна из иллюстраций к сюжетной карте «Великан» «Игросказа» - точная копия картинки к берсерковской карте «Огр-Турак». Такой вот блуждающий из игры в игру великан-шатун.



Есть у «Игросказа» своя ярко выраженная специфика - с детства знакомая атмосфера русских сказок. Там, где с карточек Once Upon A Time на игроков взирают злобные мачехи, королевские особы и бесы, на картах «Игросказа» можно увидеть статных богатырей, озорных домовых и даже натуральную Бабу-Ягу. Усиливают национальный колорит всевозможные сказочные артефакты: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы и ковер-самолет.

В «Игросказе» дизайнеры по-разному оформили счастливые и несчастливые концовки. На жизнерадостном светлом фоне счастливых финалов изображены сокровища, цветущие розы и обручальные кольца, а на темно-синем фоне карт с несчастливыми окончаниями нарисован зловещий натюрморт с человеческим черепом, горящей свечой и отравленным клинком.


От печали до радости - один единственный поворот сюжета.

Занятные карточки финалов - одно из несомненных преимуществ «Игросказа» перед западным оригиналом. Особенно удались мрачные несчастливые концовки. Как вам, например, такая: «Демон улыбнулся, и это было последним, что они помнили» или, скажем, такая: «Увидев, что все ее предали, она расхохоталась и бросилась со скалы в бушующее море»?

На заметку: особенно приятно, что дизайнеры игры предусмотрели возможность для творчества. В обеих колодах, сюжетной и концовочной, есть несколько чистых карточек, содержание которых можно придумать самим. Всегда мечтали услышать волшебную сказку, в которой фигурировали бы Терминатор, меч Фростморн или личинка Чужого, а закончить историю вашей мечты ядерным апокалипсисом, нашествием зомби или внезапным пробуждением главного героя в уютной кроватке? Теперь вам и карты в руки.

Эпилог
Несмотря на то, что практически любая игра подразумевает наличие победителей и проигравших, «Игросказ» в ряду настольных развлечений стоит особняком. Победа здесь приятна, но имеет лишь косвенное значение. Настоящей наградой для всех участников игры становится удовольствие от причастности к красивой, интересной и забавной истории - плоду совместного творчества всех и каждого.




Вне всяких сомнений, если бы таких игр, как Once Upon A Time и «Игросказ», не существовало, их следовало бы выдумать. А раз уж их придумали до нас, ничего лучше не остается, как сочинять с их помощью истории: романтические сказки и мрачные баллады, поучительные басни и философские притчи, готические ужасы и мифологические эпопеи.



Самим же играм хочется пожелать лишь одного: пусть их популярность будет шириться, а новые поколения сказочников расти, разыгрывая в них бесконечные партии: «И жили они долго и счастливо...»

Увлекательность 3 из 3
достоинства: в правильной компании - море удовольствия от игры гарантировано
недостатки: это самое удовольствие сильно зависит от мастерства участников
Взаимодействие 3 из 3
достоинства: игра всячески подталкивает к коллективному мифотворчеству
недостатки: нерешительные игроки могут бездействовать всю партию
Проработка 2 из 3
достоинства: большой ассортимент карт позволяет избежать нудных повторений
недостатки: не все задумки авторов действительно работают
Атмосфера 2 из 3
достоинства: игра мгновенно настраивает на правильный «сказочный» лад
недостатки: русская версия игры порой злоупотребляет славянским колоритом
Качество 3 из 3
достоинства: яркие и красочные карты приятно держать в руках
недостатки: качество иллюстраций сильно варьируется от карты к карте

Вердикт: Отечественная вариация на тему одной из лучших, но при этом трагически недооцененных настольных игр XX века. Изящная интеллектуальная забава для компании фантазеров любого пола и возраста.

подготовка:1-5мин, игроков:7, игроков:4, игроков:6, автор: Владимир Торцов, сложно?просто!, рубрика:аналитика, жанр:салонная, игроков:9+, игроков:2, once upon a time, аудитория:все, игроков:3, случайно?карты, настрой:юмористический, рубрика:обзор, вживание:необходимо, партия:10-30мин, взаимодействие:конкуренция, тип игры: коробочная, игроков:5, игроков:8

Previous post Next post
Up